Урок физики в 7 классе на тему «Относительность механического движения»
Дата: . Класс: 7 |
ФИО учителя: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Относительность механического движения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
7.2.1.2 понимать относительность механического движения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
дать понятие относительности механического движения, дать понятие материальной точки дать понятие системы отсчета и тела отсчета побудить интерес к самостоятельному решению задач; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Знание Знает что механическое движение относительно Знает составные части системы отсчета Знает системы координат, используемые для определения положения тела на прямой, плоскости и в пространстве Понимание Понимает, когда тело можно принять за материальную точку. Применение Определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется или покоится Умеет использовать полученные знания для решения задач. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: описывать движение используя термины: траектория, путь, тело отсчета Учащиеся должны: - устно формулировать свои ответы, точно давать определения, проговаривать основные термины . Учащиеся могут описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования с помощью терминов: Специальная предметная лексика и терминология: Лексика и терминология, специфичная для предмета
Полезные выражения для диалогов и письма: Для того чтобы записать / ввести данные/ информацию/ результаты, мы... Результаты / выводы / таблица результатов работы, проделанной нами, показывают, что ... Как видно из этой таблицы... Подводя итоги ... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике. Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса. Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся; Способствовать развитию конвергентного мышления; Формирование коммуникативного общения учащихся; Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Знания по математике: прямая, кривая, ломанная, длина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Использование программы Power Point, сайта http://bilimland.kz |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Математика. Координаты точки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока Середина урока Конец урока |
Организация класса к уроку. Знакомство с планом уроков, озвучивание цели и задачи урока. Актуализация знаний. «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с относительностью движения, , а также видами траектория относительно различных систем отсчета». Мозговой штурм. Презентация. Слайд №1 Ситуация для обсуждения в парах Если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль. То можем мы сказать, куда или откуда он едет? Примерные правильные ответы учащихся -Однозначно сказать не можем -Нет ориентиров, по которым мы бы смогли сказать: «он едет от моста, или он приближается к городу». Рассмотрение примеров механического движения (слайд№5,6) Обсуждение увиденного в парах. Вывод: Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева. Запишем определение механического движения Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением(запись в тетрадь) Чтобы понять смысл этого определения нам необходимо ввести понятие тела отсчета и относительность движения Просмотрим видео 1.Видео.Разные системы отсчета. 2.Видео. Относительность движения и покоя. 3.Видео. Перекрестки 4.Видео. Параллельное движение тел http://bilimmedia.kz/ru/content/structure/1036-kinematika#lesson=11104 Тело отсчета Относительность движения. Вывод: Тело отсчета – это тело, относительно которого определяется положение другого тела. Обычно в качестве тела отсчета выбирается земля, но может быть и движущийся относительно земли предмет: автомобиль, лодка, самолет и т.д. Относительность движения проявляется в том, что поведение любого движущегося тела может быть определено только по отношению к какому-то другому телу, которое называют телом отсчета. Обсуждение в парах: Примеры механического движения Учащиеся приводят примеры механического движения тел Вопрос Что Вы можете сказать о размерах тела, участвующих в движении Примерный правильный ответ –Все они разные по размеру Говоря о размерах нам необходимо принять некоторые условия. С этой целью предлагаю просмотреть видео Астрономические объекты, рассматриваемые как материальные точки. http://bilimmedia.kz/ru/content/structure/1036-kinematika#lesson=11044 и презентацию (слайд №9,10,11) Вывод Материальная точка – тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях. Запишем в тетрадь Критерии замены тела материальной точкой: а) путь, пройденный телом, намного больше размеров движущегося тела. б) тело движется поступательно. Определение поступательного движения Это движение, при котором отрезок прямой, связывающий две любые точки этого тела, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Вопрос учащимся Как определить положение тела? (обсуждение в парах после просмотра видео 1.Видео. Движение тела по прямой 2.Видео. Движение тела на плоскости 3.Видео. Движение тела в пространстве. http://bilimmedia.kz/ru/#lesson=11104) Вывод после обсуждения Система отсчета состоит из тела отсчета, системы координат, часов. Система координат может быть: Одномерной, когда положение тела определяется одной координатой Двухмерной, когда положение тела определяется двумя координатами Трехмерной, когда положение тела определяется тремя координатами. Обсудить в паре и привести примеры Одномерного Двумерного Трехмерного Проверка понимания Формативное оценивание (взаимооценивание) І. Выполнение упражнений с сайта http://bilimland.kz/ На выполнение каждого задания 4 минуты, для оценивания один ученик зачитывает свой ответ, остальные оценивают с помощью зеленого(согласен) и красного (несогласен) цветов семафора Упр №3-5.-на нахождение координат тела. Упр №1- на относительность движения ІІ.Приложение1(относительность движения, тело отсчета) Задания 1.Если вы поднимаетесь на эскалаторе торгового –развлекательного центра «Керуен», то относительно каких тел вы находитесь в покое, а относительно каких в движении? Отвечая на вопрос, заполните таблицу
2.Считая, что мотоцикл и автомобиль движутся одинаково быстро, заполните словами «движется», «покоится» пропуски в следующих утверждениях: а) автомобиль ______________________относительно знака поворота; б) пассажир ______________________относительно автомобиля; в) бегун _________________________относительно мотоциклиста г) автомобиль________________________относительно мотоциклиста
Приложение2(материальная точка) Подумай и ответь 1.Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны; при измерении её диаметра; при расчете движения спутника вокруг Луны; при посадке космического корабля на ее поверхность; при определении скорости ее движения вокруг Земли? 2.В каких случаях человека можно считать материальной точкой: а) человек идет из дома на работу; б) человек выполняет гимнастические упражнения; в) человек совершает путешествие на пароходе; г) при измерении роста человека? 3. Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда: а) он бежит от середины поля к воротам противника; б) он отбирает мяч у противника; в) он делает пас другому игроку; г) он спорит с судьей; д) врач оказывает ему помощь? Итог урока Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели относительность механического движения Рефлексия
|
Презентация «Относительность механического движения» Сайт Bilim.lend.kz Презентация «Механическое движение» Раздаточный материал Персональный ноутбук |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§ 17,22,23 механическое движение, система отсчета, путь и перемещение- учебник Физика и астрономия 7-Р.Башарулы и др. Задание 7 на стр 60 Задание 10, Упражнение № 6.на стр 75 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Будет использована работа в парах для выявления уровня обученности и продвинутости, для дальнейшей дифференциации. |
Взаимооценка, самооценка , оценивание учителем |
Правила техники безопасности Вводный инструктаж. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Один ученик на начальном этапе не разобрался в случаях, когда тело можно принимать за материальную точку. Благодаря работе в паре и формативному оцениванию (по ответам одноклассников)он усвоил материал |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:Формативное оценивание на понимание 2:использование сайта Bilimland.kz Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: проведение части урока на спортивной площадке школы для бъяснения относительности механического движения Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |