План мастер-класса «Развитие навыков критического мышления учащихся в условиях современного урока»

1
0
Материал опубликован 28 May 2020

Казкенова Гульнара Еркиновна

ШЛ №16 города Павлодара

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Цель: расширение педагогического представления о возможностях развития навыков критического мышления учащихся на уроке посредством специальных техник и приемов.

Задачи:

организовать педагогическое пространство для совместной деятельности участников по осмыслению понятия «критическое мышление»;

познакомить с техниками критического мышления через активное вовлечение в занятие;

создать условия для рефлексии слушателей над собственной деятельностью в ходе мастер-класса.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Участники мастер-класса смогут:

соотнести имеющиеся в личном интеллектуальном «багаже» знания с идейно-тематическим содержанием мастер-класса;

критически оценить свою практику урока: провести «ревизию» методов и приемов, чтобы определить, способствуют ли они развитию критического мышления учащихся;

применить изученные способы и приемы в собственной практике урока.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: несертифицированные учителя

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1.Вводная часть

Тренинговое упражнение «Подарок группе». Знакомство, объединение в группы

Согласование ожиданий и целевых установок участников мастер-класса. «Дерево предсказаний»

Создание «проблемного поля» Приемы «Три иллюстрации, одна фраза», «Арабская грамота»

2.Основная часть

Вовлечение участников в деятельность

Коллективное обсуждение. Обмен идеями.

3.Заключительная часть

Резюме Ведущего

Рефлексия участников мастер-класса. «Практический рюкзачок»

Обратная связь

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: диалог, групповое взаимодействие, рефлексия

ОБОРУДОВАНИЕ: ИАД, плакаты, стикеры, фломастеры, колокольчик

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: презентация Power Point, рабочие листы с пошаговыми заданиями для групповой работы, описание техник КМ, видеоролик «Говорят дети»

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы

Вводная часть

I Прогнозиро-вание

Цель: побуждение участников мастер-класса

к активной деятельности

Задачи:

1) создать атмосферу сотрудничества, готовности

к диалогу;

2)ввести участников в суть проблемы;

3)аргументи-

ровать понимание.

































1.Тренинг-упражнение «Подарок группе». Ведущий:

Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы наше взаимодействие стало эффективным, а отношения сплоченными? Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие (Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе) – Наградим себя за предстоящее сотрудничество аплодисментами! (Три хлопка)

2. Рефлексия.

Что вы испытали, выполняя данное упражнение и как можете применить в своей практике?

3.Деление на группы «Скрипка, альт, виолончель, контрабас»


4.Прогнозирование темы мастер-класса. Прием

«Три иллюстрации, одна фраза»

Перед вами два графических рисунка, что вы видите?

Расшифруйте фразу

(Прием «Арабская грамота», зашифрована фраза «критическое мышление». запись слов по согласным, если же слово начинается с гласной, буква в начале слова сохраняется)

5.Прием «Прогнозирование»

Уважаемы коллеги, предположите, какова тема мастер-класса, следовательно, цель занятия?

6.Согласование ожиданий и целевых установок участников.

Прием «Дерево предсказаний».

Что вы ожидаете от мастер-класса? Свои предположения запишите на стикере и прикрепите их на Дерево предсказаний.

7.Слово Ведущего.

С какими техниками вы познакомились на данном этапе мастер-класса? Будете ли применять на своих уроках и почему? Каков потенциал техники?

1.Участники дарят друг другу виртуальные подарки и комментируют его.











2.Включаются в диалог, проговаривая свои ощущения.



3.Участники рассаживаются по группам.

4.a Обсуждают графические рисунки, высказывают предположения (Ведущий заранее прикрепил на рабочее место групп стикеры разных цветов) Отвечают по цвету стикера

4.b Пытаются расшифровать тему по закодированной фразе

5.Участники высказывают свои предположения темы и цели мастер-класса.


6. Пишут индивидуально свои ожидания на стикере и размещают его на Дерево предсказаний





7.Озвучивание ответов по цвету стикера (Отвечают группыа по выбору Ведущего)




3 мин.














2 мин.





1 мин.



2 мин.













2 мин.





3 мин.








2 мин.
























Слайд №1


















Дерево предсказа-ний, стикеры

Основная часть

II Аккумуля-ция знаний

Цель: вовлеченность участников мастер-класса в деятельность; фокусирование внимания к теме

Задачи:

1)познакомить

с приемами вовлечения в деятельность, исследования;

2)осмыслить необходимость развития КМ учащихся на уроке;

3)продемонст-ровать умение работать в коллаборатив-ной среде;

4)рефлексиро-вать по ходу своих действий.

1.Просмотр видеоклипа «Говорят дети».

(Ролик демонстрирует ответы учащихся школы-гимназии №7 на вопрос: «Что такое критическое мышление?»)

Вы послушали, что говорят дети, а теперь обсудите, какими знаниями обладаете вы на данный момент?

2.Денотатный граф «Критическое мышление».

Соотнесите свое понимание КМ с положениями Денотатного графа.

3.Слово Ведущего.

Критическое мышление формируется и развивается посредством специальных методов и приемов. Однако существует некоторое заблуждение в учительской среде, что сами техники и есть критическое мышление. КМ основано на законах мышления. Мы мыслим образами, образно воспринимает мир, переходя от одного образа к другому. Возникает некий коридор мышления. Образы проявляются в разных ситуациях, чтобы в них эффективно действовать, нужен алгоритм.

Алгоритм – цель образа. Их много в голове человека, одними мы пользуемся часто , другими – реже, порой даже и забываем. В основном, наше повеление обусловлено определенной модальность, поэтому зачастую мы мысли и действуем стереотипно. Мы не видим спрятанные в уголках нашего мозга алгоритмы нестандартного решения ситуации. Нужны создавать такие условия на уроке, чтобы эти алгоритмы активизировались.

Так как информация – отправная точка для развития КМ, попробуем поработать с ней.

4.Ведущий распределяет по группам задания.

1-й группе

Прием «Т – таблица»

Какие доводы «за» и «против» основной идеи автора вы нашли в тексте. Как Т – таблица помогла вам в понимании текста?

2-й группе

Прием «Сократовский вопрос»

Прочитав историческую легенду о Сократе, объясните, какова функция вопросов в тексте – познавательная или коммуникативная? Придумайте несколько «сократовских» вопросов.

3-й группе

Прием «Дерево предсказаний»

Прочитав начало текста, предположите, каковы будут элементы его содержания.

4-й группе. Прием «Знаем. Узнали. Хотим узнать»

Перед чтением текста «Торнадо» заполните графу «Знаем». Затем при самом чтении – «Узнали», после чтения – «Хотим узнать»


5.Презентация продукта деятельности групп












1.a Слушатели просматривают видеоролик, затем в группе обсуждают, что они знают или думают, что знают, о критическом мышлении

1.b Обмен мнениями, озвучивание мнения по выбору Ведущего.

2.Участники соотносят свои понимание дефиниции с материалом презентации


3.Участники слушают, обмениваются мнением








































Происходит взаимодействие между участниками, изучение и обсуждение ресурса, оформление результата работы в виде таблицы



Участники читают легенду, работают над заданием, придумывают свои вопросы





Читают начало текста, затем простраивают Дерево предсказаний.

Соотносят итог с аутентичным текстом.

Участники маркируют таблицу, соотносят свои знания с тем, что предъявляет текст, заполняя последнюю графу, расширяют границы своего познания.

5.Группы представляют результаты своего деятельности, определяют способ презентации результата. (Спикер либо вся группа).
Участники озвучивают свое понимание, высказывают мнение об увиденном в ходе защиты продукта каждой группы.

8мин.










2 мин.





3 мин.







































7 мин.































12 мин.

Видео-ролик


На столы групп прикле-ены стикеры разного цвета. Отвечает группа, цвет которой выбрал Ведущий.

Слайды 3-4





































Ресурсы,

фломас-теры, листа А-3, А-4

Ресурс 1




Ресурс 2









Ресурс 3




Ресурс 4

Заключительная часть

III Консолида-ция знаний

Цель:

определение осознания содержатель-ной части мастер-класса

Задачи:

1)консолиди-ровать знания;

2) выразить свое отношение с деятельности на встрече.

1.Прием «Согласен – не согласен – нейтрален»

Слово Ведущего

Можно ли сконструировать урок полностью, направленный на развитие КМ учащихся?

Есть ли приемы, с помощью которых можно учащихся с самого начала урока вовлечь в учебный процесс?

2. Ведущий

Заполните форму «Лестница успешности», аргументируйте письменно свою позицию 2-мя предложениями.

1.Участники соглашаются, не соглашаются или выражают нейтральное отношение к утверждениям.






Заполняют форму, аргументируют свой выбор


3 мин.











2 мин.












Ресурс 5

IV Рефлексия

Цель: выражение отношения в содержанию мастер-класса, свой деятельности

1.Прием «Практический рюкзачок»

Какие мысли возникли в ходе мастер-класса? Что показалось вам интересным, полезным? Что из содержания мастер-класса вы возьмете на вооружение?

2.Обратная связь

Прием «Свободный микрофон»

Участники на стикере фиксируют, что возьмут в свою практику и крепят к плакату




Участники высказывают свое мнение, отношение

2 мин.







3 мин.

Плакат «Практи-ческий рюкзачок»

Ресурс 1

1.Обсудите:

Какие доводы «за» и «против» основной идеи автора вы нашли в тексте?

Как Т-таблица помогла вам в понимании текста?

2.Приглашаю подумать.

Читая текст, работайте с Т-таблицей. Оцените идею автора текста: нужно ли верить в приметы?

t1590686281aa.png

t1590686281ab.png

t1590686281ac.png


Приложение 2

1.Прочитайте историческую легенду о Сократе и объясните, какова функция вопросов в тексте – коммуникативная и познавательная?

2.Придумайте несколько своих «сократовских» вопросов.

t1590686281ad.png

Приложение 3

Прочитайте начало текста, предположите, каким будет его продолжение. Свои предположения представьте в виде Дерева прогнозов:

ствол – тема притчи, ветви – прогнозы содержания, листья – аргументы прогнозов

Дочитайте текст до конца; совпали ли ваши предположения с содержанием текста?

4. Помогла ли работа по прогнозированию дальнейшему чтению текста? Обоснуйте свои мысли.

Бедняк и волшебная ваза

Жил-был несчастный бедняк. И жилье у него было бедняцкое маленький пустой домишко, в котором мыши гнезда обустраивали да пауки паутину плели. Люди старались в дом его не заходить чего в разруху бедняцкую соваться? И думал бедняк, что бедность причина всех его несчастий его вечный удел.

И вот однажды встретил бедняк волшебника и пожаловался ему на свою бедность и жизнь горемычную. Сжалился над бедняком волшебник и подарил ему вазу небывалую. И говорит: «Эта волшебная ваза избавит тебя от бедности».

Взял бедняк вазу и хотел ее сначала продать, а деньги по привычке пропить да и к чему ему такая красота? но потом залюбовался, и рука у него не поднялась на базар ее отнести. Принес он вазу домой, поставил на стол и стал любоваться. «Негоже такой красоте стоять пустой», подумал бедняк и нарвал полевых цветов, поставил их в вазу еще краше она стала. «Нехорошо, — подумал бедняк, что такая красота рядом с паутиной стоит». И стал очищать свой домишко от паутины, выметать тараканов и мышей, вытер пыль, отмыл полы и стены, побелил потолок.

И оказалось, что домишко его не убогий вовсе, а достаточно теплый и уютный. И бедняк уже не бедняк, а трудолюбивый хозяин, у которого нет времени на размышления о несчастье.

Приложение 4

До знакомства с текстом «Торнадо» заполните графу «Знаем». Затем при самом чтении – «Узнали», после чтения – «Хотим узнать»

Как Т-таблица помогла вам в понимании информации текста?

З – У – Х

ЗНАЕМ

УЗНАЛИ

ХОТИМ УЗНАТЬ










Торнадобыстро вращающийся воронкообразный смерч, опускающийся из кучево-дождевого облака или образующийся под кучево-дождевым облаком и касающийся земли. Приближаясь, торнадо издает звук, похожий на грохотанье поезда или на звук водопада.

Как же происходит это грозное явление? Вначале на горизонте появляется зловещее грозовое облако. Становится необычайно душно и жарко. Затем поднимается несильный ветер и начинает моросить дождь. Внезапно температура резко падает. Наступает невыносимый холод. Из нависших туч опускается «столб», вращающийся с огромной скоростью. Навстречу ему с поверхности земли движется гигантский вихрь. Если они смыкаются, то образуется столб, как бы соединяющий небо и землю. Он катится с оглушительным ревом, втягивая в себя все, что попадается по пути: людей, автомобили, дома, деревья. Это длится минут десять. Затем все стихает, а на земле остается полоса длиной несколько километров и шириной от 50 до 400 метров, по которой как бы проехал гигантский бульдозер.

Эти смерчи бывают настолько сильными, что поднимают в воздух и переносят на большие расстояния не только мусор, но и тяжелые предметы. Известны случаи, когда торнадо поднимал и перемещал в пространстве крыши домов, стены, деревья и автомобили.

Чаще всего торнадо образуются в США, на территории штатов Техас и Огайо. Теплый влажный воздух с Мексиканского залива сталкивается на территории США с холодным воздухом из Канады и сухим воздухом со скалистых гор. В результате возникает большое количество гроз, ливней, шквалистых ветров, которые несут в себе угрозу возникновения торнадо.

Каждый год над Америкой проносится около 900 смерчей. Самый сильный торнадо свирепствовал над Средним Западом США 18 марта 1925 года. Он унес 689 жизней.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации