Открытое занятие педагога-психолога «Место под Солнцем»

5
0
Материал опубликован 14 May 2018 в группе

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

«Место под Солнцем»

Разработчик: педагог-психолог МОУ «СОШ с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» Калёнова Ксения Андреевна

Актуальность: В настоящее время подросткам очень важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. Важно помочь подросткам увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в ней, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперёд. Данная тема занятия актуальна потому, что в подростковом возрасте у обучающихся возрастает интерес к себе, к своим возможностям, способностям, подростки достаточно открыты к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Аудитория: подростки в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный состав группы от 6 до 10 человек.

Цель: профилактика суицидального поведения, формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Задачи:

создание условий эмоционального комфорта;

профилактика суицидального поведения без обозначения слова «суицид» в процессе занятия;

развитие самосознания у подростков;

повышение коммуникативных навыков и уверенности;

актуализация жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;

содействие групповому сплочению;

развитие рефлексии.

Ожидаемый результат: подростки приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.

Структурные компоненты занятия:

1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.

2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.

3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.

Содержание занятия

Вводная часть – 15 минут

Педагог-психолог приветствует обучающихся: «Здравствуйте! Рада вас снова видеть сегодня. За окном весна, расцветают первые цветы, теплее светит солнце. Это отражается в моём хорошем, приятном и свежем настроении, которое похоже на поляну первых жёлтых подснежников.

У каждого из вас сегодня какое-то своё настроение. Возможно, оно каким-то интересным цветом, формы, запахом. Подумайте о своём настроении сейчас.

Перед собой вы видите много разноцветных мохнатых проволок. С помощью них изобразите, пожалуйста, образ своего настроения. Можете использовать несколько таких проволок, дополнять образ своего настроения дополнительными деталями: лентами, бусинками».

Обсуждение: «Вижу вы закончили создавать образ своего настроения сегодня. Расскажите, почему образ настроения сегодня выглядит именно так, как это связано с вашим настроением?

* Доп. вопросы. Представь, что твоё на­строение начало портиться (улучшаться). Из-за чего это может произойти? Каким становится твое настроение? Что в первую очередь изменится в образе настроения?

Вопросы:

Как тебе работалось?

Какие эмоции вызывает получившийся образ твоего настроения сегодня?

Какое твоё настроение сегодня?

На что похоже твоё настроение?

Давай немного пофантазируем, где живёт образ твоего настроения?

Каким образом он получает энергию, заряжается?

Какое его назначение?

Какие в нём есть функции?

Кто за ним ухаживает?

Как образ твоего настроения сегодня похож на тебя в жизни?

Основная часть – 25 минут

Педагог-психолог: «Человеческая жизнь насыщена множеством красок. И насколько хорошей получится эта картина жизни зависит от желания, целей, убеждений и действий самого человека. Кто-то посвящает себя творчеству, а кто-то научно исследует закономерности и взаимосвязи. Каждый из нас свободен в выборе своих жизненных ориентиров. По мере того, как мы осознанно отвечаем для себя на вопросы «что я хочу», «что я могу», «что мне нужно сейчас», «к кому я могу обратиться за поддержкой», «кому я могу дать свою поддержку», мы делаем первые самостоятельные шаги к обретению своего «места под солнцем».

Как вы понимаете выражение «Место под солнцем»? Ответы подростков.

Вы дали верные, достаточно точные и интересные ответы. Фразеологический словарь русского языка определяет выражение «место под солнцем» как возможность полноценного и полноправного существования. Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? Ответы подростков.

Педагог-психолог: «На столе разложены части тела различных роботов.

Голова – это мысли;

Тело – это чувства;

Ноги - это действия;

Представьте, что вы – создатели роботов. Каждому из вас нужно создать своего робота, который был бы похож на вас. Придумайте, пожалуйста, своему роботу конкретное предназначение, для чего он создан, какие цели и функции есть у этого робота, что у него лучше всего получается делать, чем он может быть полезен окружающим. Раскрасьте робота, как вам хочется, используя цветные карандаши, фломастеры, пастель и пластилин». Обучающиеся создают своего робота, склеивают его части тела, раскрашивают.

В кругу: «Теперь, когда ваши роботы готовы, вам нужно представить их. Сделать это нужно следующим образом: необходимо представить себя в образе вашего робота, его интонацию, жесты, мимику. Затем самопрезентовать себя, от его лица, другими словами, побыть в роли вашего робота и рассказать кто он такой, что он умеет, какие функции у него есть, что ему нравится, почему он получился именно таким, чем он занимается, с кем он общается, чем он полезен окружающим, какое его предназначение.». Обучающиеся рассказывают про своего робота и его предназначение.

Педагог-психолог:

Расскажите, как вам работалось?

Выбор какой части тела робота для вас был самым сложным? Почему?

Какое предназначение в жизни у ваших роботов?

Какие эмоции вызывает получившийся образ?

Скажите, пожалуйста, как вам работалось в парах?

Чем похож робот у каждого из вас на вас самих?

Заключительная часть – 20 минут

Педагог-психолог: «Посмотрите, насколько разными вы создали своих роботов. Как вы думаете, от чего это могло зависеть?». Ответы подростков.

Действительно, у каждого человека есть своё мировоззрение, свои цели, способности, свой круг общения, свои интересы и увлечения. Они могут быть полезными не только для нас самих, но и для окружающих нас людей, другими словами, когда мы общаемся друг с другом, у нас есть возможность не только узнать что-то новое от кого-то, но и передать свой личный опыт, который для окружающих будет важным, необходимым и интересным.

В нашем кабинете светит яркое солнце. Предлагаю найти вашим роботам место под ним. Обозначить это место цветными мелками. Обучающиеся приклеивают своих робот под солнце.

Рефлексия

Педагог-психолог: «Тем временем, наше занятие завершается.

Расскажите пожалуйста, как вам сегодня работалось?

Какие эмоции вызвала наша сегодняшняя встреча?

О чём для вас была сегодняшняя тема занятия?

Что нового о себе сегодня узнали?

Обозначь одним словом своё впечатление о занятии.

В заключение хочу пожелать вам легких и интересных дорог, страстного желания в достижении ваших целей и устойчивой мотивации. Помните, что дорогу осилит идущий».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.