Методическая разработка для учителей МХК/предметов эстетического цикла «Оживляя полотно. The Starry Night»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77 с углублённым изучением английского языка» г.Перми
Методическая разработка для учителей
МХК/предметов эстетического цикла
«Оживляя полотно. The Starry Night»
Подготовила:
учитель МХК, истории, обществознания
Апанасенко Ольга Михайловна
Пермь, 2015
Конспект урока МХК в 11 классе
Предмет: «Мировая художественная культура».
Класс: 11 «б».
Тема урока: «Оживляя полотно. The Starry Night».
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Этап 1. Организационный момент (3 минуты) Цель: знакомство с направлением в искусстве рубежа XIX-ХХ вв. - постимпрессионизмом и создание стилистической копии (реплики) картины "Звездная ночь". Задачи: 1. актуализация знаний о стиле "постимпрессионизм", его характерных особенностях, основных представителях; 2. анализ популярных шедевров самого яркого представителя постимпрессионизма - В. Ван Гога; 3. развитие художественно-творческих способностей. Методы работы с классом: метод "высказывания искусства", метод стилизации, ассоциативный метод. Форма урока: "Художественная гостиная". Метод стимулирования: повышение интереса к предмету за счет применения видеоматериалов. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация. Звучит К. Сен-Санс - "Пляски смерти" и демонстрируется иллюстративный ряд самых известных произведений художника (Презентация 1) после чего начинается беседа об увиденном и сопоставление уже известных фактов с увиденным и услышанным. Вопросы учителя: Как вы думаете, почему работы Ван Гога не были приняты в мире искусства и художник умер в нищете? Какую динамику можно проследить, глядя на его работы в хронологическом порядке? На ваш взгляд, стоит ли его творчество внимания? Как бы вы охарактеризовали его творчество? Сегодня на уроке вы узнаете о том, как работал Ван Гог и почему его так критиковало общество художников и о том, какой след он оставил в истории живописи. Сегодня он популярен и известен, во многом благодаря новым, интерактивным формам искусства, например, технике "Сенсория". Обратимся к небольшому видеосюжету "Ван Гог. Ожившие полотна". Какие образом достигается необходимый эффект? А что увидели вы? Что позволяет нам сегодня увидеть эффект tilt-shift? | При просмотре и прослушивании учащиеся фиксируют свои ассоциации, возникающие при контакте с произведениями (слово, цвет...). Обмен впечатлениями (радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность). Возможные ответы: Ван Гог применил собственную новую технику живописи, был любителем, а не профессионалом. Индивидуальные ответы учащихся.... Tilt-Shift - это очень интересный эффект, который из обычной фотографии делает иллюзию игрушечного мира. Точнее, это эффект, достигаемый специальной методикой съемки. Снимки, запечатлевшие большие пространства, показывают их нам словно игрушечными миниатюрами. | ||
2. | Этап 2. Активизация знаний (3 минуты) Цели 2 этапа: - актуализировать полученные ранее знания: -анализировать новые произведения искусства. Методы 2 этапа: метод художественного познания. Критерии достижения 2 этапа: 1. Знание материала. 2. Умение работать с информацией (анализ, структурирование). 3. Аргументация и доказательность ответа через использование дополнительного материала. 4. Активность участия. | 2. Постановка цели урока. Фронтальный опрос. На какое течение в искусстве опирались постимпрессионисты? В чем заключалась особенность картин? Что общего между импрессионизмом и постимпрессионизмом?
| Индивидуальные ответ ответы учащихся по заданным критериям: На импрессионистов; Использование цветовых пятен; отсутствие конкретики и реалистичности; эмоциональная окрашенность плотен. Впечатление от увиденного, отсутствие канона. |
3. | Этап 3. Изучение нового учебного материала (30 минут). Цели 3 этапа: - изучить технику импасто; - познакомится с детализированным иллюстративным материалом; - создать реплику картины "Звездная ночь". Задачи: - сопоставление приемов живописи: лессировки, пуантилизма и импасто; - практическое знакомство с техникой импасто; - приобретение опыта художественно-творческого восприятия искусства. Методы: метод эпатии, метод стилизации. Методы мотивирования: Мотивация осуществляется за счет наглядности, творческих задний, метода эмпатии. Формы и методы: исследование, анализ, творческая деятельность. Критерии уровня внимания и интереса учащихся: - использование вопросов на уточнение. | Учащимся предлагается более подробно познакомится с главным шедевром художника. Учитель организует беседу с классом при просмотре Презентации 2 и музыкальном сопровождении в исполнении Don McLean "Vincent". Все внимание сосредоточено на основной работе В.Ван Гога - "Звездной ночи". Предлагается просмотр интерактивного видео "Звездная ночь". Каким образом можно скопировать произведение? Особое внимание уделяется методу импасто. Затем учащимся шаблоны для создания реплики. Ваша задача - попытаться создать копию произведения, используя пластилин и технику рисования пластилином. | Учащиеся работают в парах и индивидуально. Возможный ответ: Нарушение всех канонов, творческий подход, большое количество неразбавленного цвета... Возможная запись в конспекте: Наложение красок густым слоем (impasto). По контрасту с лессировкой - методичным постепенным наложением последовательных тонких и прозрачных слоев краски - техника impasto, или наложение красок густым слоем, предполагает использование краски почти тестообразной консистенции. На такой краске остаются заметные следы кисти. Задание творческого характера выполняется индивидуально. |
4. | Этап 4. Рефлексия (5 минут). Цель: - выделить главные отличительные черты нового направления; - оформить готовый продукт (реплику); -осмысление значения творчества Ван Гога в истории мировой живописи; - осмысление роли постимпрессионизма через личное восприятие, формирование собственного отношения к стилю. Методы: фронтальный опрос, метод ассоциаций. | Обобщающая беседа с классом. Итак, подведем итоги. Каковы главные отличия импрессионизма от постимпрессионизма? Как следует рассматривать полотна Ван Гога? В чем была сложность его работы? Возможно ли было создание копии в вашем конкретном случае без трафарета? Ассоциативный ряд. Продолжите фразу «Импрессионизм – это...», «Импрессионизм для меня это - ....» | Возможные ответы на теоретические вопросы: Это новый этап в развитии искусства, породивший новые направления - таких, как модерн и кубизм. Картины создавались на пленере. Полотна необходимо рассматривать с дальнего расстояния. Ассоциативные ряды формулируются на основе личного восприятия. |
5. | Этап 5. Задание на дом (5 минут). Цель: - создание презентаций Power Point по выбранным темам (индивидуальные сообщения). Критерии оценивания домашнего задания: 1. иллюстративность и наглядность презентации; 2.информативность презентации (общие биографические данные, интересные факты); 3. художественный анализ представленных в презентации работ; 4. качество оформления. 5.использование как минимум 4-5 различных источников информации (включая Интернет-ресурсы). 6. время, потраченное на защиту презентации (не более 10 минут). | О своеобразии творчества Дега, Гогена, Пикассо, Тулуз-Лотрека мы поговорим на следующих уроках. Подготовить сообщение об этих художниках. | Учащиеся выбирают темы сообщений (индивидуально). |
Список использованной литературы
Великие художники. Альбом 18. Ван Гог. М., 2010.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы:
Импасто: рельефная живопись. Режим доступа: http://www.linteum.ru/article270.html (10.04.2015)
Раскраски известных картин. Режим доступа: http://pesochnizza.ru/raskraski/raskraski-kartiny-hudozhnikov (22.12.14)
Картины Ван Гога с эффектом tilt-shift. Режим доступа: http://risoval-ko.ru/art-galereya/kartinyi-van-goga-s-effektom-tilt-shift/ (14.03.2015)
Школа живописи «Арт рецепт». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.artrecept.com/uroki-zhivopisi/maslom/pishem-kopiyu-kartiny-vinsenta-van-goga-zvezdnaya-noch/ (11.04.2015)
Аудиоматериалы:
Сен-Санс К.- Danse macabre.
Гендель Г.Ф. - Sarabanda, Ре Минор.
Don McLean – Vincent.
Видеоматериалы:
Vincent van Gogh Fanvid. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fWZ8DaPSPrg (10.04.2015)
Оживляя картины. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yoq8GuvnjL0 Электронный ресурс. Режим доступа:
Интерактивная картина Ван Гога «Звездная ночь». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yWoOJFLkxcQ Электронный ресурс. Режим доступа:
Иллюстративный материал:
Кадр из фильма «Винсет и Тео». Реж. Р.Олтмэн, 1990. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/9479/ (3.04.2015).
Кадр из фильма «Ван Гог: Портрет, написанный словами». Реж. Э.Хаттон, 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/507264/ (3.04.2015).
Произведения искусства на современный лад. Портрет Ван Гога. Режим доступа: http://www.krasfun.ru/2011/12/proizvedeniya-iskusstva-na-sovremennyj-lad/ (12.04.2015).
Прочие иллюстрации: Картинки Google. Копии «Звездной ночи». Режим доступа:https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0B8+%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0B9+%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8&newwindow=1&es_sm=122&biw=1600&bih766&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CBsQsARqFQoTCP6IgcKfxscCFYEsgodV3sHhQ (31.03.2015)