12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Апанасенко Ольга Михайловна24



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77 с углублённым изучением английского языка» г.Перми









Методическая разработка для учителей

МХК/предметов эстетического цикла

«Оживляя полотно. The Starry Night»







Подготовила:

учитель МХК, истории, обществознания

Апанасенко Ольга Михайловна
















Пермь, 2015

Конспект урока МХК в 11 классе

Предмет: «Мировая художественная культура».

Класс: 11 «б».

Тема урока: «Оживляя полотно. The Starry Night».


п/п

Этапы работы

Содержание этапа


1.


Этап 1.

Организационный момент (3 минуты)


Цель:

знакомство с направлением в искусстве рубежа XIX-ХХ вв. - постимпрессионизмом и создание стилистической копии (реплики) картины "Звездная ночь".


Задачи:

1. актуализация знаний о стиле "постимпрессионизм", его характерных особенностях, основных представителях;

2. анализ популярных шедевров самого яркого представителя постимпрессионизма - В. Ван Гога;

3. развитие художественно-творческих способностей.


Методы работы с классом:

метод "высказывания искусства", метод стилизации, ассоциативный метод.


Форма урока:

"Художественная гостиная".




Метод стимулирования:

повышение интереса к предмету за счет применения видеоматериалов.




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация.

Звучит К. Сен-Санс - "Пляски смерти" и демонстрируется иллюстративный ряд самых известных произведений художника (Презентация 1) после чего начинается беседа об увиденном и сопоставление уже известных фактов с увиденным и услышанным.


Вопросы учителя:


Как вы думаете, почему работы Ван Гога не были приняты в мире искусства и художник умер в нищете?

Какую динамику можно проследить, глядя на его работы в хронологическом порядке?

На ваш взгляд, стоит ли его творчество внимания? Как бы вы охарактеризовали его

творчество?


Сегодня на уроке вы узнаете о том, как работал Ван Гог и почему его так критиковало общество художников и о том, какой след он оставил в истории живописи.

Сегодня он популярен и известен, во многом благодаря новым, интерактивным формам искусства, например, технике "Сенсория".

Обратимся к небольшому видеосюжету "Ван Гог. Ожившие полотна".



Какие образом достигается необходимый эффект?

А что увидели вы?

Что позволяет нам сегодня увидеть эффект tilt-shift?


При просмотре и прослушивании учащиеся фиксируют свои ассоциации, возникающие при контакте с произведениями (слово, цвет...).


Обмен впечатлениями (радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность).


Возможные ответы:


Ван Гог применил собственную новую технику живописи, был любителем, а не профессионалом.
























Индивидуальные ответы учащихся....

Tilt-Shift - это очень интересный эффект, который из обычной фотографии делает иллюзию игрушечного мира. Точнее, это эффект, достигаемый специальной методикой съемки. Снимки, запечатлевшие большие пространства, показывают их нам словно игрушечными миниатюрами.


2.


Этап 2.

Активизация знаний (3 минуты)


Цели 2 этапа:

- актуализировать полученные ранее знания:

-анализировать новые произведения искусства.


Методы 2 этапа:

метод художественного познания.


Критерии достижения 2 этапа:

1. Знание материала.

2. Умение работать с информацией (анализ, структурирование).

3. Аргументация и доказательность ответа через использование

дополнительного материала.

4. Активность участия.



 2. Постановка цели урока.


Фронтальный опрос.


На какое течение в искусстве опирались постимпрессионисты?

В чем заключалась особенность картин?

Что общего между импрессионизмом и постимпрессионизмом?



Индивидуальные ответ ответы учащихся по заданным критериям:


На импрессионистов;

Использование цветовых пятен;

отсутствие конкретики и реалистичности;

эмоциональная окрашенность плотен.

Впечатление от увиденного, отсутствие канона.


3.


Этап 3.

Изучение нового учебного материала (30 минут).


Цели 3 этапа:


- изучить технику импасто;

- познакомится с детализированным иллюстративным

материалом;

- создать реплику картины "Звездная ночь".

Задачи:

- сопоставление приемов живописи: лессировки, пуантилизма и импасто;

- практическое знакомство с техникой импасто;

- приобретение опыта художественно-творческого восприятия искусства.


Методы:

метод эпатии, метод стилизации.


Методы мотивирования:

Мотивация осуществляется за счет наглядности, творческих задний, метода эмпатии.



Формы и методы:

исследование, анализ, творческая деятельность.


Критерии уровня внимания и интереса учащихся:

- использование вопросов на уточнение.



Учащимся предлагается более подробно познакомится с главным шедевром художника.


Учитель организует беседу с классом при просмотре Презентации 2 и музыкальном сопровождении в исполнении Don McLean "Vincent".

Все внимание сосредоточено на основной работе В.Ван Гога - "Звездной ночи".

Предлагается просмотр интерактивного видео "Звездная ночь".


Каким образом можно скопировать произведение?



Особое внимание уделяется методу импасто.


Затем учащимся шаблоны для создания реплики.

Ваша задача - попытаться создать копию произведения, используя пластилин и технику рисования пластилином.




Учащиеся работают в парах и индивидуально.



Возможный ответ:

Нарушение всех канонов, творческий подход, большое количество неразбавленного цвета...




Возможная запись в конспекте:

Наложение красок густым слоем (impasto).

По контрасту с лессировкой - методичным постепенным наложением последовательных тонких и прозрачных слоев краски - техника impasto, или наложение красок густым слоем, предполагает использование краски почти тестообразной консистенции. На такой краске остаются заметные следы кисти.


Задание творческого характера выполняется индивидуально.




4.


Этап 4.

Рефлексия (5 минут).


Цель:

- выделить главные отличительные черты нового направления;

- оформить готовый продукт (реплику);

-осмысление значения творчества Ван Гога в истории мировой живописи;

- осмысление роли постимпрессионизма через личное восприятие, формирование собственного отношения к стилю.



Методы:

фронтальный опрос, метод ассоциаций.


Обобщающая беседа с классом.  


Итак, подведем итоги.


Каковы главные отличия импрессионизма от постимпрессионизма?

Как следует рассматривать полотна Ван Гога?

В чем была сложность его работы?

Возможно ли было создание копии в вашем конкретном случае без трафарета?


Ассоциативный ряд.

Продолжите фразу «Импрессионизм – это...»,

«Импрессионизм для меня это - ....»



Возможные ответы на теоретические вопросы:


Это новый этап в развитии искусства, породивший новые направления - таких, как модерн и кубизм.


Картины создавались на пленере.


Полотна необходимо рассматривать с дальнего расстояния.

Ассоциативные ряды формулируются на основе личного восприятия.


5.


Этап 5.

Задание на дом (5 минут).


Цель:

- создание презентаций Power Point по выбранным темам (индивидуальные сообщения).



Критерии оценивания домашнего задания:

1. иллюстративность и наглядность презентации;

2.информативность презентации (общие биографические данные, интересные факты);

3. художественный анализ представленных в презентации работ;

4. качество оформления.

5.использование как минимум 4-5 различных источников информации (включая Интернет-ресурсы).

6. время, потраченное на защиту презентации (не более 10 минут).




 О своеобразии творчества Дега, Гогена, Пикассо, Тулуз-Лотрека  мы поговорим на следующих уроках.


Подготовить сообщение об этих художниках.


Учащиеся выбирают темы сообщений (индивидуально).

  


Список использованной литературы


Великие художники. Альбом 18. Ван Гог. М., 2010.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы:

Импасто: рельефная живопись. Режим доступа: http://www.linteum.ru/article270.html (10.04.2015)

Раскраски известных картин. Режим доступа: http://pesochnizza.ru/raskraski/raskraski-kartiny-hudozhnikov (22.12.14)

Картины Ван Гога с эффектом tilt-shift. Режим доступа: http://risoval-ko.ru/art-galereya/kartinyi-van-goga-s-effektom-tilt-shift/ (14.03.2015)

Школа живописи «Арт рецепт». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.artrecept.com/uroki-zhivopisi/maslom/pishem-kopiyu-kartiny-vinsenta-van-goga-zvezdnaya-noch/ (11.04.2015)


Аудиоматериалы:

Сен-Санс К.- Danse macabre.

Гендель Г.Ф. -  Sarabanda, Ре Минор.

Don McLean – Vincent.


Видеоматериалы:

Vincent van Gogh Fanvid. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fWZ8DaPSPrg (10.04.2015)

Оживляя картины. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yoq8GuvnjL0 Электронный ресурс. Режим доступа:

Интерактивная картина Ван Гога «Звездная ночь». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yWoOJFLkxcQ Электронный ресурс. Режим доступа:


Иллюстративный материал:

Кадр из фильма «Винсет и Тео». Реж. Р.Олтмэн, 1990. Электронный

ресурс. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/9479/ (3.04.2015).

Кадр из фильма «Ван Гог: Портрет, написанный словами». Реж. Э.Хаттон, 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/507264/ (3.04.2015).

Произведения искусства на современный лад. Портрет Ван Гога. Режим доступа: http://www.krasfun.ru/2011/12/proizvedeniya-iskusstva-na-sovremennyj-lad/ (12.04.2015).

Прочие иллюстрации: Картинки Google. Копии «Звездной ночи». Режим доступа:https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0B8+%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0B9+%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8&newwindow=1&es_sm=122&biw=1600&bih766&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CBsQsARqFQoTCP6IgcKfxscCFYEsgodV3sHhQ (31.03.2015)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.