Урок географии в 5 классе на тему «Безмолвная Арктика»
Тема: «Безмолвная Арктика»
Цель: По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе:
1. Определять географические особенности природы Арктики.
2. Устанавливать связь между географическим положением и природными условиями Арктики.
По 3-й линии развития – использование географических умений:
1. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений в Арктике.
По 4-й линии развития – использование карт как моделей:
1. Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений в Арктике.
Оборудование: физическая карта мира, карта Арктики, атласы.
I.Организационный момент-приветствие обучающихся
I I. Проблемная ситуация
– О какой территории России идёт речь?
…На некогда пустынных берегах появились многочисленные поселения: полярные станции, морские порты, радиостанции, авиапорты, промышленные предприятия, рабочие поселки и современные города. А вдоль северных берегов Европы и Азии проторен среди льдов и туманов морской путь, о чем долгие годы мечтали наши ученые, мореходы, все, кому дороги интересы Родины.
Если ты думаешь, что Арктика – это всего лишь холодная пустыня и зона вечной мерзлоты, где не растёт ни одной былинки, то глубоко ошибаешься. Несмотря на низкие температуры, на арктических островах есть жизнь. Суровые условия жизни в Арктике привели к появлению видов, свойственных только этому региону. Понятие Арктики намного шире наших представлений о ней и сегодня вы в этом убедитесь.
– Проанализируйте представленную информацию.
– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку.
Каковы особенности природы Арктики?
Учитель: у этой территории невероятный потенциал – богатейшие, практически нетронутые запасы природных ресурсов, огромное влияние на климат нашей планеты, удивительный растительный и животный мир. И в этом вы сегодня убедитесь, когда наши ученые, а это каждый из вас, представит нам свои исследования, работая в группах.
III. Поиск решения.
1. – Работа в группах.
Первая группа – географы-картографы. (Арктика - единый физико-географический район Земли,
примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков
Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами,
а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов).
–Описание географического положения Арктики.
2) Определите особенности береговой линии Арктики.
3)Показать значение Северного морского пути.
Вторая группа – Историки - представить классу историю открытия, исследования и освоения Арктики
Третья группа – геологи.
– Описание рельефа и полезных ископаемых.
Четвёртая группа – климатологи.
– Определите климатические особенности Арктики.
– Объясните суровость климата Арктики и его влияние на климат нашей страны.
Пятая группа – биогеографы.
– составьте характеристику природных зон Арктики, используя план описания природной зоны.
– Каковы особенности органического мира Арктики?
Шестая группа - экологи.
– работа с картой «Экологические проблемы» -определите влияние хозяйственного освоения арктических районов на природу;
2. –Работа в группах с последующим обменом мнений по проделанной работе.
3. – Как ответим на основной вопрос урока?
ΙV. Самостоятельное применение знаний: творческое задание «Вы сейчас находитесь на Северном полюсе, остались считанные минуты до отправки домой –приготовьте герметическую капсулу с посланием в будущее.
V. Домашнее задание: 1.Подготовить сообщения, доклады;
2. Выполнить исследовательские и проектные работы: об истории освоения Северного морского пути; об истории ледокольного флота России и его роли в арктических путешествиях; об особенностях животного и растительного мира Арктики; об истории и современном хозяйственном освоение арктических районов; о стратегическом значении Арктики.
VI. Итог урока. – Сделайте вывод по уроку.
VII. Рефлексия – с помощью цветового изображения покажите степень усвоения материала. Зеленый –усвоено. Красный – имеются затруднения.
Рекомендуемые материалы http://www.rgo.ru/ – Российское географическое общество, Москва http://www.rgo.ru/ru/proekty/molodyozhnoe-dvizhenie/arkticheskiy-plavuchiyuniversitet – Российское географическое общество, Арктический университет http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm – сайт Клуба «Приключение» http://www.aari.nw.ru/ – Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ) http://polarmuseum.ru/ – Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург http://www.darwinmuseum.ru/ – Государственный Дарвиновский музей, Москва