Буклет «Развитие пространственного мышления обучающихся» (7–11 класс)
Подпись под фотографией Направления развития пространственного мышленияРазвитие пространственного мышления в процессе обучения идет по следующим основным направлениям: 1) овладение произвольностью в использовании систем отсчета; 2) формирование обобщенных способов создания пространственных образов и оперирования представления; 3) усвоение графической культуры, что обеспечивает возможность оперирования пространственными образами разной меры конкретности.
|
|
|
||||||
1. В рамках школьного курса математики преимущественно используются мультимедийные презентации, офисные и математические пакеты, образовательные ресурсы для интерактивных досок, обучающие среды, видео- и аудиоматериалы, а также специальные обучающие программы. Для геометрии характерны программы для моделирования фигур и построений. Использование электронных сред 3D-редакторов предоставляют более широкие функциональные возможности для отображения взаимного расположения стереометрических фигур, сечений |
плоскостью, а также быстрого изменения и редактирования изображений. Применение подобных средств ИКТ позволит учителю подготовить учебно-методические материалы для более эффективного обучения школьников решению стереометрических задач. 2. Использование программ ди Моделирования Geogebra, Maple, Mathematica, Mathcad) на уроках без особых временных затрат позволят продемонстрировать геометрический образ понятий при различных положениях плоскости изображения. 3. Взаимозависимость образов разного типа опосредуется различными знаковыми системами, что обеспечивает переход от трехмерных изображений к двухмерным (и обратно); от фиксированной в себе точки отсчета (по "схеме тела") к заданной или произвольно выбранной системе отсчета; от нерасчлененности (интегративности) признаков к их |
перегруппировке, что приводит к созданию в образе нового структурного целого, несводимого к исходному (И. С. Якиманская) 4. Создание образа по чертежу в трех проекциях предполагает мысленное "наполнение" каждой из них третьим измерением на основе знания методов проецирования (наложение, вращение, совмещение), системы условных обозначений. 5. Учитель должен не столько учить, сколько помогать каждому ученику учиться самостоятельно, опираясь на его субъектные предпочтения в выборе содержания и формы учебного материала, способов его проработки. Cледует предоставлять ученикам возможность самим выбирать тот способ, который им кажется легче, интереснее, и опираться на него при усвоении учебного материала. |