Открытое заседание городского методического объединения учителей начальных классов
Пояснительная записка к презентации
/data/files/y1552322286.pptx (Заседание городского МО)
Педагогический калейдоскоп
Тема заседания. Деятельностный подход в формировании орфографических умений обучающихся начальной школы (Слайд 1)
Цель: развитие профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта
Рассматриваемые вопросы
Презентация актуального педагогического опыта «Технология работы над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальных классах»
Мастер-класс «Работа над словами с непроверяемыми орфограммами в начальных классах»
Ход заседания
Приветствие
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на заседании МО в новом году! Хочу всех поздравить с прошедшими новогодними праздниками, от всей души пожелать всем, чтобы каждый новый день жизни был наполнен оптимизмом, интересными творческими идеями, встречами с друзьями и близкими по духу людьми. Здоровья, счастья, всегда отличного настроения! (Слайд 2)
Тренинг «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. Чтобы зимняя сказка не заканчивалась, я попрошу вас взять снежинку такого цвета, который соответствует вашему настроению сейчас. Украсьте снежинками ёлочку на доске.
Тех, кто выбрал белую снежинку, хотят быть успешными на сегодняшнем заседании. Те, кто выбрал голубую – желают общаться. Фиолетовую планируют быть активными. Выбравшие синие – будут настойчиво и активно отстаивать свою точку зрения.
Красота нашего дерева позволяет сделать вывод, что все коллеги настроены на работу и в прекрасном настроении. Этому соответствует солнышко, которое будет светить на протяжении всего заседания. Позже мы добавим нашу картину другими элементами.
Знакомство с темой заседание
Проблемная ситуация
Язык и стар, и вечно нов
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов
Купайся ежечасно! (Слайд 3)
Какая предметная образовательная отрасль будет объектом рассмотрения? («Филология»)
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль...
Что общего в этих словах?
Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Подумайте, над какой темой будем работать?
Определение темы заседание
Поработаем в группе. Попробуйте из рассыпанных слов составить тему заседания методического объединения. (Слайд 4)
(«Деятельностный подход в формировании орфографических умений обучающихся начальной школы». Учителя собирают тему на доске, записанную на облаках.)
Наша зимняя сказка дополнилась снежными облаками.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово орфография? Слова должны начинаться с буквы данного слова. Впишите слова в таблицу на доске.
О |
Осведомлённость, ... |
Р |
|
Ф |
|
О |
|
Г |
|
Р |
|
А |
|
Ф |
|
И |
|
Я |
Ожидания участников
Чего вы ожидаете от заседания? Посовещайтесь в группах.
Напишите на ёлочках свои ожидания.
Готовы? Озвучьте. Прикрепите елочки к картине.
Знакомство с целью заседания
Цель: развитие профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта
Знакомство с планом
-
Презентация актуального педагогического опыта
«Технология работы над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальных классах»
-
Мастер-класс «Работа над словами с непроверяемыми орфограммами в начальных классах» (Слайд 5)
Презентация актуального педагогического опыта «Технология работы над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальных классах» (Слайд 6)
Совершенствования орфографических умений у учащихся начальной школы на основе использования деятельностного подхода обусловлена тем, что современный Государственный образовательный стандарт начального общего образования базируется именно на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В рамках данного подхода учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Суть деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта ведущей для данного возраста учебной деятельности. Как подчеркивают педагоги, психологи, методисты, быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Это главное, на достижение чего должна быть направлена совместная работа учителей и учащихся.
Исходя из этого, можно отметить, что использование деятельностного подхода в работе с младшими школьниками на сегодняшний день является весьма актуальным направлением совершенствования начального обучения. Имеет место реализация данного подхода и в обучении детей орфографии.
Однако следует подчеркнуть, что теория деятельностного подхода имеет полное обоснование, но ее практическая реализация в начальной школе еще не достаточна.
Сказанное определяет необходимость совершенствования работы по реализации деятельностного подхода, в частности, в обучении орфографии, с целью повышения уровня сформированности у учащихся комплекса орфографических умений. Поэтому данная работа актуальна, так как позволяет разрешать противоречие между теоретическим обоснованием использования деятельностного подхода и реальными возможностями применения его на практике.
Заложить прочные основы грамотного' письма, научить детей правильно писать наиболее употребляемые в современном русском языке слова – одна из ведущих целей начального обучения. К их числу относятся и так называемые «словарные слова», среди которых немало слов с непроверяемыми орфограммами. Недостаточный словарный запас учащихся тормозит усвоение ими орфографии. (Слайд 7)
Николай Сергеевич Рождественский, методист в области обучения русскому языку, писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности». От того, как будут сформированы азы правильного написания слов на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное освоение знаний по любой школьной дисциплине. (Слайд 8)
Выпускники начальной школы допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это происходит потому, что традиционно слова данной группы осваиваются путем механического запоминания. Механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания. Об этом свидетельствуют многолетние наблюдения В.П. Канакиной, Д.Н. Богоявленского, Н.С. Рождественского и других методистов.
Орфографическая грамотность – основная часть общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и взаимопонимания. На основе этого постулата базируется одно из направлений развития орфографических умений и навыков учащихся – так называемая словарная работа в начальной школе. (Слайд 9)
Этот раздел программы по русскому языку в 1– 4 классах носит сквозной характер (так как изучается в течение всего учебного года). В программе для каждого класса обычно дается список слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основания разделить все слова на три группы. (Слайд 10)
В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаниями. Среди них есть слова с безударными гласными (молоко, малина), с двойными согласными (суббота, класс), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми с непроизносимыми согласными (лестница). (Слайд 11)
При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряда слов, подчиняющихся правилам, которые изучаются только в средней школе (вторая группа). Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть), во-вторых, к сложным словам с соединительными гласными о или е (самолет, путешествие); в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с-, на-; суффиксами -а и -о на конце: слева, справа, налево, направо); в-четвертых, к словам с гласными после шипящих ь корне (жёлтый, чёрный, шофёр). (Слайд 12)
К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, по подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, возможно использование варианта празден, но он может быть незнакомым для учащихся начальной школы. (Слайд 13)
Словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. Работа над правописанием словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Для того, чтобы словарно-орфографическая работа давала нужный результат, особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Методика обучения орфографии, в том числе правописанию слов с непроверяемыми орфограммами, предусматривает применение следующих методов:
метод языкового анализа – приёмы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
зрительное запоминание. Используют зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, плакатов, таблиц, выделение орфограмм ярким цветом, подчёркивания в тетрадях, повторное письмо слов;
сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов. Сопоставление однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению. Сопоставление зрительного и слухового образов: различные виды слуховых диктантов.
составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций:
пальто - осеннее пальто, надел пальто, пальто велико;
металл - холодный металл, блестящий металл, металлический блеск.
составление предложений с трудными словами, использование при написании изложения и сочинения, составления устных рассказов, других форм естественной речи.
занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды ребусы составление стихотворений с этими словами, загадок и т.д. (Слайд 14)
Работу над словарным словом желательно проводить в начале урока для того, чтобы включать его в содержание урока. Так, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает один из вариантов работы по ознакомлению с правописанием изучаемого слова. (Слайд 15)
Работа в группах
Упражнение «Нарушенная последовательность»
Для начала поработаем в группах, установим нарушенный ход работы над словарным словом. (Слайд 16)
Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета. Ученика называют видимый предмет словом, осознают его значение. Или учитель читает одну из загадок, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
Определите последовательность |
Контрольная рамка |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
- На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. (Слайд 16)
Какая группа готова представить свои результаты? Заполните контрольную рамку на доске. Сравните с правильным ответом. (Слайд 17,18)
Правильный ответ.
-
Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помешаются карточки. на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Коллеги, вы отлично справились с этим заданием!
Приведём пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся в ходе ознакомления со значением и написанием слова собака в 1 классе.
Лексическая работа
Приёмы смысла слова различны:
показ предмета или его изображения
(Дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки);
работа с загадкой
Гладишь- ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
(Слайд 19)
(Ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка является правильной);
слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения. Так, учитель может предложить детям следующий текст:
Собака - друг человека. С давних времён лохматый четвероногий товарищ преданно служит ему. Быстрые, подвижные, ловкие животные стали помощникам на охоте и верным сторожами.
После ознакомления с текстом учитель задает ряд вопросов:
1) Подготовьтесь прочитать выразительно текст. Как его можно озаглавить?
2) Что мы называем словом собака? Найдите и прочитайте предложения, где говорится о собаке как о животном.
3) Какую картинку вы представили, читая текст? Какими бы вы нарисовали собаку?
Работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировки значения слова: домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используется человеком для охраны. (Слайд 20)
Орфографический (возможно, и этимологический) анализ
определение орфограммы (учащимся предлагается вслушаться в звучание слова собака и определить в нем орфограммы, определить ударный слог);
запись учителем на доске слова с пропуском букв-орфограмм: с.бака.
Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для пропущенной буквы, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов: С.бака, с.бачата, с.бачый, с.бачка, с.бачник, с.бачонка, с.баковод. (Слайд 21)
Приходят к выводу: слово собака словарное, а значит, следует воспользоваться словарем, чтобы узнать о написании слова. Ученики всматриваются в графическое написание слова в тексте (либо в словаре), учитель вписывает пропущенные гласные в слово собака и в однокоренные ему слова, обращает внимание на единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов (Собака, собачата (маленькие собаки. щенки), собачий, собачка, собачник (человек, занимающийся ловлей собак; любитель собак; помещение для подопытных собак), собачонка, собаковод (специалист по разведению собак). Для прочного запоминания можно использовать приёмы мнемотехники (графические и слуховые ассоциации). (Слайд 22)
Цепочку однокоренных слов дети записывают в тетрадь, подчеркивают гласные буквы, написание которых надо запомнить. Одновременно с орфографическим анализом может быть проведен и этимологический.
(В древнерусском языке были слова пес и пёс. Слово собака пришло позднее из иранских языков. У других славян если оно и встречается, то только в неодобрительном значении – распущенный, злой человек.) (Слайд 23)
Использование слова в речевой практике (устной или письменной)
Работа над написанием трудного слова должна продолжается на последующий уроках. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты, графические и звуковые ассоциации, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову.
Например:
Подберите слова, которые сочетаются со словом собака
Большая, маленькая, красивая, хорошая, умная, злая, дворовая, породистая, служебная, охотничья, комнатная, цепная, бездомная... собака.
Подумайте и объясните, когда так говорят?
Составьте предложение с одним из фразеологизмов
Как собака на сене - о человеке, который сам не пользуется чем-л. и другим не дает.
Как кошка с собакой живут - о постоянно ссорящихся людях.
Собаку съесть (в чем, на чем) - быть знатоком в каком-л. деле, иметь большой навык, опыт в чем-л. (Слайд 24)
Спишите, вставляя пропущенные буквы, слова
1) Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, и теперь он не щенок — взрослая... (собака). (А. Шибаев) 2) Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице с. бочонку и принес ее в зверинец. (Л. Толстой) 3) ... следы всегда к жилью выводят. (Е. Пермяк) 4) С.бачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. (Л. Толстой) (Слайд 25)
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты: картинный, зрительный, комментированный, предупредительный, объяснительный, распределительный, выборочный, творческий диктант по памяти, диктант с использованием загадок, диктант с пропусками и другие.
Пусть нашу зимнюю сказку украсит символ 2018 года - собака. (Вывешивается картинка собаки на доску)
Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи.
Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого - искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. (Слайд 26)
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается па конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву.
К мнемоническим приемам можно также отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
В работе над словарными словами часто используют стихи, например:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали "Петя " —
Петь он любит на рассвете.
'А медведь, наоборот.
Петь не любит, любит мед.
Лиса - лисица, посмотри,
Очень любит букву И. (Слайд 27)
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам.
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемонических приемов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Например:
Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.
Каждый учитель может использовать этот прием, о котором еще в 1931 году известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев писал: «Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству».
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся.
Организация словарно-орфографической работы на уроках русского языка будет более успешной, если:
– изучены особенности усвоения учащимися слов с традиционными написаниями;
– выявлены наиболее эффективные методы и приемы обучения правописанию слов с непроверяемыми орфограммами;
– разработана система упражнений по формированию навыка правописания слов с нерегулируемыми написаниями, основанная на учете индивидуально-психологических особенностей учащихся, на взаимосвязи различных аспектов изучения слова (лексико-семантическом, орфоэпическом, орфографическом, морфемном, этимологическом, морфологическом, синтаксическом).
Взяв за основу методы и приёмы работы со словами с непроверяемым написанием, был подобран языковый и дидактический материал для работы на уроках русского языка, который соответствует Программе начального общего образования (Русский язык: 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018).
Методическое пособие по русскому языку «Работа над словами с непроверяемыми орфограммами в начальных классах» включает в себя материал, который раскрывает теоретические и практические аспекты работы на уроке над словами с непроверяемыми орфограммами. Методы и приёмы, описанные в разработке, а также подобранный дидактический материал и практические задания помогут учителю творчески организовать работу над словарными словами, активизировать деятельность учащихся, повысить интерес к овладению богатствами русского языка, воспитать внимание к слову, обогатить словарный запас, сформировать навык грамотного письма слов с трудным написанием. (Слайды 28,29,30)
Основное назначение методического пособия – помочь учителю сделать работу со словарными словами более эффективной, интересной и разнообразной.
Знакомство с пособием. (Слайд 30. Ссылка)
Мастер-класс «Работа над словами с непроверяемыми орфограммами в начальных классах»
Приём «Одиночное плавание под орфографическим парусом»
(Слайд 31)
Я приглашаю Вас в «Одиночное плавание под орфографическим парусом».
Парус – это листы бумаги у вас на партах.
«Левый борт» - 1 вариант.
«Правый борт» - 2 вариант.
«Одиночное плавание» – это словарный диктант.
Разговаривать нельзя – плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.
За работу.
Я буду диктовать по одному слову, по вариантам.
Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать листок ровно на одно слово.
Готовы?
«Левый борт, подмигните мне левым глазом. Правый борт, помашите мне правой рукой».
Поплыли!
1 вариант 2 вариант
имитация |
иммиграция |
ингредиент |
конденсатор |
пикировать |
приоритет |
формировать |
форсить |
шезлонг |
лекала |
одиозный |
белиберда |
циркуляр |
цирюльник |
Волны становятся меньше. Море стихает. «Поднять паруса!». Разворачиваем листы, открывая по слову. Начинаем с последнего.
Проверка. Найдите букву -и- в 1 слоге, нашли, обвели в кружок. Не нашли
придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придётся парус «штопать» (делать работу над ошибками) и т. д.
Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни рады, что нет ни одной, другие – что их вон сколько!
Легко ли Вам было выполнять эту словарную работу? Вот и нашим детям совсем непросто плавать в этом «море» слов. Число трудных слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Есть замечательные слова Анатоля Франса.
Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом! (Слайд 32)
А сейчас я хочу вас познакомить с интерактивным тренажером, в котором собраны различные виды работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
(Демонстрация и комментирование презентации) (Слайд 33)
V. Рефлексия
Упражнение «Все в твоих руках»
Подтвердились ли ваши ожидания? На листе бумаги обводите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Можете сделать это в группе. (Слайд 34)
Большой – для меня было важным и интересным...
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию...
Средний – мне было трудно (мне не понравилось) ...
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы...
Мизинец – для меня было недостаточно...
Прокомментируйте.
«Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». (Слайд 35)
В наших руках возможность сделать обучение интересным, увлекательным, творческим. Учеников – грамотными, разносторонне развитыми, любящими русский язык.
Желаю вам творческого вдохновения, терпения, здоровья и благополучия. Спасибо за участие! (Слайд 36)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Арямова О. С., Мали JI. Д. «Этимологический словарик» слов
непроверяемыми написанием // Начальная школа. - 1992. - №2. - с. 19-26.
-
Введенская JI. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. - Москва, 1971.
Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1995. - №1. - с. 16- 18.
Ераткина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. - 1992. - №7-8. - с. 13-17.
Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1994. - №1. - с. 23-27.
Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. - 1989. - №8. - с. 23-28.
Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1993. - №11. - с. 53-56.
Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. - 1990. - №6. - с. 6-8.
Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // - Москва «Просвящение», 1991.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - Москва, 1990.
Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.
- 1988. №1,- с. 45-46.
14. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва, 1980.
16. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1995. - №1. - с. 15-16.
18. Сергеева Н. JI. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. - 1987. - №12. - с. 25-27.