Урок физики в 7 классе на тему «Механическое движение и его характеристики. Система отсчёта»
Дата: Класс: 7 |
ФИО учителя: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Механическое движение и его характеристики Система отсчета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
7.2.1.2 понимать относительность механического движения 7.2.1.1 понимать физический смысл терминов – траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
дать определение механического движения, введение понятий: материальная точка, система отсчета - дать понятие траектории и пройденного пути, чем они схожи и чем отличаются Побудить интерес к самостоятельному решению задач; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Знание Знает физический смысл понятий: траектория, путь, перемещение, скорость Знает примеры механического движения Знает единицы измерения пройденного пути в Международной системе СИ Понимание Понимает, когда тело можно принять за материальную точку. Понимает, что движение бывает прямолинейное и криволинейное Применение Определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется или покоится Различает путь и перемещение механического движения Умеет использовать полученные знания для решения задач. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: описывать движение используя термины: траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость Учащиеся должны: - устно формулировать свои ответы, точно давать определения, проговаривать основные термины . Учащиеся могут описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования с помощью терминов: Специальная предметная лексика и терминология: Лексика и терминология, специфичная для предмета
Полезные выражения для диалогов и письма: Для того чтобы записать / ввести данные/ информацию/ результаты, мы... Результаты / выводы / таблица результатов работы, проделанной нами, показывают, что ... Как видно из этой таблицы... Подводя итоги ... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике. Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса. Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся; Способствовать развитию конвергентного мышления; Формирование коммуникативного общения учащихся; Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Знания по математике: прямая, кривая, ломанная, длина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Испотльзование программы Power Point |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Измерения физических величин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока |
Организация класса к уроку Знакомство с планом уроков, озвучивание цели и задачи урока. Актуализация знаний «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с движением, его видами, а также с понятиями траектория, путь, перемещение». Мозговой штурм Ситуация для обсуждения в парах Если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль. То можем мы сказать, куда или откуда он едет? Примерные правильные ответы учащихся -Однозначно сказать не можем -Нет ориентиров, по которым мы бы смогли сказать: «он едет от моста, или он приближается к городу». Рассмотрение примеров механического движения (слайд№5) Обсуждение увиденного Вывод: Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева. Определение механического движения Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением(запись в тетрадь) Чтобы понять смысл этого определения нам необходимо ввести понятие тела отсчета и относительность движения Просмотрим видео «Механическое движение . Тело отсчета» Вывод: Тело отсчета – это тело, относительно которого определяется положение другого тела. Обычно в качестве тела отсчета выбирается земля, но может быть и движущийся относительно земли предмет: автомобиль, лодка, самолет и т.д. Учащиеся приводят примеры механического движения тел Вопрос Что Вы можете сказать о размерах тела, участвующих в движении Примерный правильный ответ –Все они разные по размеру Говоря о размерах нам необходимо принять некоторые условия. С этой целью предлагаю просмотреть видео «Материальная точка» Вывод Материальная точка – тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях. Критерии замены тела материальной точкой: а) путь, пройденный телом, намного больше размеров движущегося тела. б) тело движется поступательно. Определение поступательного движения Это движение, при котором отрезок прямой, связывающий две любые точки этого тела, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Вопрос учащимся Как определить положение тела? (обсуждение в парах ) Вывод после обсуждения Система отсчета: тело отсчета, система координат, часы. Система отсчета может быть: Одномерной, когда положение тела определяется одной координатой Двухмерной, когда положение тела определяется двумя координатами Трехмерной, когда положение тела определяется тремя координатами. Демонстрация. У меня на столе стоит игрушечный заводной автомобиль. Продемонстрируем его движение Мысленный эксперимент Представим теперь, что автомобиль выезжает из деревни (пункт А) в город (пункт В). При этом дорога, по которой он движется, имеет следующий вид (рисуем на доске воображаемую линию). Эта линия называется траекторией. Траектория-это линия, вдоль которой движется тело. Траекторию можно А если мы измерим кратчайшее расстояние между двумя пунктами, то у нас получится перемещение. Длина траектории по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называется путем. Вы видите, что перемещение и путь обозначается буквой S. И перемещение и путь измеряются в километрах, метрах, сантиметрах, дециметрах. В СИ основная единица пути в метрах. 1 мм = 0,001 м, 1 дм = 0,1 м, 1 см = 0,01 м, 1 км= 1000 м. Проверка понимания Формативное оценивание (взаимооценивание) На выполнение каждого задания 4 минуты, для оценивания один ученик зачитывает свой ответ, остальные оценивают с помощью зеленого(согласен) и красного (несогласен) цветов семафора Приложение 1 гПриложение2(материальная точка, путь, перемещение)
1.Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны; при измерении её диаметра; при расчете движения спутника вокруг Луны; при посадке космического корабля на ее поверхность; при определении скорости ее движения вокруг Земли? 2.В каких случаях человека можно считать материальной точкой: а) человек идет из дома на работу; б) человек выполняет гимнастические упражнения; в) человек совершает путешествие на пароходе; г) при измерении роста человека? 3. Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда: а) он бежит от середины поля к воротам противника; б) он отбирает мяч у противника; в) он делает пас другому игроку; г) он спорит с судьей; д) врач оказывает ему помощь? 4. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси, на самолете, на теплоходе, на поезде? 5. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2,5 м, найдите путь и перемещение мяча.
Закрепление Понятий «путь» и «перемещение» Приложение 2 Механическое движение Тест 1.Механическое движение - это... Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Движение механизированных устройств 2) Движение автомобилей и самолетов 3) Изменение положения тела относительно других тел с течением времени 4) Перемещение каких-либо тел 2.Что такое траектория? Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) Это линия, обозначающая направление перемещения тела 2) Это линия, вдоль которой двигается тело 3) Это путь, пройденный телом в процессе движения 3.Примерами механического движения являются... Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) Бегущий человек 2) Падающий камень 3) Протекающий по проводам ток 4) Перемешивание слоев жидкости в процессе кипения 4.В каких единицах измеряется пройденный путь в Международной системе (СИ)? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) В километрах 2) В метрах 3) В сантиметрах 4) В гектометрах
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели механическое движение и его физические характеристики Рефлексия
|
Презентация «Механическое движение» Сайт Bilim.lend.kz Презентация «Механическое движение» Раздаточный материал Персональный ноутбук |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§ 17,22,23 механическое движение, система отсчета, путь и перемещение- учебник Физика и астрономия 7-Р.Башарулы и др. Задание 7 на стр 60 Задание 10, Упражнение № 6.на стр 75 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Будет использована работа в парах для выявления уровня обученности и продвинутости, для дальнейшей дифференциации. |
Взаимооценка, самооценка , оценивание учителем |
Правила техники безопасности Вводный инструктаж. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Один ученик на начальном этапе не разобрался в случаях, когда тело можно принимать за материальную точку. Благодаря работе в паре и формативному оцениванию (по ответам одноклассников)он усвоил материал |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:Формативное оценивание на понимание 2:использование сайта Bilimland.kz Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: проведение части урока на спортивной площадке школы для объяснения характеристик механического движения Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |