Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»
Цель:
- использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста
- помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений
Иллюстрации:
Схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки
План проведения занятия:
1. Организационная часть
2. Основная часть
Актуализация опорных знаний
Теоретическая информация
Практическая деятельность:
- Упражнение «Гласные - согласные»;
- Упражнение «Телеграфист»;
- Игра «Разговор леса»;
- Звуковой анализ слов;
- Стихотворная физкультминутка;
- Упражнение «Найди звук»;
- Упражнение «Поймай ошибку»;
- Упражнение «Найди слово»
- Заключительная часть. «Сюрприз»
Ход занятия в старшей группе детского сада
1.Организационная часть
Упражнение «Приветствие».
Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться. Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим. Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.
2.Основная часть занятия
2.1. Актуализация опорных знаний
Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:
- Из чего состоит наш язык? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Из чего состоят слова? (из звуков)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)
2.2. Сообщение темы и цели. Теоретическая информация
Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:
Жили-были себе в царстве «Интересной грамматики» «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их «детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны. Но звуки - «маленькие детки», поэтому заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.
2.3. Практическая деятельность:
Прежде, чем отправиться помогать другим, необходимо подготовиться самым и показать, что сами способны.
Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».
Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.
Чистить зубы нам не лень —
Чистим их два раза в день.
Чистим зубки дважды в сутки,
Чистим долго — три минутки.
Упражнение «Гласные - согласные»
Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;
Упражнение «Телеграфист»
Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:
з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.
Игра «Поезд»
Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд». Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй - «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети - «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети занимают свои места.
Упражнение «Таинственный мир звуков»
Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:
- Сколько звуков в слове?
- Назовите первый звук.
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Если согласный, то твердый или мягкий?
- Каким значком обозначаем этот звук?
- Сколько гласных звуков в слове?
- Сколько согласных в слове?
- Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?
Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.
Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия
Да-да-да! Да-да-да!
Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)
Ди-ди-ди! Ди-ди-ди!
Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)
Набрали водички и умыли личико («умываются»).
Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).
Игра «Найди звук».
Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:
Черный котик бежал в ле ... (с)
И на дерево зале ... (з)
И т.п.
Упражнение «Найди звук»
Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.
Упражнение «Поймай ошибку»
Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее
Упражнение «Найди слово»
Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему, соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.
Игра «Разговор леса»
Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;
Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;
Спел комарик: З-з-з-з;
Пролетела птица: Шух-шух;
Запыхтел ежик: Пых-пых-пых
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.
В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент.
Горбачёва Марина Юрьевна
Бакулина Майя Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна