Открытое музыкальное занятие в 5 классе «Русские народные инструменты»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
открытое музыкальное занятие
«Русские народные инструменты» в 5 классе.
Подготовила и провела воспитатель 1 категории Рохвадзе Н.Н.
Цель: знакомство с русской народной культурой.
Задачи:
Формирование знаний о музыке в процессе собственной музыкально исполнительной деятельности;
Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
Развитие музыкально-исполнительские навыков, совершенствование певческих навыков.
Оборудование: музыкальный инструмент (аккордеон), СД.
Наглядные пособия: иллюстрации, схемы по изучению нотной грамоты, русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, свистульки, гусли, балалайка).
Ход занятия.
Организационный момент.
I. Распевание.
Вокально-артикуляционное упражнение «Ду-ду-ду, паровоз, всех ребят с собой привёз», вслух всем вместе повторить слова.
Прохлопать ритм.
Одновременное начало музыкальных фраз «Ду-ду-ду» и «Всех ребят».
Короткое дыхание.
Напомнить о певческой установке.
Исполнение со словами.
Работа над песней «Весёлый музыкант» Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко.
1. Проиграть мелодию. Напомнить о дыхании (по фразам). Обратить внимание на точность интонирования.
2. Исполнение с сопровождением (3 куплета).
3. Вопросы: Какой характер музыки? (грустная, весёлая, медленная, быстрая).
Скрипка, балалайка, барабан. Что это? (музыкальные инструменты).
Как на них играют? (Дети изображают игру на этих инструментах).
4. Исполнение с имитацией игры (после каждого куплета).
5. Какие музыкальные инструменты вы знаете? (пианино, ложки, аккордеон, баян и др.)
А какие русские народные? (ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, свистульки, гусли, балалайка).
II. Беседа о русских народных инструментах.
1. Показать иллюстрации с изображением русских народных инструментов (ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, свистульки, гусли, балалайка, дудочка и рожок). Назвать каждый. Всем вместе.
Пришла посылка. (коробка с инструментами). Отгадать какие инструменты там находятся.
2. Игра «Какой звучит инструмент?». Выбирается один участник, он отворачивается. Надо определить на слух звучащий инструмент: ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, свистульки, бубен. Повторить 2-3 раза с разными участниками.
III. Слушание музыки «Камаринская плясовая», СД.
IV. Музыкально-ритмическая минутка.
Плясовые движения под музыку «Камаринская».
V. Объяснение нового материала.
На доске таблички с названием инструментов ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, свистульки, гусли, балалайка, гудок (название закрыто).
Отгадайте загадки:
1. В лесу выросло, из лесу вынесено,
На руках плачет, а на полу скачет. (балалайка)
2. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (гармонь)
Открыть табличку с названием гудок.
А что такое гудок?
Сватался за Катеньку из деревеньки скоморох,
Сказывал он Катеньке про умение своё:
Есть у меня, Катенька, и скрипка, и гудок.
Рассказать. Показать иллюстрации. Видеофильм «Русичи».
Беседа после просмотра.
Рисунки учащихся с изображением русских народных инструментов.
Нотная грамота.
Нотоносец. Скрипичный ключ. Ноты «соль» и «ми». Схемы.
VI. Игра на музыкальных инструментах.
Раздать инструменты всем присутствующим. Исполнение плясовой «Барыня», русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени».
VII. Подведение итогов.
С каким новым русским народным инструментом вы сегодня познакомились?
Отметить лучшего исполнителя, лучшего слушателя, самого старательного.