Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»
С.В. Соловьева
Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
•Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы:- погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа; - релаксация, динамическая пауза,
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); - чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам;
- проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия») и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными;
- релаксация «Звуки леса»
Материалы и оборудование: картинки животных и насекомых и их домики на магнитах, магнитная доска, презентация со многими видами эффектов, «волшебное облако», баночки с грязной водой, марля, вата, аквариум – фужер, пена для бритья, краситель пищевой синий, корзина с фруктами.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнемся им, поздоровываемся, они улыбнуться нам. У нас у всех хорошее настроение.
Ребята, а какое сейчас время года за окном? (осень) Причем поздняя осень. А как вы догадались? По каким признакам? (листья почти облетели, стали дни короче, птицы улетели, дожди идут, холодно стало….) Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, мне сегодня на почту пришло видеообращение. Я его еще не смотрела. Давайте вместе посмотрим.
Дети: -давайте.
Слайд 1.
Воспитатель: - Ну, что, поможем Зайке разобраться в лесу?
Дети: -Да
Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в лес, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.(1.Разговарвать в лесу тихо. 2. Руками животных, насекомых, птиц не трогать. 3. Растения не рвать и ветки у деревьв не ломать. 4. Гнезда и муровейники не разрушать. 5. Костер не разжигать. 6. Мусор не бросать. 7. Друг от друга далеко не уходить.) Отлично! Тогда мы с вами отправляемся в лес.Но лес далеко… На чем мы можем добраться до леса? (на машине, на автобусе…) А знаете на чем мы будем путешествовать? На волшебном облачке. Занимайте свои места, мы отправляемся!
Слайд 2.
Слайд 3.
Воспитатель: - Вот мы и в осеннем волшебном лесу! Ой, что же это? Посмотрите, здесь малыши заблудились и не могут найти свои домики. Поможем им добраться до своих домиков? (на магнитной доске распределяют животных по домикам)
Медведь-медвежонок-где живет?- в берлоге.
Ворона – вороненок – в гнезде.
Белка – бельчонок – в дупле.
Пчела – пчеленок – в улье.
Лиса – лисенок – в норе.
Паук-паучонок- на паутине.
Лягушка – лягушонок – в озере или болоте.
Воспитатель: - Молодцы! Вы справились с заданием. Помогли малышам -животным найти свои домики. Отправляемся дальше. Полетели!
Слайд 4.
Слайд 5.
Воспитатель:- Смотрите, а вот и речка. Но что-то здесь не так… как вы думаете, что? (Речка грязная и в ней нет рыбы)
Что надо сделать, что бы в реке жила рыба? (очистить) Правильно. Очистить или профильтровать воду. На столах есть баночки с грязной водой из речки и чистые баночки с марлей и ватой. Аккуратно грязную воду переливаем в чистые баночки через марлю и вату. (опыт «Простая фильтрация воды») Что вы видите, ребята? (Марля и вата сталит грязные, а вода в банках чистая) Марля и вата собрали всю грязь. Они служат фильтром. Вода стала чистая. Посмотрите на экран.
Слайд 6.
Воспитатель: - Теперь в реке появилось много рыбы, растений и насекомых. Вы молодцы! Помогли очистить реку.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физкультминука:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
Мы с вами дальше путешествуем дальше на облачке.
Слайд 7.
Слайд 8.
Воспитатель: - Вы слышите, какой-то странный звук? Что же это?(растения погибают) Странно… ребята, а что надо для того, что бы растения не погибли? (солнце, воздух, вода). Правильно. А что этим растениям не хватает? Почему они вянут? (воды) но у нас нет столько воды, что бы все растения полить… что же делать? Я придумала, давайте превратимся в волшебников и сделаем дождик? (опыт «Дождик в банке») Вот и дождь пошел. Теперь польет все растения.
Слайд 9.
Воспитатель: - А вот и наш Зайка. (Обращение Зайки). Спасибо тебе Зайка. До свидания. А нам пора возвращаться в садик. Глаза закроем … раз, два, три… вот мы и в саду. Где наш подарок от жителей леса? Ах, вот он.
Ребята, вам понравилось путешествовать? Что мы повторили и что узнали?
Признаки осени.
Правила поведения в лесу.
Как называются малыши животных и насекомых и где они живут.
Мы узнали, что такое «Простая фильтрация воды» и научились ее делать.
Мы узнали, что можно стать «волшебниками», что бы пошел дождь.
На этом наше занятие подходит к концу. Мы будем пробывать угощение от жителей леса.
Использованная литература:
1.Бортникова Елена Знакомство с окружающим миром. Для детей 4-5 лет; КнигоМир - Москва, 2010. - 348 c.
2. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет; Сфера - Москва, 2012. - 128 c.
3.Егупова В. А., Пятак С. В. Знакомимся с окружающим миром. Для детей 4-5 лет; Эксмо - Москва, 2012. - 930 c.
4. Ежкова Нина Сергеевна Как Воздействовать На Эмоции Детей В Процессе Обучения На Занятиях; Москва, 2011. - 765 c
5.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Детство-Пресс - Москва, 2010. - 128 c.
6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2011. - 219 c.