Открытый урок внеклассного чтения в 1 классе «В гостях у Агнии Львовны Барто»
Конспект открытого урока внеклассного чтения в 1 классе
«В гостях у Агнии Львовны Барто»
Цели:
расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, аудиозапись стихов поэтессы, игрушки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие, и довольно необычное.
(Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадку)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется самолет. Дети имитируют средство передвижения.)
1 остановка.
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
В ней поселились мудрецы
В застекленные дворцы.
В тишине наедине
Они откроют тайны мне. (библиотека)
Учитель. Сейчас мы отправляемся в путешествие в школьную библиотеку.
Перед дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и прочитывают табличку. Выясняется значение слова «библиотека». В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.
Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей.
Учитель. Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
Учитель. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: "Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи. Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. (С. Михалков)»
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
В 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение «Снегирь».
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Дети читают стихотворение, текст, которого есть у каждого.
Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.
(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)
Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
Вы были совсем маленькими, а уже знали стихотворение про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мяч упал в воду. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вышли в первой книге Игрушка. Исполняются стихотворения (у каждого игрушка)
СЛОН, МИШКА, БЫЧОК, ЗАЙКА (приложение)
3 остановка. «Школа».
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет. (школа)
(На доске появляется надпись «Школа».)
Учитель:
Ну, вот вы подросли, отложили свои любимые игрушки и вместе с вами, выросли стихи А.Барто. Она написала очень много стихов о вашей жизни, о ваших занятиях в школе.
Большое место в раннем творчестве поэтессы занимали сатирические и юмористические стихотворения. В то время было распространено мнение, что детской поэзии противопоказана сатира, поэтому Агнии Барто потребовалось много смелости, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.
Три девочки друг за другом, читают стихиСледующее стихотворение А.Барто называется «Я выросла».
Первичное восприятие текста стихотворения. Чтение стихотворения диктором с презентацией.
Я выросла.
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Обсуждение на основе прочитанного произведения.
- Почему девочка решила отдать свои игрушки брату?
(Возможные варианты ответа: девочка пошла в школу, учится по букварю, стала школьницей, посчитала себя взрослой).
- Отдала ли она свои игрушки Сереже? (Нет)
- Почему? Назовите причины.
(Куклу жалко, заяц нужен ей самой, медведь измазан, паровоз без колеса)
- Какое окончательное решение приняла девочка?
(Ничего не дарить, потому что сама тоже любила играть).
- Ребята, а у вас есть любимые игрушки?
- Став школьниками, вы играете с ними? Когда? (В свободное от уроков время).
Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
(инсценировка стихотворения)
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Вы встречались с такими Любочками? У нас их, наверное нет?!
Учитель. Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?
Физкультминутка.
4 остановка «Переулок знатоков»
Учитель. Готовясь к сегодняшнему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много стихов А. Л. Барто. Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали и в роли слушателей, и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.
Поиграем. Ребятам предлагается игра
Игра доскажи словечко.
(приложение)
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. (имитируют) Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ. Ведь Агния Львовна Барто - это ещё и сценарист. Фильмы и мультики по её стихам и прозе входят в нашу жизнь лет с 3 – 4….
Учитель Вывод – обобщение
Учитель: Чем близки нам стихи А.Л.Барто? (Они про нас)
Что осуждают? Чему учат?
Учитель: Да, стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. А.Л. огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи Барто ведут нас с детства до взрослой жизни. Хотя нет с нами Агнии Львовны Барто (она умерла в 1981 году), она не перестает быть любимым писателем детворы. Она сделала счастливыми многих детей и взрослых, стала для них самым дорогим человеком.
Учитель: Молодцы ребята! Вы правильно понимаете стихи. Читайте, учитесь у них жить, воспитывать характер.
Послушайте выступление Агнии Барто. Агния Барто читает свои стихи.
Список используемой литературы
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2004
Владимирова В. Азбука для самых маленьких. М.: АСТ – Пресс. 2009
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М.: ВАКО, 2004
Кондратина Т.И. Чтение. 1 класс – М.: Издат – Школа, 2008
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ