Проект урока математики в 1 классе «Отношения "столько же", "больше", "меньше"»
Фокина Лидия Петровна Отношения «столько же», «больше», «меньше» Математика, 1 класс
Проект урока
Тема: Отношения «столько же», «больше», «меньше»
Проблема: как сравнивать группы предметов?
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»
Задачи:
научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность;
развивать внимание, наблюдательность, зоркость.
Тип, вид урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;
получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Регулятивные:
научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
использовать в своей деятельности простейшие приборы.
Познавательные:
научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные:
научится: использовать в общении правила вежливости;
получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в паре
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Ресурсы: flash-игра «Игры с бегемотиками»; учебник: Математика, часть 1, 1 класс, авторы: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В.; рабочая тетрадь № 1: Математика, 1 класс, авторы: Моро М. И., Волкова С. И.; счётные палочки; лист с нарисованными кругами; демонстрационный материал «Солнышки»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический приём |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I этап. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Проверка готовности класса к уроку. Эмоционально настраивает на урок. - Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться? - Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность |
Фронтальная беседа |
Наблюдение учителя |
II этап. Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний учащихся |
Учитель задаёт вопросы по слайдам, если дети не умеют читать |
Учащиеся выполняют задания |
Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Работа с flash-игрой «Игры с бегемотиками». |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: предъявление проблемной ситуации |
- Можно ли сразу сказать – не считая – кого больше? |
||||
IV этап. «Открытие нового знания» Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения |
- Покажите как? - Какую задачу поставим на сегодняшний урок? Проводит физкультминутку. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. - У каждого из вас есть счётные палочки. Предлагаю каждой паре, взять какое-то количество палочек (дети их не считают, берут пучком, у каждой пары счётные палочки разных цветов) и положить в одну кучку. - Можно ли сейчас сразу ответить на вопрос, кто из вас положил счётных палочек больше, а кто меньше? - В каких случаях мы не сможем ответить на вопрос сразу? - Вам хочется узнать, кто из вас положил счётных палочек больше, а кто меньше? - А как это сделать? - Выполните это задание. - Ребята, а как сделать так, чтобы у каждого из вас было одинаковое количество счётных палочек? |
- Можно животных поставить парами. Учащиеся ставят животных парами. -Мы будем сравнивать предметы – не считая их. Декламируют стихотворение, выполняя движения - Нет нельзя - В случаях, когда предметов много - Да. - Положить парами. Дети выполняют задание и говорят, кто из них положил счётных палочек больше, а кто меньше. - Я предлагаю Диме положить ещё три счётных палочки, чтобы было столько же, сколько и у меня. - А я предлагаю Лене убрать две счётных палочки, чтобы у неё стало столько же, сколько и у меня. |
Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Выполняют упражнения для профилактики утомления. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте |
Фронтальная, парная и индивидуальная работа |
Работа с flash-игрой «Игры с бегемотиками» Наблюдения учителя |
V этап. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания |
с. 10 - Рассмотрите в учебнике рисунок 1. Герои, какой сказки здесь нарисованы? - Сравните количество домиков и количество поросят на рисунке. - Рассмотрите рисунок 2. - Какие геометрические фигуры изображены на нём? - Что можно сказать о количестве красных треугольников и синих квадратов? - Рассмотрите рисунок 3. - Какие геометрические фигуры изображены на нём? - Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов? - Докажите, что зелёных кругов больше. - Как сделать количество кругов одинаковым? с. 11 - Рассмотрите рисунок 1. - О чём можно сказать: столько же? Больше? Меньше? Проводит физкультминутку. Поднимаем руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять – это пять. Всем ребятам дружно сесть – это шесть. Громко крикнуть надо всем – это семь. А когда мы скажем восемь – Значит, тишины попросим. |
Рассматривают сюжетные картинки в учебнике и отвечают на вопросы учителя. - Добавить один розовый круг или убрать один зелёный. Декламируют стихотворение, выполняя движения |
Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Выполняют упражнения для профилактики утомления |
Фронтальная беседа по учебнику (с. 10-11) |
Работа по иллюстрациям учебника Наблюдения учителя |
VI этап. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет |
- Рассмотрите рисунок 1 - Какие листья изображены? - Каких листьев меньше? - На сколько меньше? - Дорисуйте берёзовые листья так, чтобы их стало столько же, сколько дубовых. - Как можно – не считая - проверить правильно ли вы выполнили задание? - Проверьте себя. - Рассмотрите рисунок 2 - Проследите, что изменяется? - Можно ли сказать, что больших грибов столько же, сколько маленьких? - Как можно показать, что маленьких грибов столько же, сколько и маленьких? - Выполните это задание - Раскрасьте шляпки грибов так, чтобы менялся ещё и их цвет |
- Рассматривают иллюстрации в тетради и отвечают на вопросы учителя. - Дубовые и берёзовые - Берёзовых - На три Ребята выполняют задание. - Соединить листья парами. Самоконтроль - Сначала идёт большой грибок, потом маленький - Да - Нет - Соединить стрелками Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Взаимопроверка |
Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи |
Практическая работа, самостоятельная работа. Используют наглядный материал для выполнения учебной задачи |
Работа в печатной тетради. Самостоятельная работа |
VII этап. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
- Какую задачу мы перед собой ставили? - Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Каким способом? - Где можно применить новые знания? - Возьмите листочки, на которых нарисованы круги. Представьте, во что они могли бы превратиться. Нарисуйте, превратив каждый круг в какой-нибудь предмет. - Что у вас получилось? - Почему вы нарисовали солнышко? - Я тоже нарисовала солнышко. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке? У кого радостное, солнечное настроение – прикрепите свои солнышки рядом с моим. |
Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения Дети рисуют. Часы, цветок, солнышко … - Потому что у меня весь урок было хорошее настроение. Учащиеся выходят к доске, берут из коробки «солнышки» и прикрепляют их к доске. |
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы |
Обобщающая беседа |
Развёрнутые ответы на вопросы |
Используемые источники:
Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.
Моро М. И. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 127 с. (Школа России)
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 (Школа России)
Интернет источники для создания flash-игры «Игры с бегемотиками»
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5208/valenta-mog.73/0_63c2a_7fa50d0_orig.jpg бегемотик
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/4808/valenta-mog.73/0_63c39_f5b1d1be_orig.jpg солнышко
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/63/95/63095963_1282583393_06.png бабочка
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/3904/inmira.e0/0_44982_18d028ba_XL.jpg цветок
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5303/valenta-mog.73/0_63c2d_23bf705e_orig.jpg зайка
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5603/valenta-mog.73/0_63c36_bfb8c9c7_orig.jpg уточка
http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5503/valenta-mog.73/0_63c38_4b0c68f_orig.jpg фламинго