Урок географии в 5 классе на тему «Безмолвная Арктика»

2
0
Материал опубликован 6 August 2017

 Тема: «Безмолвная Арктика»

Цель: По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе:

1. Определять географические особенности природы Арктики.

2. Устанавливать связь между географическим положением и природными условиями Арктики.

По 3-й линии развития – использование географических умений:

1. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений в Арктике.

По 4-й линии развития – использование карт как моделей:

1. Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений в Арктике.

Оборудование: физическая карта мира, карта Арктики, атласы.

I.Организационный момент-приветствие обучающихся

I I. Проблемная ситуация

– О какой территории России идёт речь?

…На некогда пустынных берегах появились многочисленные поселения: полярные станции, морские порты, радиостанции, авиапорты, промышленные предприятия, рабочие поселки и современные города. А вдоль северных берегов Европы и Азии проторен среди льдов и туманов морской путь, о чем долгие годы мечтали наши ученые, мореходы, все, кому дороги интересы Родины.

Если ты думаешь, что Арктика – это всего лишь холодная пустыня и зона вечной мерзлоты, где не растёт ни одной былинки, то глубоко ошибаешься. Несмотря на низкие температуры, на арктических островах есть жизнь. Суровые условия жизни в Арктике привели к появлению видов, свойственных только этому региону. Понятие Арктики намного шире наших представлений о ней и сегодня вы в этом убедитесь.

– Проанализируйте представленную информацию.

– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку.

Каковы особенности природы Арктики?

Учитель: у этой территории невероятный потенциал – богатейшие, практически нетронутые запасы природных ресурсов, огромное влияние на климат нашей планеты, удивительный растительный и животный мир. И в этом вы сегодня убедитесь, когда наши ученые, а это каждый из вас, представит нам свои исследования, работая в группах.

III. Поиск решения.

1. – Работа в группах.

Первая группа – географы-картографы. (Арктика - единый физико-географический район Земли,
примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков
Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами,
а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов).

–Описание географического положения Арктики.

2) Определите особенности береговой линии Арктики.

3)Показать значение Северного морского пути.

Вторая группа – Историки - представить классу историю открытия, исследования и освоения Арктики

Третья группа – геологи.

– Описание рельефа и полезных ископаемых.

Четвёртая группа – климатологи.

– Определите климатические особенности Арктики.

– Объясните суровость климата Арктики и его влияние на климат нашей страны.

Пятая группа – биогеографы.

– составьте характеристику природных зон Арктики, используя план описания природной зоны.

– Каковы особенности органического мира Арктики?

Шестая группа - экологи.

– работа с картой «Экологические проблемы» -определите влияние хозяйственного освоения арктических районов на природу;

2. –Работа в группах с последующим обменом мнений по проделанной работе.

3. – Как ответим на основной вопрос урока?

ΙV. Самостоятельное применение знаний: творческое задание «Вы сейчас находитесь на Северном полюсе, остались считанные минуты до отправки домой –приготовьте герметическую капсулу с посланием в будущее. 

V. Домашнее задание: 1.Подготовить сообщения, доклады;

2. Выполнить исследовательские и проектные работы: об истории освоения Северного морского пути; об истории ледокольного флота России и его роли в арктических путешествиях; об особенностях животного и растительного мира Арктики; об истории и современном хозяйственном освоение арктических районов; о стратегическом значении Арктики.

VI. Итог урока. – Сделайте вывод по уроку.

VII. Рефлексия – с помощью цветового изображения покажите степень усвоения материала. Зеленый –усвоено. Красный – имеются затруднения.

Рекомендуемые материалы http://www.rgo.ru/ – Российское географическое общество, Москва http://www.rgo.ru/ru/proekty/molodyozhnoe-dvizhenie/arkticheskiy-plavuchiyuniversitet – Российское географическое общество, Арктический университет http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm – сайт Клуба «Приключение» http://www.aari.nw.ru/ – Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ) http://polarmuseum.ru/ – Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург http://www.darwinmuseum.ru/ – Государственный Дарвиновский музей, Москва                                                            

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.