Статья «Теоретические основы системы мониторинга ШМО учителей естественного цикла предметов»
Теоретические основы системы внутришкольного мониторинга ШМО учителей естественного цикла предметов
МАОУ «Сош №111» города Перми
Назначение и место внутреннего мониторинга качества образования в ШМООрганизация ВМК ( внутришкольный мониторинг качества)включает определение целей и задач, объектов и предмета (показателей) ВМК, форм и порядка сбора, обработки, предоставления и хранения представления информации, распределение функций (полномочий) и ответственности между непосредственными исполнителями, а также материальных, временных и иных необходимых ресурсов. Назначение ВМК методического объединения заключается в обеспечении руководства ОУ информацией, необходимой для осуществления ими возложенных на них функций.
Достоверность информации обеспечивается использованием методов и средств сбора и обработки данных, позволяющих получать как можно более объективную, надежную и валидную информацию о состоянии объектов мониторинга, полнотой их обследования.
Целесообразно выделить следующие задачи ВМК:
Осуществление систематического сбора информации (первичных данных) о состоянии основных и обеспечивающих процессов.
Осуществление статистической и аналитико-синтетической обработки собранных данных, документальное оформление результатов обработки и предоставление их непосредственным пользователям в установленном порядке.
Хранение первичных данных и (или) документов, содержащих результаты их обработки, на бумажном и электронном носителях в течение установленного срока, обеспечение доступности первичных данных и (или) документов, содержащих результаты их обработки, в течение срока хранения.
ВМК обеспечивает руководство школы информацией о состоянии тех факторов (материальных и информационных объектов, процессов), которые оказывают существенное влияние на конечные результаты деятельности ОУ сейчас или в ближайшем будущем. К числу таких факторов — применительно к образовательной практике — относятся:
• Качество образовательных программ;
• Качество образовательной среды;
• Качество педагогических и других кадров;
• Качество обучающихся;
• Качество родителей (законных представителей) обучающихся;
• Качество процессов реализации образовательных программ ОУ (образовательный процесс).
Предметы ВМК.
- Основные образовательные программы по предметам биология, география, химия, физика, насколько они соответствуют:
а) существующим нормативным требованиям,
б) социальным и личностным ожиданиям;
в) реалистичность образовательной программы, т.е. наличие в ШМО достаточных кадровых, материальных и иных ресурсов для ее реализации.
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся содержанием основной образовательной программы.
Определяя предмет мониторинга мы учитываем перечень основных свойств (качеств, характеристик) этих объектов, подлежащих систематическому отслеживанию,
По Г. П. Щедровицкому, любая деятельность связана с тремя типами факторов:
1) учитываемыми и контролируемыми,
2) учитываемыми, но не контролируемыми,
3) не учитываемыми и не контролируемыми.
При этом под учитываемостью фактора понимается принципиальная возможность получать информацию о его действии, учитывать его при принятии решений; а под контролируемостью – возможность оказывать инициативное или ответное воздействие на тот или иной фактор, контролировать его в процессе деятельности.
Формирование показателей (индикаторов)Выбранные показатели адекватно отражают свойства объектов. Информация, представляемая посредством этих показателей удобна для восприятия, однозначно интерпретируема. Показатели не предполагают слишком больших материальных и иных затрат на измерение.
Отобранные показатели отражают состояние процессов и объектов управления (их свойства, характеристики), которые прямо или опосредованно влияют на качество конечных результатов основной (образовательной) деятельности ОУ. Совокупность отобранных показателей обеспечивает руководство школой информацией, достаточной для принятия обоснованных и целесообразных решений в сфере их компетенции. В перечне показателей ВМК предусмотрены только первичные показатели, т.е. несущие данные, которые не могут быть получены иначе, кроме как в результате непосредственного измерения объекта.
Показатели конкретны, измеримы, адекватны целям управления качеством образования в ОУ и, в своей совокупности, минимально достаточны для достижения указанных целей.
Способы изменения показателей (два наиболее распространенных):
Ограничение или обобщение понятий, образующих содержание показателя.
Изменение типа и (или) размерности измерительной шкалы (переход на другие единицы измерения).
Ограничение понятия – это логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом
Ограничение понятия (на примере понятия «урок»)
Обобщение понятия представляет собой обратную логическую операцию – переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Обобщение понятия (на примере понятия «качество освоения единицы учебного содержания»)
Обобщение понятий также подчиняется общеизвестным правилам логики. В результате обобщения понятий происходит переход от показателей, отражающих состояние одного или нескольких однотипных объектов, к показателям, характеризующим состояние гораздо большего количества таких объектов (статистическое обобщение), либо более полно, разносторонне отражающим исходный объект (аналитико-синтетическое обобщение).
Выбор типа и размерности измерительной шкалы
Номинальная шкала (шкала наименований).
Главным достоинством этих шкал является их универсальность — в образовательном учреждении нет ничего, к чему нельзя было бы их применить.
Но использование шкал этого типа накладывает существенные ограничения на применение методов и средств статистического анализа и обобщения предоставляемых ими данных. Номинальная шкала является, в сущности, качественной шкалой и не допускает, например, никаких арифметических операций с полученными данными
Ранговая шкала (шкала порядка).
Ранговая шкала, как и номинальная, является качественной шкалой. Но в отличие от номинальной она не просто называет то или иное свойство объекта (относя его тем самым к определенному классу), а указывает степень выраженности этого свойства.
В одном из наиболее простых вариантов ранговая шкала используется для измерения уровня выраженности того или иного признака (обученность, воспитанность, интеллектуальное развитие и т.д.) посредством отнесения к одному из трех возможных значений (уровней): «высокий», «средний» или «низкий». Если трехзначной ранговой шкалы по тем или иным причинам оказывается недостаточно, ее можно заменить аналогичной шкалой большей размерности: «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «низкий».
Интервальная шкала (шкала расстояний).
Интервальная шкала приписывает объектам значения кардинальных чисел, т.е. она является собственно количественной шкалой. Интервальная шкала позволяет не только констатировать различие объектов по степени выраженности измеряемых свойств, как шкала порядка, но дает возможность отображать степень выраженности этих свойств определенным количеством единиц. Отличительной чертой интервальной шкалы является наличие нулевого значения (нуля). Но нулевое значение на этой шкале устанавливается произвольно и не свидетельствует о полном отсутствии измеряемого свойства объекта.
В педагогической практике интервальные шкалы применяются для измерения результативности выполнения большинства тестов учебных достижений. Обычно они предстают в таких показателях, как количество (или доля) правильно выполненных заданий в тесте, количество (или доля) положительных ответов на контрольные (диагностически значимые) вопросы и т.д.
Абсолютная шкала (шкала отношений).
Абсолютная шкала отличается от интервальной шкалы наличием «естественного», или абсолютного, нуля, которому соответствует полное отсутствие измеряемого свойства. Шкала отношений является наиболее мощной среди всех измерительных шкал. Она суммирует все возможности, которыми обладают менее мощные шкалы (номинальная, ранговая и интервальная). Возможность оценки отношения величин – наиболее важная отличительная черта этой шкалы, определившая ее название.
Под функциональной структурой ВМК понимается совокупность взаимосвязанных основных технологических процессов, посредством которых осуществляется выполнение задач ВМК и, следовательно, достижение поставленной перед ним цели.
ВМК как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся процессы:
сбора первичных данных о состоянии заранее определенных объектов;
статистической и аналитической обработки собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;
предоставление информации о результатах обработки (конечной информации) ее непосредственным потребителям в лице органов управления ОУ для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;
хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и (или) электронном носителе в течение установленных сроков; обеспечение доступности указанной информации в течение срока ее хранения для лиц, которым предоставлено право доступа к ней. Такая структура ВМК позволяет выявить пробелы и проблемные места, требующие принятия неотложных мер.
Сбор первичных данныхК основным методам сбора данных следует отнести: наблюдение, опрос, тестирование и метод экспертных оценок.
Статистическая обработка данных
Статистическая обработка данных включает в себя различные методы и средства, предназначенные для решения широкого круга задач.
Классификации и группировки
Классификация – это систематическое распределение объектов по определенным группам, классам, разрядам на основании их сходства и различия. В сущности, классификация представляет собой измерение объектов посредством соответствующей номинальной шкалы, что было рассмотрено выше.
Группировка – это распределение множества изучаемых объектов по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком.
Предоставление информацииРуководитель ШМО предоставляет завучам только ту информацию, которая им необходима для осуществления внутришкольного мониторинга. Предоставления информации является осуществляется в установление сроки.
Если для осуществления внутришкольного мониторинга предусмотрена обязательная письменная форма сдачи информации, то указанные данные предоставляются, соответственно, тоже в письменном виде.
Таблицы – один из наиболее распространенных способов структурирования и представления данных, как количественных, так и качественных. Чаще всего используются таблицы двух видов: перечневые и взаимной сопряженности признаков.
Перечневая таблица обычно представляет результаты типологической группировки данных по одному или нескольким показателям.
Таблица взаимной сопряженности признаков заключается в демонстрации взаимосвязей между рассматриваемыми признаками; она представляет собой форму представления результатов структурной или аналитической группировки данных. При этом один признак (его возможные значения) располагается в строках таблицы, а другой признак (его значения) – в ее графах (столбцах).
Графики используются, для демонстрации динамики определенного процесса или изменения значений какой-либо переменной.
Круговые диаграммы используются для отражения удельного веса различных составляющих объекта (целого). Поэтому основным показанием к применению их является требование, заключающееся в том, что сумма всех составляющих целого должна равняться 1 или 100%.
Распределение кадровых, временных и иных ресурсовРаспределение кадровых ресурсов, т.е. определение конкретных исполнителей различных работ, осуществляется разными средствами. При планировании работы ШМО на год используется обычная таблица:
Вид работы |
Сроки (периодичность) |
Исполнитель |
Примечание (отметка о выполнении) |
… |
… |
.. |
… |
… |
… |
… |
… |
Для оптимального распределения указанных ресурсов мы используем диаграмму Гантта.
Диаграмма Гантта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Гантта). Идея Генри Л. Гантта, ее автора, состояла в том, что главным ресурсом является время, а основой принятия управленческих решений – сравнение запланированного и фактического состояния работ.
Диаграмма Гантта представляет собой отрезки (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие содержание (виды) работ, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности выполнения задачи.
Вид работы |
Неделя учебного года |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
… |
|
Работа А |
||||||||||||||||||||
Работа Б |
||||||||||||||||||||
Работа В |
||||||||||||||||||||
Работа Г |
Пример распределения сроков выполнения работ с помощью диаграммы Гантта
При определении исполнителей запланированных работ следует исходить из того, что максимальная продолжительность рабочей недели не должна превышать для педагогических работников 36 ч.Таким образом, объем работ, который поручен в рамках ВМК, определяют путем вычитания из указанных значений суммарного объема педагогической нагрузки и других работ, выполняемых педагогами по занимаемой должности.Список
Воробьев В.В. Измерительные шкалы и их развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trnz.narod.ru/izm_shkal.html
Гохберг Л.М., Ковалева Н.В., Соколов А.В. Концепция модернизации национальной системы статистики образования. — М.: ЦИСН: 2002;
Инновационные модели школы: учебно-методическое пособие: В 3 кн. Кн.2 / Под общ. ред. З.Г. Найденовой и С.А. Лисицына. — СПб.: ЛОИРО, 2003.
Ключевые индикаторы. Образовательные индикаторы и политика: практическое руководство. Европейский Фонд Образования. — Турин, 2003.
Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования. Методические рекомендации к организации и проведению. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 (http://www.pedlib.ru)
Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКиПРО, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-1.shtml
Тубельский А. Н., Державин В. Б., Мойсенко А. В., Бирюкова Г. А., Курашов В. М. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни [Текст]: Методическое пособие для координаторов создания демократического, толерантного уклада жизни школы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». / Под ред. А. Н. Тубельского. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 128 с.
Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Лихина Елена Викторовна