12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
2

Урок «Механическое движение и его характеристики. Система отсчета»

Дата: 

Класс: 7

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

 

Тема урока

Механическое движение и его характеристики

Система отсчета

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

7.2.1.2 понимать относительность механического движения

7.2.1.1 понимать физический смысл терминов – траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость

Цели урока

дать определение механического движения,

введение понятий: материальная точка, система отсчета

- дать понятие траектории и пройденного пути, чем они схожи и чем отличаются

Побудить  интерес к  самостоятельному решению задач;

Критерии оценивания

Знание

Знает физический смысл понятий: траектория, путь, перемещение, скорость

Знает примеры механического движения

Знает единицы измерения пройденного пути в Международной системе СИ

Понимание

Понимает, когда тело можно принять за материальную точку.

Понимает, что движение бывает прямолинейное и криволинейное

Применение

Определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется или покоится

Различает путь и перемещение механического движения

Умеет использовать полученные знания для решения задач.

Языковые цели

Учащиеся могут:

описывать движение используя термины: траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость

Учащиеся должны:

- устно формулировать свои ответы, точно давать определения, проговаривать основные термины .

Учащиеся могут описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования с помощью терминов:

Специальная предметная лексика и терминология:

Лексика и терминология, специфичная для предмета

русский

казахский

английский

траектория

траектория

trajectory

путь

жол

way

перемещение

орын ауыстыру

moving

скаляр

скаляр

scalar

вектор

вектор

vector

материальная точка

материялық нүкте

material point

Полезные выражения для диалогов и письма:

Для того чтобы записать / ввести данные/ информацию/ результаты, мы...

Результаты / выводы / таблица результатов работы, проделанной нами, показывают, что ...

Как видно из этой таблицы...

Подводя итоги ...

Привитие ценностей

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса.

Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;

Способствовать развитию конвергентного мышления;

Формирование коммуникативного общения учащихся;

Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость;

Межпредметные связи

Знания по математике: прямая, кривая, ломанная, длина

Навыки использования ИКТ

Испотльзование программы Power Point

Предварительные знания

Измерения физических величин

Ход урока

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Организация класса к уроку

Знакомство с планом уроков, озвучивание цели и задачи урока.

Актуализация знаний

«Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с движением, его видами, а также с понятиями траектория, путь, перемещение».

Мозговой штурм

Ситуация для обсуждения в парах

Если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль.

То можем мы сказать, куда или откуда он едет?

Примерные правильные ответы учащихся

-Однозначно сказать не можем

-Нет ориентиров, по которым мы бы смогли сказать: «он едет от моста, или он приближается к городу».

Рассмотрение примеров механического движения (слайд№5)

Обсуждение увиденного

Вывод:

Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева.

Определение механического движения

Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением(запись в тетрадь)

Чтобы понять смысл этого определения нам необходимо ввести понятие тела отсчета и относительность движения

Просмотрим видео «Механическое движение . Тело отсчета»

Вывод:

Тело отсчета – это тело, относительно которого определяется положение другого тела. Обычно в качестве тела отсчета выбирается земля, но может быть и движущийся относительно земли предмет: автомобиль, лодка, самолет и т.д. 

Учащиеся приводят примеры механического движения тел

Вопрос

Что Вы можете сказать о размерах тела, участвующих в движении

Примерный правильный ответ –Все они разные по размеру

Говоря о размерах нам необходимо принять некоторые условия.

С этой целью предлагаю просмотреть видео «Материальная точка»

Вывод

Материальная точка – тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях.

Критерии замены тела материальной точкой:

а) путь, пройденный телом, намного больше размеров движущегося тела.

б) тело движется поступательно.

Определение поступательного движения

Это движение, при котором отрезок прямой, связывающий две любые точки этого тела, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени.

Вопрос учащимся

Как определить положение тела? (обсуждение в парах )

Вывод после обсуждения

Система отсчета: тело отсчета, система координат, часы.

Система отсчета может быть:

Одномерной, когда положение тела определяется одной координатой

Двухмерной, когда положение тела определяется двумя координатами

Трехмерной, когда положение тела определяется тремя координатами.

Демонстрация.

У меня на столе стоит игрушечный заводной автомобиль.

Продемонстрируем его движение

Мысленный эксперимент

Представим теперь, что автомобиль выезжает из деревни (пункт А) в город (пункт В). При этом дорога, по которой он движется, имеет следующий вид (рисуем на доске воображаемую линию). Эта линия называется траекторией.

Траектория-это линия, вдоль которой движется тело.

Траекторию можно

А если мы измерим кратчайшее расстояние между двумя пунктами, то у нас получится перемещение.

Длина траектории по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называется путем.

Вы видите, что перемещение и путь обозначается буквой S.

И перемещение и путь измеряются в километрах, метрах, сантиметрах, дециметрах. В СИ основная единица пути в метрах.

1 мм = 0,001 м, 1 дм = 0,1 м, 1 см = 0,01 м, 1 км= 1000 м.

Проверка понимания

Формативное оценивание (взаимооценивание)

На выполнение каждого задания 4 минуты, для оценивания один ученик зачитывает свой ответ, остальные оценивают с помощью зеленого(согласен) и красного (несогласен) цветов семафора

Приложение 1

гПриложение2(материальная точка, путь, перемещение)

 

Цель обучения

7.2.1.2 понимать относительность механического движения

Навыки

Критерии оценивания

Понимание

определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется.

определяет тела отсчета, относительно которых данное тело покоится.

Подумай и ответь

 

1.Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны; при измерении её диаметра; при расчете движения спутника вокруг Луны; при посадке космического корабля на ее поверхность; при определении скорости ее движения вокруг Земли?

2.В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

а) человек идет из дома на работу;

б) человек выполняет гимнастические упражнения;

в) человек совершает путешествие на пароходе;

г) при измерении роста человека?

3. Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда:

а) он бежит от середины поля к воротам противника;

б) он отбирает мяч у противника;

в) он делает пас другому игроку;

г) он спорит с судьей;

д) врач оказывает ему помощь?

4. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси, на самолете, на теплоходе, на поезде?

5. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2,5 м, найдите путь и перемещение мяча.

 

Цель обучения

7.2.1.1 понимать физический смысл терминов – траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость

Навыки

Критерии оценивания

Понимание

понимает когда тело можно принять за материальную точку.

Различает путь и перемещение механического движения.

 

 

Закрепление Понятий «путь» и «перемещение»

Приложение 2

Механическое движение

Тест

1.Механическое движение - это...

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Движение механизированных устройств

2) Движение автомобилей и самолетов

3) Изменение положения тела относительно других тел с течением времени

4) Перемещение каких-либо тел

2.Что такое траектория?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Это линия, обозначающая направление перемещения тела

2) Это линия, вдоль которой двигается тело

3) Это путь, пройденный телом в процессе движения

3.Примерами механического движения являются...

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Бегущий человек

2) Падающий камень

3) Протекающий по проводам ток

4) Перемешивание слоев жидкости в процессе кипения

4.В каких единицах измеряется пройденный путь в Международной системе (СИ)?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) В километрах

2) В метрах

3) В сантиметрах

4) В гектометрах

 

Цель обучения

7.2.1.1 понимать физический смысл терминов – траектория, путь, перемещение, скорость, средняя скорость

Навыки

Критерии оценивания

Знание

Знает определение механического движения

Знает определение траектории

Знает примеры механического движения

Знает единицы измерения пройденного пути в Международной системе СИ

Итог урока

 

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели механическое движение и его физические характеристики

Рефлексия

Что я хорошо понял

 

В чем я испытываю затруднения

 

Что я вообще не понял

 

Презентация «Механическое движение»

Сайт Bilim.lend.kz

Презентация «Механическое движение»

Раздаточный материал

Персональный ноутбук

Домашнее задание

§ 17,22,23 механическое движение, система отсчета, путь и перемещение- учебник Физика и астрономия 7-Р.Башарулы и др.

Задание 7 на стр 60

Задание 10, Упражнение № 6.на стр 75

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности
 

Будет использована работа в парах для выявления уровня обученности и продвинутости, для дальнейшей дифференциации.

Взаимооценка,

самооценка ,

оценивание учителем

Правила техники безопасности

Вводный инструктаж.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Один ученик на начальном этапе не разобрался в случаях, когда тело можно принимать за материальную точку. Благодаря работе в паре и формативному оцениванию (по ответам одноклассников)он усвоил материал

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:Формативное оценивание на понимание

2:использование сайта Bilimland.kz

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: проведение части урока на спортивной площадке школы для объяснения характеристик механического движения

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.