Проект для детей младшего школьного возраста «Отворяйте ворота, в гости едет коляда»
Проект для детей младшего школьного возраста
«Отворяйте ворота, в гости едет коляда»
Описание: Сценарий музыкально спортивного развлечения, предназначенный для детей младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям, инструкторам по ф/к. В современных условиях жизни основное время дети проводят за компьютерными играми. Уходит из жизни детей традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
Виды деятельности: Коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр и обрядов, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа: Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядования, гадание, народные игры). Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье), хлев – место, где живет домашний скот, овин, козульки – выпечка на народные праздники, жеребец – конь, чёботы – обувь, бечевка – веревка.
Оборудование: музыкальный центр, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка – 2 шт.; обруч – по количеству детей; мешки для прыжков – 2 шт.; метелка; горшочек; звезда; месяц; вертеп; звездочки по количеству детей; искусственный костер; угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры.
Изготовить атрибуты обряда колядования.
Изготовление поделок на тему «Святки»: «козульки» из соленого теста, различные обереги, ангелочки.
Ход праздника.
Мероприятие делиться на две части. В первой части дети ходят по классам, во второй проходит праздник в зале.
Сценарий развлечения.
Ведущая (Ряженая):
Как ходила Коляда об канун Рождества!
И мы ходили, мы искали Коляду святую
По всем дворам, по всем улочкам!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!
Дети:
1. Колядки, колядки
Собрались ребятки
И по саду пошли
Бабку Коляду нашли.
2. Коляда, коляда,
Открывай ворота,
Сеем, веем вам добро,
Просо, рис, да пшено.
3. Чтобы счастье велось,
Чтоб хотелось и моглось,
Чтобы детки не болели,
Чтобы дружно кашу ели.
4. На колядки, на колядки,
Соберем мы шоколадки,
Мандарины, плюшечки,
Ешьте, мои душечки!
5. Не могу колядовать,
Не могу чужое брать.
А дадите коль за так,
Расплачусь я песней так!
Хозяйка (Учитель 1 класса):
Здравствуйте, люди добрые,
Зачем пришли – пожаловали?
1 колядовщик: Уж ты, тётушка, подай! Ты лебёдушка, подай!
2 колядовщик: Открывай-ка сундуки, Подавай-ка пятачки!
3 колядовщик: Тебе - для потешки, а нам – на орешки!
4 колядовщик: Ели нету пятака, то давайте пирога!
Хозяйка: А не поиграете ли с моими ребятками?
дети играют в русскую народную игру «Метелица»
Играющие стоят парами в кругу. Каждая пара, сцепившись руками под локтем, стоит боком друг к другу. Пары поочередно кружатся вокруг под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.
Игра: «Вьюга» Ведет игру Хозяюшка.
Хозяюшка: Вьюга начинается (дети делают глубокий вдох, на выдохе начинают тихо тянуть: у-у-у-у-у…).
Сильная вьюга (дети увеличивают силу голоса).
Вьюга затихает (дети уменьшают силу голоса).
Вьюга кончилась (дети затихают).
Хозяюшка:
Ай да, гостюшки дорогие!
Нас порадовали, потешили,
Все мои загадки разгадали,
С детишками моими поиграли!
Вот вам на орешки мелкие монетки:
Пятачки да копеечки, чтоб водились денежки!
(ссыпает детям мелкие монетки в холщовый мешок,
висящий на плече у одного из детей - колядовщиков).
Колядовщики и Ведущая:
Здоровья тебе, хозяюшка,
Да твоим деткам
Да на многие лета!
Хозяйка (с поклоном): Спасибо вам на добром слове!
Дети кланяются ей, прощаясь, идут дальше с колядками в другой класс.
Там их встречает Хозяюшка(Учитель 2класса).
Колядовщики (хором): Выходи, Хозяюшка, за порог,
Встречай Коляду у ворот!
Хозяюшка 2: Чем же вас встречать – привечать?
Колядовщики (поют):
«Щедрики-ведрики, дайте вареники!
Вареников мало, дайте сала,
Ветчины, колбаски, ложечку кашки.
А не дашь пирога, мы корову за рога!»
(продолжают говорком)
Тёлку – за холку, бычка – за хвост
Уведём на мороз!
Хозяюшка 2: На мороз не надо, вот вам пирог в награду!
(одаривает их с поклоном пирогом).
Ах вы, ребятки-колядки,
отгадайте-ка загадки!
1. Пришёл Яшка – белая рубашка, где он пробегает – ковром устилает (снег).
2. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица (метель, вьюга).
3. А вот – последняя загадка, да трудна её отгадка! Кто отгадает, подарочек от меня получает: чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает. Он от матери рождён, сам её рождает (лёд и вода).
Молодцы, разгадали вы мои загадки.
Колядовщики (хором): Спасибо тебе, Хозяюшка!
А за угощение – мы к тебе с пожеланием…
Кто даст пирога –
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Тому сбудется, да не минуется!
Хозяюшка 2: Спасибо вам, люди добрые, за пожелание!
Колядовщики (хором): До свидания!
Хозяюшка 2 (с поклоном): До свидания!
Мальчики (хором): Пойдём к дядьке Мирону колядовать!
Девочки (хором): Пойдём!
Дети идут дальше в другой класс, играют по дороге на шумовых инструментах. Заходят в 3 класс.
1 колядовщик:
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос!
2 колядовщик:
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тёпленький пирог,
Или маслица, творог.
3 колядовщик:
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Ведущая (ряженая):
Не пора ли вам, хозяин,
Колядовщиков одарить?!
Колядовщики:
Прикажите, не держите, наших ножек не знобите!(все поют колядку)
«А колядные – блины ладные!
Кто не даст хлеба – стащим с печи деда!
Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!
Выносите поскорей – не морозьте детей!»
Мирон (ребенок 3 класса):
Пожалуйте, гости дорогие,
Я вас дожидался!
Дом у нас просторный,
И щи у нас жирны!
Его жена (девочка 3 класса):
Сдобные лепёшки не лезут в окошки!
(угощают лепёшками или круглым печеньем в форме лепёшек)
Колядовщики:
Вам и плюшек с творогом,
И детишек полон дом!
Хозяин и хозяйка (с поклоном):
Спасибо вам на добром слове! (уходят)
Колядовщики: Пойдём колядовать к дядьке Николаю!
С песней идут в 4 класс к дядьке Николаю(ребёнок 4 класса), который лежит «на печи», и дядьке Ивану с женой(дети 4 класса), «домики» которых расположены в классе. Дети поют колядку.
Девочки (хором):
Выходи, хозяин, выходи, боярин!
Принимай гостей со всех волостей!
Стучат в «дом», но никто не откликается. На стук выбегает Собака – ребёнок 4 класса. Она сердито лает на детей и убегает к хозяину.
Ведущая (ряженая):
Может, крепко спит дядька Николай?
Давайте ещё ему нашу колядку споём!
Дети ещё раз, но громче поют песню-колядку. Слышится сердитый голос.
Николай: Это кто тут орёт, мне спать не даёт?!
Колядовщики: Это мы – колядовщики!
Николай (с большим животом, лениво, не спеша, выходит к ним):
И охота вам в этакий мороз
С тёплой печки вставать,
Песни петь да плясать?
Идите прочь! Не мешайте мне спать!
(уходит в «дом» и снова укладывается на «печь»).
Дети (поют ему дразнилку):
Уж ты, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В тёпленьком местечке,
С бабушкой на печке!»
(говорком, поочерёдно)
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском – пуста, да соломой – густа!
Ведущая (Ряженая): Пойдём-ка лучше ко Иванову двору!
(поют и подходят к другому дому).
Щедровочка щедровала,
Под оконце подбегала –
Что ты, тётка, наварила,
Что ты, тётка, напекла?
Выноси-ка, поскорей,
Не морозь-ка детей!
(говорком, дрожа от холода)
1 колядовщик: У нас чёботы маленькие – у нас ножки зябнут!
2 колядовщик: У нас рукавички-то худенькие – у нас ручки зябнут!
3 колядовщик: У нас платочки тоненькие – у нас ушки зябнут!
4 колядовщик: А кафтан-то короток – колядовщик передрог!
Выходят Хозяин и Хозяйка с младенцем-куклой на руках
Дядька Иван (с поклоном):
Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье – сыр да печенье!
Жена Варвара (показывая на поднос):
Тут пряники, конфетки – покушайте, детки!
Хозяин высыпает содержимое подноса колядовщикам в холщовый мешок.
Дети (с поклоном):
Спасибо!
Мы малёшеньки – колядовщики
Вас пришли поздравлять,
Величать да прославлять!
1 колядовщик: Иван Иванычу – житья на сто лет!
2 колядовщик: Его жёнушке Варварушке – всегда здравьице!
Все вместе: Жить вам вместе лет до двести!
Дядька Иван (с поклоном): Спасибо вам за пожеланье!
Ведущая (Ряженая):
Спасибо вам, хозяева!
А сорить у вас в избе можно?
Варвара: Можно! Сорите, сколько хотите, потом приберём!
Колядовщики бросают зерно, приговаривая…
Колядовщики:
На здоровье – коровье!
На здоровье – овечье!
На здоровье – человечье!
(поют колядную песню «Сею-вею, посеваю»)
Сею-вею, повеваю, я пшеницей посыпаю,
С новым годом поздравляю!
Сею-вею, повеваю, овес, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!
Сею-вею, повеваю, с Новым годом поздравляю!
Хозяюшка: Спасибо вам, люди добрые, за пожелание!
Колядовщики (хором): До свидания!
Хозяюшка (с поклоном): До свидания!
Ведущая (Ряженая): Ну, хватит, ребятишки,
Полный мешок наколядовали! Спасибо вам, хозяева!
Праздник в зале
Ведущие Хозяйка и Скоморох учителя классов, которые ходили колядовать
( желательно 2 класса).
Хозяйка: Здравствуйте ребята, гости дорогие. Вот и закончилась новогодняя суета. Зима самое интересное время для игр и забав.
Скоморох: Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. Помню, в молодости весело было зимой. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
Хозяйка: Так что же такое святки?
Дети читают стихи:
1. Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
2. От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3. Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Хозяйка: Гости дорогие, гости званые! С новым годом! С новым счастьем! Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!
Скоморох: День сегодня непростой, праздник к нам пришел святой. Наступило Рождество, начинаем торжество!
Дети читают колядки:
1. Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
2. Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте.
3. Житья вам сто лет! Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам: девочкам и мальчикам
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело, и скотина не болела!
( поют песню «К нам гости пришли»)
Хозяйка:
А теперь игра - не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок.
Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!
прыжки на месте на двух ногах под р.н. мелодию ( по 3 человека из класса).
игра «Мотальщики» (выбирают по 2 человеку из класса).
Скоморох (достает из мешка палочки для игры):
На концах бечевок палки называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка, ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает, тот и рыбку получает,
Рыбку не простую, рыбку золотую.
Скоморох: Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса. Деревянное колесо поджигается и катается с горы или в гору. Колесо всегда образно отождествлялось с солнцем, а горящее колесо, которое катится в гору, символизирует собой прибавление дня.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай! …
Колесо, гори-катись.
игра «Катание колеса" (катают обруч от одной команды, к другой, а потом обратно)
Со весной красной вернись! ...
Хозяйка: Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
игра «Прыжки в мешках». Выбирают по 1 ребенку из класса.
Скоморох: (считалка)
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот кто водит
Первым пусть выходит!
игра «Гори, гори ясно»
Дети встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Водящий стоит перед первой парой и держит в руках бубен. Дети поют песню:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Взглянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!
Пока поется песня, последние пары проходят через ворота и встают впереди, По окончании песни первая пара разъединяется: один ребенок обегает пары справа, другой – слева. Каждый из них пытается добежать до водящего и ударить в бубен.
Звучит рус.нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза
сценка «Медведь и Коза»(герои взрослые или дети старших классов)
Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой, Повесели гостей немножко.
Медведь: Давай, Коза, покажем, Как мы лихо пляшем.
Коза: Выходи плясать Медведь, Я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем, А потом плясать пойдем.
Медведь: Ты когда поешь Коза, Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, Не поешь, а блеешь.
Коза: Ах ты, Мишенька – медведь, Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо – Ни голоса, ни слуха!
Медведь: Ах, Коза, ты Коза, Серенькая Козочка.
Хватит нам браниться, Давай с тобой мириться.
Коза: Ах, мой Миша дорогой, Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, Народ повеселили!
муз/игра «Шла коза по лесу» дети встают все в круг.
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел козел принцессу, принцессу нашел.
( «Козел» танцует в кругу детей и выбирает себе принцессу).
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на 2-х ногах)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(прыгают, поднимая по очереди то одну ногу, то другую)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,(стоя на месте, хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают громко ногами)
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
(изображают, что машут хвостиком)
А потом попляшем, попляшем, попляшем.
(показывают правую ножку, затем левую, руки держа на поясе)
Игра продолжается, но теперь уже 2 «козла» идут искать, затем 4, 8 и т.д.
Хозяйка: А ещё есть такая примета - если звёздочку с неба поймаешь…
И желание загадаешь, то оно непременно исполнится!
Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Скоморох: Загадывайте все желания!
Все колядовщики: Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят, И на маленьких ребят, чтоб здоровы были, много лет вы жили.
Поют песню с сопровождением шумовых инструментов – ложек: «Как у наших у ворот»
Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и играли.
Скоморох: А теперь пора, угощаться детвора, а на прощанье, по старинному обычаю, чтоб у каждого в этом году было здоровье и счастье, встаем парами и прыгаем через костер.
Под песню «светит месяц» ребята парами прыгают через искусственный костер.
9