Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на тему «Удивительный мир аквариума»
Иванова Светлана Владимировна
Должность: методист, кв.кат. – нет
ГКУ г. Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Маяк»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром
для детей с тяжелыми множественными нарушениями
развития
на тему «Удивительный мир аквариума»
Цель: расширить представление детей об аквариуме и его жителях.
Задачи:
Образовательные:
– уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбы, улитки, растения;
– закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений;
– формировать навыки предметно-практической, игровой, доступной трудовой деятельности.
Коррекционно-развивающие:
– развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику и координацию рук, двигательную активность захватывания предметов;
– развивать умение взаимодействовать со взрослым в процессе выполнения предметно-практической деятельности;
– корригировать эмоционально-волевую сферу путем создания положительной атмосферы в процессе совместной деятельности.
– совершенствовать чувственный опыт при тактильном обследовании предметов.
Воспитательные:
– воспитывать любовь и интерес к окружающему миру;
– воспитывать аккуратность, доброжелательность.
Словарная работа: аквариум, золотая рыбка, хвост, плавники, жабры.
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей; беседы о жизни морских и речных рыб; подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..».
Оборудование: аквариум с золотой рыбкой, поднос с манной крупой, ракушки, гречневая крупа, картон и цветная бумага.
Ход занятия
Воспитатель:
- Собрались все дети тут,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
(Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне и своим друзьям, чтобы было у нас с вами хорошее настроение)
Воспитатель:
- Сегодня, мы с вами поговорим о рыбах. Рыбы бывают большие и маленькие, самых разных цветов (Просмотр картинок с разными рыбами).
- Рыбы могут жить только в реках, в морях, океанах, т.е. в воде. В морях живет очень много разных рыб, там растут растения – водоросли, на дне много песка и камней. (Показ картинки с морским дном).
Воспитатель:
- Ребята, а что это за коробка стоит у нас на столе? (Открываем коробку).
Да, это же домик для рыб, он называется аквариум, в нем живут маленькие декоративные рыбки. Давайте рассмотрим, кто там живет: здесь живет золотая рыбка. Посмотрите на рыбку внимательно: она очень красивая, сказочная, золотая, как солнышко. Такая яркая окраска необходима морским рыбам, чтобы прятаться от врагов, отпугивать их.
Воспитатель: Если рыба будет белого цвета, легко ей будет нелегко выжить в морских глубинах. Ее легко увидеть. Хищник быстро ее съест.
Воспитатель: У меня есть морская рыбка, только она белого цвета. Как ее замаскировать? Посмотри, перед нами емкость с водой и краски (тюбик с краской). Давай в емкость нальем краски в воду, размешиваю их, и сейчас мы будем маскировать нашу рыбу. Аккуратно опускаем ее в воду.
Воспитатель. Какая у нас получилась красивая рыба. Теперь она незаметна хищным большим рыбам.
- А теперь давай рассмотрим из каких частей состоит рыбка? (Берем заготовку рыбы: к телу рыбы прикрепляем хвост, плавники, чешую с помощью прищепки)).
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, какая красивая у нас рыбка получилась!
- А где же в аквариуме все растения, где другие рыбки, неужели золотая рыбка в аквариуме живет одна? Ей там очень скучно. Ребята, давайте сделаем золотой рыбке друзей и заполним аквариум водорослями.
Воспитатель:
- Ребята, давайте сначала поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбка плавала, играла (ладонь вертикально)
В чистой, солнечной воде (волна),
То совьется, разовьется (пальцы смыкаются, размыкаются)
То зароется в песке (ладонь горизонтально)
Воспитатель:
- А теперь приступим к работе.
Работа детей с помощью воспитателя: на дно аквариума наклеиваем ракушки.
Воспитатель:
- Сделаем рыбке подружек.
Аппликация «Рыбка» выполняется рука в руке, стимулируя к самостоятельной деятельности детей (под звуки шума моря). После выполнения дети наклеивают свои рыбки на аквариум.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! Рыбке будет с кем поиграть и порезвиться в воде. спасибо, ребята! А сейчас давайте попрощаемся с рыбками, им пора домой.
Список литературы
1. Баряева, Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков и др. / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивных игровых занятий. – М.: Центр лечебной педагогики, 2006.
4