Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"»
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик»».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Воспитание духовно – нравственных качеств по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
Задачи:
Образовательные задачи:
продолжать учить пересказывать знакомые сказки, анализировать характер и поступки героев.
Развивающие задачи:
развивать интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, развивать ловкость и координацию движений.
Воспитательные задачи: на основе художественных произведений воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: совместная деятельность.
Методы и приёмы: а)методы словесной передачи: беседа, вопросы, художественное слово; б)методы практической деятельности: игра-путешествие, физ. минутка, физическое упражнение, игра-забава, дидактическая игра; г)эмоциональные методы: поощрения, сюрпризный момент, сувениры.
Звучит запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин). Входят дети.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Дети: Доброе утро! Мы очень рады вас видеть!
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Воспитатель: Сегодня утром почтальон принёс мне загадочную посылку. Она адресована нашей группе. Давайте откроем его и прочитаем, что там написано.
В письме написано:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Женя Я, слышала, вы добрые, хорошие дети и любите сказки. В моей сказке случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика и остался только один. Теперь я не смогу помочь мальчику Вите выздороветь. Помогите, пожалуйста, их найти. Если вы выполните все задания правильно, то соберёте все семь лепестков, и мы с вами сможем помочь мальчику Вите. С благодарностью девочка Женя.»
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки пришло это письмо?
Дети: Это письмо пришло из сказки «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кто написал эту сказку?
Дети: Сказку написал В.П. Катаев .
Воспитатель: А вот и цветик семицветик (достает цветок с одним лепестком). Сколько сейчас лепестков на нем? Какого цвета? А сколько было в сказке лепестков ? (7) Да правильно, ведь он так и называется, цветик семицветик. Сколько лепестков нам надо найти? Вы хотите помочь девочке Жене?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам с вами сейчас нужно отправиться в путешествие по сказке «Цветик-семицветик.
Воспитатель: Давайте вспомним, в какое время года происходит действие сказки?
Дети: Действие сказки происходит летом.
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
Дети: Летние месяцы: июнь, июль, август.
Воспитатель: А сейчас какое время года? Какой сейчас весенний месяц? А назовите остальные месяцы весны.
Воспитатель: Ну что же, пора отправляться в путь. Для того чтобы попасть в сказку, мы пройдём с вами через эти волшебные ворота. Встаньте, пожалуйста, друг за другом.
Хором: По прямой дорожке
В сказку мы пойдём,
Цветик-семицветик
Быстро соберём.
Где ты, лепесточек,
(выглядыв.из-под прав. и лев.руки)
Мы найдём тебя, дружочек!
Дети проходят через ворота.
Воспитатель: А поможет нам в пути маршрутная карта. Ребята, посмотрите на карту, куда мы отправимся сначала?
Дети: Мы отправимся в магазин.
Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам отправиться в город и найти магазин, в котором Женя купила баранки. Может там мы найдём лепесток? Чтобы пройти к дому Жени, нужно идти не по самой длинной дорожке, не по самой широкой дорожке и не по красной дорожке.
Воспитатель: Ребята, так по какой дорожке мы с вами пойдём?
Дети: Мы пойдём по зелёной дорожке. (идут по дорожке)
Воспитатель: А вот, кажется, магазин. Ребята, как называется магазин, где можно купить продукты.
Дети: Магазин, в котором продаются продукты, называется продуктовый магазин.
Воспитатель: Кто работает в магазине?
Дети: В магазине работают продавцы, кассиры.
Воспитатель: Кем мы являемся, когда приходим в магазин?
Дети: Когда мы приходим в магазин, мы являемся покупателями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас встречает продавец. Продавец отдаст нам лепесток, если вы сможете разложить баранки в порядке возрастания.
Воспитатель: Сможем? Скажите, какой формы баранки? Ребята, кто желает выполнить это задание?
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Правильно! Вот и лепесток. Какой он по счету? (второй) Какого цвета второй лепесток?
Дети: Лепесток оранжевого цвета.
Воспитатель: Посмотрите, на нем буква написана? Какая?
Дети: На лепестке написана буква «Д».
Воспитатель: Давайте прикрепим лепесток к нашему цветку.
Воспитатель: А что случилось с Женей, когда она купила баранки и отправилась домой?
Дети: По дороге домой собака съела все баранки Жени.
Воспитатель: Как же так получилось?
Дети: Женя читала вывески на магазинах и считала ворон.
Воспитатель: А что было дальше?
Дети: Девочка бросилась догонять собаку и заблудилась.
Воспитатель: Ребята, а можно одним ходить в незнакомые места?
Дети: Ходить в незнакомые места одним нельзя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно заблудиться, попасть в аварию.
Воспитатель: Что нужно знать, чтобы не заблудиться в городе?
Дети: Нужно знать свой домашний адрес.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете свой домашний адрес?
Дети: Знаем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу карту и скажите, куда мы отправимся искать следующий лепесток?
Дети: Мы отправимся к девочке Жене домой.
Воспитатель: Верно. Идите за мной.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки,
Очень быстро мы идём,
К дому Жени мы придём.
Воспитатель: Вот мы и у Жени дома (слайд) Что случилось ?
Дети: Девочка разбила вазу. Как это случилось?
Воспитатель: Давайте поможем Жене и соберём вазочку. Может тогда мы сможем найти наш следующий лепесток?
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за столы и собрать вазу.
Дети садятся за столы. Собирают вазу. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А вот и следующий лепесток. Какой по счету? Посмотрите, какого он цвета?
Дети: Лепесток желтого цвета.
Воспитатель: Какая буква на нём написана?
Дети: На нём написана буква «О».(прикрепляю лепесток)
Воспитатель: Верно. Куда мы отправимся по карте дальше?
Дети: Мы отправимся по карте на Северный полюс.
Закройте глаза ладошками. Повторяйте за мной.
Вокруг себя обернись.
На Северном полюсе окажись!
Воспитатель: Вот мы и на Северном полюсе. Кого мы здесь видим?
Дети: Белых медведей, моржей, тюленей.
Воспитатель: Это животные Крайнего Севера. Посмотрите, ребята, кто это нас встречает?
Дети: Нас встречает Белый медведь.
Воспитатель: Ребята, белый медведь вернет нам лепесток, если вы расскажете, что о нем знаете.
Дети описывают медведя.
Белый медведь-самый крупный хищный зверь на Земле. У медведя густая
белая шерсть и толстый слой жира, которые предохраняют его от сильных морозов. Медведь охотится за рыбой, тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Воспитатель: Молодцы, много знаете о белых медведях. Ой, как холодно, ребята! Чтобы не замёрзнуть, медведь предлагает вам поиграть в игру «Наоборот».
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг.
Проводится игра с мячом.
Холодный – теплый
Солнечный - пасмурный
Быстрый - медленный
Сладкий - горький
Твердый - мягкий
Трусливый - смелый
Широкий - узкий
Светлый - темный
Высокий - низкий
Воспитатель: Вот мы и согрелись. А вот и следующий лепесток! Какой по счету? Какого цвета?
Дети: Лепесток зеленого цвета.
Воспитатель: Какая буква на нём?
Дети: На нём буква «Б».
Воспитатель: Что-то холодно, ребята, нам пора возвращаться назад.
Закройте глаза ладошками. Повторяйте за мной.
Вокруг себя обернись.
На Северном полюсе окажись!
Воспитатель: Вот мы и дома. Куда по карте мы отправимся дальше, ребята?
Дети: Во двор с игрушками (слайд).
Воспитатель: Сколько много игрушек. Весь двор ими завален. Чтобы получить следующий лепесток и пройти дальше, поиграем в игру «Из чего сделаны игрушки?». Я называю материал, вы говорите, какие это игрушки.
1.Из резины
2.Из металла
3.Из стекла
4.Из меха
5.Из пластмассы.
6. Из дерева.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы так много знаете. Давайте посмотрим, где же спрятан лепесток. (дети находят) А вот и он. Какой по счету? Какого цвета?
Дети: Лепесток голубого цвета.
Воспитатель: Какая же буква на нём?
Дети: На лепестке написана буква «Р».
Воспитатель: Ребята, нам пора поспешить. Надо найти остальные лепестки. Но как же мы пройдём? Весь двор завален игрушками? Давайте вернём их обратно в магазин. Чтобы исполнилось это желание, надо назвать части суток по порядку.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
(игрушки исчезают – слайд)
(Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, куда мы отправимся по карте дальше?
Дети: Мы отправимся в парк.
Воспитатель: Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки,
Очень быстро мы идём.
В парк сейчас мы попадём.
Садятся.
Воспитатель: Вот мы и в парке. Что вы здесь видите?
Дети: Мы видим деревья, качели, карусели, фонтан, красивые цветы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что за птица сидит на дереве?
Дети: На дереве сидит грач.
Воспитатель: К каким птицам относится грач?
Дети: Грач относится к перелётным птицам.
Воспитатель: Ой, что-то грач обронил. Давайте посмотрим. Какая-то записка, а в ней что-то написано. «Если вы правильно сосчитаете слоги в названиях цветов, то получите лепесток, который вы ищете».
Воспитатель: Давайте начнем.
Д/И «Сосчитай слоги!»
Роза, колокольчик, ромашка, пион, мак.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Пока мы с вами считали, грач вернул нам лепесток. Какой по счету?
Воспитатель: Какого цвета лепесток и какую букву хранит в себе?
Дети: Лепесток синего цвета. На нём буква «О». Давайте прикрепим лепесток к нашему цветку.
Воспитатель: Ребята, нам осталось найти последний лепесток. Посмотрите на нашу карту. Что на ней изображено?
Дети: На карте изображены мальчик Витя и девочка Женя.
Воспитатель: На что потратила Женя последний лепесток?
Дима: Женя потратила последний лепесток на то, чтобы мальчик выздоровел.
Воспитатель: Чтобы вернуть последний лепесток, нам нужно составить слово из букв на лепестках. Давайте, подумаем и попробуем составить это важное слово (дети работают на ковре). Какое слово получилось? (ДОБРО) Вот и последний седьмой лепесток. Какого он цвета? Прикрепляем его к цветку. Посмотрите, какой красивый цветик семицветик у нас получился! Как вы думаете, что такое добро?
В: Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы тоже будете всегда добрыми и радовать окружающих своими добрыми делами.
Звучит волшебная музыка, на экране слайд «Мальчик Витя и девочка Женя бегут вместе».
Воспитатель: Ребята, посмотрите - мальчик Витя выздоровел! Значит мы с вами все сделали правильно. Мы совершили доброе дело: помогли Жене собрать цветик семицветик, а мальчику Вите – выздороветь!
Воспитатель: Наше путешествие по сказке подошло к концу. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Попадём мы туда через наши волшебные ворота. (проходят через ворота).
Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а в посылке еще что-то есть. Это конфеты. За вашу доброту и старания Женя передала вам эти угощения.
-А сейчас мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение после нашего сказочного путешествия. Выберите себе ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.
(Дети выбирают) Поднимите их вверх. Я очень рада, что у всех отличное веселое настроение.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Хором: До свидания, до новых встреч!
Используемые материалы:
1. В.Катаев «Цветик-семицветик»
2. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей.Конспекты занятий –М.ТЦ Сфера, 2007
3. Карпова С.И.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. 33 лексические темы . СПб.Речь.2012.
4. http://zaycev.net (музыкальные файлы)
5. https://zabavnik.club/kartinki/539-kartinki-tsvetik-semitsvetik
6. Материалы с портала https:// maam.ru
7. Материалы с портала https://nsportal.ru