Урок по теме «Механическое движение. Равномерное движение» (Физика, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока «Механическое движение. Равномерное движение».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: поисково-исследовательская.
Технология обучения: проблемно – развивающее обучение.
Цель урока: формирование понятия механического движения, как одного из видов движения. Задачи:
образовательные: познакомить и дать представление об относительности движения и покоя, ввести новые понятия: тело отсчёта, траектория, пройденный путь и указать их отличительные признаки; показать отличительные признаки равномерного и неравномерного движения; активизировать познавательную активность;
воспитательные: развивать познавательные интересы, логическое мышление, создание условий для развития самостоятельности;
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами,
Ход урока.
1. Организационный момент - 3мин
2. Изучение нового материала. - 15мин Презентация
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||||
2 |
Изучение нового материала А) постановка проблемной ситуации Б) решение проблемы Цель: побуждение обучающихся к «добыванию» новых знаний |
Задаёт наводящие вопросы, |
Стараются найти ответы на вопросы, называют цель урока, решают проблему |
Умение устанавливать и выделять нужную информацию для выполнения учебных заданий, выделения общих признаков, |
Планирование и выполнение своих действий по выбранному образцу |
Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Механическое движение. Виды движений, его характеристики.
Механическим движением тела называют изменение с течением времени его положения в пространстве относительно других тел.
Телом отсчёта называют произвольно выбранное тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение.
Траекторией движения тела называют линию, по которой движется тело.
Длина траектории называется путём, пройденным телом.
Путь является скалярной величиной
Перемещением тела называют вектор (направленный отрезок), проведённый из начального положения тела, в его конечное положение в данный момент времени.
Перемещение тела является векторной величиной.
Материальной точкой называют тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.
Тело можно считать материальной точкой если:
- размеры тела малы по сравнению с расстоянием, пройденным телом (поскольку в этом случае различие в движении разных точек тела является несущественным).
- при поступательном движении тела (так как все точки тела движутся одинаково).
Характеристики механического движения:
путь
перемещение
скорость
Равномерное движение - движение, при котором тело (точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
3. Физкультурная минутка - 3мин
4. Закрепление нового материала – 10мин (фронтальный опрос)
Учитель: Какие новые понятия вы узнали на уроке?
Ученики: Механическое движение, тело отсчёта, путь, перемещение, траектория движения, равномерное и неравномерное движение.
Учитель: Механическое движение называется так, потому что тело совершает движение с помощь механизмов, техники?
Ученики: Нет, механическим движением тела - называют изменение с течением времени его положения в пространстве относительно других тел.
Учитель: Можно ли смело утверждать, что сидя в поезде, мы двигаемся?
Ученики: Нет, мы двигаемся относительно полотна железной дороги, но относительно вагона находимся в покое.
Учитель: Как называют произвольно выбранное тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение.
Ученики: Тело отсчёта.
Учитель: По следам на снегу можно проследить путь или перемещение зверя?
Ученики: Скорее перемещение, т.к. перемещением тела называют вектор (направленный отрезок), проведённый из начального положения тела, в его конечное положение в данный момент времени. Учитель: Продолжите предложения.
Так, наблюдая плывущие по небу облака, можно сказать, что они изменяют свое положение относительно Земли. Шарик, который катится по столу, изменяет свое положение относительно стола. В движущемся танке гусеницы перемещаются и относительно Земли, и относительно корпуса танка. Жилое здание находится в покое относительно Земли, но изменяет свое положение относительно Солнца.
Ученики: Земли, стола, Земли, Солнца.
5. Решение задач -5 мин.
1.Что изображено на рисунке?
2. Переведите следующие единицы длины в метры:
56 см =
145900 мм =
4080 дм =
45 км =
5 км 67м =
6. Итог урока- 5 мин
7. Домашнее задание - 2мин
П.14, 15, упражнение 2(2,4), задание на стр.42(2)
8. Рефлексия - 2мин
своей, одноклассника, класса,
называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша).
Уровни активности - высокий, средний, низкий.