Семинар «Роль музыки в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла»

1
0
Материал опубликован 26 January 2020 в группе

Тема «Роль музыки в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла»


План

1. Сущностная характеристика интеграции. Принципы интеграции.

2. Роль музыки в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла.

3. Музыкальное искусство как интердисциплинарная категория. Функции интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла в свете реализации ФГОС.


1. Сущностная характеристика интеграции. Принципы интеграции.


Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

Содержанием образования, как отмечал Загвязинский В.И., должна стать «…вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации». Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (Советский энциклопедический словарь). Более детально рассматривает это понятие Фоминова М.А., определяя интеграцию как особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на формирование умений у школьников рассматривать любые явления с разных позиций, применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование способности самостоятельно проводить творческие исследования; развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Д.И. Корнющенко сформулированы принципы интеграции:

принцип всеобщности;

принцип всесторонности;

принцип гармоничности (души и мысли);

принцип развития;

личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности).

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов окружающего мира. Интеграция в образовании является необходимым условием формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом.


2. Роль музыки в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла.


Музыка, как одно из направлений искусства, способствует формированию интереса и положительной мотивации школьников к получению полноценного представления о разных видах искусства через интегрированное обучение и воспитание посредством активизации творческой и познавательной деятельности; повышение общего культурного уровня и эстетических потребностей учащихся. Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно. Поэтому так часто сегодня учителя-предметники используют музыку на своих уроках, а учителя музыки применяют содержание других предметных областей с целью более глубокого освоения детьми музыкального содержания.

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой – учителем – детьми. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:

создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции – ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;

нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);

развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, осмысливает данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая различные взаимосвязи между ними.

Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых – это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции – межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, ритмикой и т.д. Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.п.).

Учителя-новаторы рассматривают различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов, среди них: музыка и математика (Пифагор); музыка и физика (Ньютон); музыка и биология, химия (А.П. Бородин); музыка и география и др. Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественнонаучным дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты. Это и есть тот классический путь, синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников.

Учителю, планирующему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов. Для уроков музыки, как считает Л.Л. Редько, характерны следующие формы организации интеграции:

пластообразная,

спиралевидная,

взаимопроникающая.

Суть пластообразной формы заключается в наслоении различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 1 классе (программа Критской Е.Д.) тема урока «Музыка осени», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Осень, осень», русская народная песня, «Дождик накрапывает» А. Александрова и др.); в литературе – через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень», А. А. Фет «Ласточки пропали», А. Барто «Золотая осень» и др.); в 4 классе тема урока (программа Критской Е.Д.) «Что за прелесть эти сказки», углубляются знания детей о личности А.С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений (литературное произведение – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», музыкальное – Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.

Особенность спиралевидной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного к общему или от общего к частному. Функции спирали реализует основное понятие, изучаемое на уроке. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, в 4 классе на занятии «Музыка Украины» оценить красоту мелодий украинских песен возможно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры государства в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства. В 3 классе на уроке по теме «Образы природы в музыке» возможно оценить красоту утреннего и вечернего пейзажа, а затем подняться до понимания красоты утра и вечера в литературных и музыкальных произведениях (литературные произведения – И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Веет утро прохладой степною…», музыкальные произведения – Э.Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Утро из «Детской музыки» для фортепиано, П.И. Чайковский «Колыбельная»).

Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и отрывков литературного произведения, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Один из уроков 3 класса (программа Кабалевского Д.Б.) урок-сказка, структура которого основана на законах художественной драматургии (завязка – кульминации – развязка): тема урока – «Опера-былина «Садко». Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.

Рассмотренные формы организации содержания интегрированного блока поднимают урок на более высокий уровень, оказывают многостороннее влияние на личность школьника. В целом интегрированный подход на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.


3. Музыкальное искусство как интердисциплинарная категория. Функции интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла в свете реализации ФГОС


Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции прекрасного и доброго; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1) образовательную – формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2) развивающую – развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3) воспитательную – формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока.

На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания образования.



Литература

Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И. Арябкина //Искусство в школе. – 2017. – №2. – С.76-78.

Голешевич Б.О. Содержание общего музыкального образования эвристического типа [Текст] /Б.О. Голешевич //Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». – Екатеринбург, 28–30 октября 2018. – С. 135– 141.

Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов [Текст] / Т.Ю. Гуняшова //Музыка в школе – 2003. – №1. – С.54– 57.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2014. – 192 с.

Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] /Д.И. Корнющенко. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2013. – 608 с.

Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.