12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коньшина Наталья Геннадьевна17
0

Открытое занятие по логопедии в 4 классе «Путешествие по сказке «Снегурочка»

МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Открытое занятие по логопедии в 4 классе

«Путешествие по сказке «Снегурочка»

Составила: Учитель – логопед Коньшина Н.Г.

2018

Грамматическая тема: Безударные гласные в корне слова.

Лексическая тема: Путешествие по сказке «Снегурочка»

Цель: Развивать навыки анализа и синтеза на уровне слова и предложения.

Задачи:

- воспитывать умения работать в коллективе сверстников;

- развивать словесно-логического мышления;

- корригировать зрительное внимание ;

- познакомить с историей появления сказочного персонажа Снегурочки.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование.

1.

Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, занятие- соревнование, занятие - путешествие по сказке. По какой сказке мы будем путешествовать, вы скажете мне сами.

1. Скажите какое сейчас время года ?

2. Какие времена года являются соседями зимы?

- Сегодняшнее путешествие по сказке связано с зимним временем года.

1. Какие русские народные сказки вы знаете, где действие происходит зимой?

Кто не читал эти сказки, прочтите. Ведь русская народная пословица гласит «Сказка –ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»

 

- Послушайте загадку и дружно, хором скажите отгадку.

«Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут…
(Снегурочка!)"

Зима

Осень и весна.

«По щучьему веленью», «Лиса и волк», «Мороз Красный нос и мороз Синий нос» и т.д.

Снегурочка

Выставка книг

2.

Объявление темы занятия:

-Итак, мы отправляемся в путешествие по русской народной сказке «Снегурочка»

Только запомните, чтобы преодолеть все трудности команды должны решать все вопросы сообща, советоваться друг с другом и принимать единственное, но правильное решение. Неправильный ответ передаёт право голоса команде –сопернику. За правильное решение заданий команды получают снежинки .

 

Снежинки, карточки с

названиями команд «Хоровод» и «Карнавал»

3.

-Сделаем гимнастику для языка, чтобы правильно и чётко проговаривать все слова и предложения.

Арт. гимнастика

Облако зимнее, что несёшь в корзине ты?

- Снега сыпучие,

Ветры колючие,

Вьюги завьюжные

И снежки дружные.

Прибегали ребятки, приносили лопатки.

Ими снег сгребали, горку поднимали.

И лепили колобки, белоснежные комки.

-Надув щёки перегоняют воздух.

- С-с-с

-Ш-ш-ш

-В-в-в

ш-ш-ш

упр. «Лопатка»

упр. «Качели», «Горка»

упр. «Колечки»

 

4.

Тучки раздвигаются,
Солнце улыбается,
Это значит, это значит :
Сказка зачинается.

Жили -были старик и старуха. Всё у них было, но вот детей не было. Очень уж они горевали, печалились.

Однажды зимой выпало много-много снега. Все малые ребятишки выбежали на улицу.

(А что было дальше - помогите продолжить вы.

1) Задание. Прочитайте текст по ролям. Разыграйте сцену

Дети играли снежки., построил снеговика, катались на санках с горки.

Говорит старик старухе:

- Что, старуха призадумалась? Пойдём-ка и мы на улицу, слепим снежную бабу, зиме порадуемся.

- Что ж, пойдём, старик, только вылепим не бабу, а маленькую дочку- Снегурочку.

На том и порешили.

Вылепили Снегурочку, вставили вместо глаз две синие бусинки, нарисовали красные губки. Получилась очень хорошая снежная девочка, Снегурочка.

А Снегурочка пошевелила ножками, ручками и пошла по дорожке к дому.

Читают по ролям.

Слайд к сказке.

карточки с текстом

 

2 задание. (упражнения на зрительное восприятие и внимание)

-Но дорожка к дому была непростой. Помогите Снегурочке пройти к дому, подбирая однокоренные слова в пути.

-Какая орфограмма в корне этих слов требует проверки?

-Подберите из данных слов проверочное слово.

- Составьте предложение с использованием слов: снег и Снегурочка.

- То-то радости было старику и старухе! Растёт Снегурочка не по дням, а по часам, становится всё краше. Дочка у них как белая снежинка, глазки синие, коса русая до пояса. Вот только румянца у Снегурочки нет.

-Откуда же появилась в русском народном творчестве такая сказочная героиня-Снегурочка.

История снегурочки из прошлого.

Многие исследователи находят приметы современной Снегурочки в очень далеком прошлом и связывают ее появление и со старинными религиозными обрядами, и с языческой богиней смерти, зимы и ночи. В 19-м столетии образ Снегурочки как девочки, рожденной из снега, был известен во многих преданиях.

Только в 1937 году на новогоднем празднике в московском Доме Союзов впервые рядом с Дедом Морозом появляется Снегурочка, которая с этого времени становится его верной спутницей и одним из главных персонажей на новогоднем празднике.

-Когда выпадает первый снег, вы тоже любите лепить из липкого, сырого снега. Кого же вы лепите?

Физминутка

Давай , дружок!

Смелей, дружок!

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечёт слегка-

Увы, и нет снеговика.

Пришла весна, прилетели птички, запели свои звонкие песенки, на деревьях распустились листочки. Все ребята рады-радёшеньки, девушки хороводы водят. А Снегурочка грустит, печалится.

Настало лето. Зовут подружки Снегурочку в лес по грибы и ягоды, а ей бы в холодок- тенёк.

Старик со старухой уговаривают:

-Иди, Снегурочка, повеселись с подружками, полно дома-то от солнышка прятаться.

Делать нечего, взяла она лукошко, пошла в лес с подружками.

3 задание. Помогите Снегурочке наполнить лукошко. Какие ягоды растут в лесу летом, соберите их из букв

 

 

4 задание Кто только ни живёт в наших лесах. Кого же Снегурочка увидела в лесу? Попытайтесь, переставляя буквы в словах, получите другое слово и поставьте его во множественном числе.

Сила-(3214)-, соль-(3214)-, насос-(54312)-, стук-(4312)-, сел-(321)-.

Так и день прошёл. Вечер наступил. Надели девушки венки плетёные , разожгли костёр жаркий, и ну через него прыгать.

Только Снегурочка стоит в сторонке, дрожит, не подходит к костру - боязно.

Да не тут-то было. Пристают подружки, прыгай ,мол, Снегурочка через костёр!

Разбежалась она и прыгнула. Увидели подружки, как превратилась Снегурочка в белое облачко.

Улетело облачко высоко-высоко, далеко-далеко. Не стало Снегурочки-красавицы, растаяла…

- Вот так грустно закончилась сказка «Снегурочка»

-Помните, в начале занятия я сказала, что есть такая русская пословица: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Чему же нас учит эта сказка?

-Правильно. Ведь если бы старик со старухой подружки Снегурочки были внимательными, чуткими, позаботились о дочке, поберегли её от солнечного тепла, Снегурочка бы не растаяла.

- Ребята, нам пришла телеграмма от кого не понятно, что написано- не понятно. Может быть вы поможете разобрать, что здесь нам сообщают.

(Наступает Новый год. Срочно помогите вернуть Снегурочку.

Дед Мороз)

-Кажется я знаю что мы можем сделать. За правильные ответы вы получили снежинки. А ведь Снегурочка - девочка из снега. Мы можем её вернуть, только эти снежинки вы должны отдать Снегурочке. Сложите из снежинок Снегурочку.

-А сейчас надо произнести волшебную скороговорку и Снегурочка снова вернётся. Сложите из снежинок Снегурочку.

-Дружно , вместе, красиво ,чётко проговаривая все звуки скажите скороговорку.

Снежинку к снежинке

Мы быстро сложили

Из снега Снегурочку

Снова слепили.

- Вы справились со всеми заданиями. Благодаря вашей совместной деятельности, спутница Деда Мороза, Снегурочка снова будет на новогоднем празднике радовать и развлекать нас.

-Вот и письмо пришло от Деда Мороза.

-Что же это? Ничего не понимаю. Что здесь написано?

- Наше занятие подошло к концу. Вам пришлось выполнять самые разнообразные задания. Какие задания вам понравились? В каких заданиях вы столкнулись с трудностями?

-Совсем скоро в нашей школе будет новогодний карнавал. Благодаря вам он состоится, ведь с вашей помощью нам удалось вернуть Снегурочку- замечательную героиню новогодних праздников.

- Я хочу в качестве благодарности подарить вам вот такие закладки с портретом Снегурочки. И пусть она помогает вам в учёбе и напоминает, что в жизни надо быть внимательными друг к другу, заботливыми, чуткими.

Спасибо за занятие!

Слушая инструкцию передвигаются по таблице и записывают однокоренные слова в тетрадь.

Снеговика.

Изображают лепку снеговика.

Собирают слова.

Составляют новые слова из данных, с опорой на цифровой ряд.

Внимательности, чуткости, заботливости.

Читают телеграмму, написанную в полбуквы

Делают одну аппликацию из снежинок вместе.

Читают скороговорку несколько раз, проговаривают по памяти .

Читают письмо, в котором Дед Мороз благодарит детей.

Слайд с таблицей однокоренных слов

Слайд, картинка к содержанию текста.

Слайды, картинки с изображением Снегурочки

Карточки с набором букв

е м з л н я и а к

а м и л а н

р н и ч е р к а

Карточки со словами и цифрами.

Слайд картинка из сказки

Слайд с перечисленными качествами .

Слайд с текстом у которого нижняя половина букв отсутствует

Силуэт Снегурочки на ватмане, клей.

Слайд со скороговоркой.

Письмо от деда Мороза показано в зеркальном отражении.

Закладки с изображением снегурочки - подарок детям

Литература:

1.Речь и моторика /Т.А. Ткаченко.- М.: Эксмо, 2007.

2.С новым годом! К вам приехал Дед Мороз и подарки вам привёз!/ Г.Н.Кравец, Ю.Н.Кравец, В.Г.Нагаев. – М.: Полиграф-Проект, 2010.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.