Статья на тему «Развитие предпринимательского мышления у обучающихся первого курса»
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА
Ерохина Татьяна Николаевна,
КГБПОУ Алтайская академия гостеприимства,
г. Барнаул, преподаватель
Аннотация. Рассматривается проблема на применение практико-ориентированного подхода к обучению, как способствующего формированию у обучающихся предпринимательского мышления.
Ключевые слова: проект; практико-ориентированный подход к обучению.
На современном этапе развития общества, экономики и образования подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. Идея подготовки современных студентов к предпринимательской деятельности нашла отражение в проектной деятельности студентов первого курса, изучающих общеобразовательный цикл дисциплин.
Результаты проектной работы помогут сформировать у обучающихся ключевых компетенции, способствующих:
– повышению его коммуникативной культуры,
– развитию у них навыков инновационной, аналитической, творческой, и предпринимательской деятельностей,
– развитию навыков самостоятельного применения приобретенных знаний по одному или нескольким дисциплинам и способов действий при решении различных задач.
Проек (лат. projectus - брошенный вперед; план на будущее) - это целая система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления [3].
Мы педагоги имеем возможность строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важное место отводится выбору темы или проблемы, взятой из реальной жизни, значимой для молодого человека, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения [1].
Мы предлагаем студентам тематику исследовательских проектов имеющих коммерческую направленность, например:
Ее величество пружина.
Создание фонтанов.
Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность человека.
Волшебство мыльного пузыря.
Исследование капиллярных свойств столовых салфеток.
Выращивание кристаллов и их применение
Как продлить срок службы батарейки?
Способы экономии электроэнергии.
Ветер на службе человека.
Солнце на службе у человека.
Вода на службе у человека.
Влияние шума на живые организмы.
Шумозащита с помощью растений.
Микроклимат в помещениях с пластиковыми и деревянными окнами.
Влияние сотовых телефонов на всхожесть семян (на примере семян овса).
Микроволновая печь: за и против.
Нужна ли нам Ретона?
Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему (Где и как полученные знания могут ему пригодиться?). Изучив необходимые теоретические вопросы выбранной темы, студент приступает к практической части проекта, которая может иметь различную направленность, например:
Специальность | Тема |
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. | Микроклимат в помещениях с пластиковыми и деревянными окнами. |
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание [3].
Руководитель, вторгаясь в прагматическую направленность на результат, способен устремить студента к получению экономической выгоды. Результат, которой можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [2].
Специальность | Тема | Направление деятельности студента | ||
1 курс | 2 курс | 3 курс | ||
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. | Микроклимат в помещениях с пластиковыми и деревянными окнами. | Исследовательский проект. Определение влажности и температуры воздуха в здании с пластиковыми и деревянными окнами. | Курсовая работа. Исследование качества окон. | Дипломная работа. Исследование рынка оконных конструкций. |
Итогом такой работы могут стать как внешние так и внутренние результаты: осмысление правильности выбранной профессии, применение приобретенных знаний на практике, опыт деятельности, соединение в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Литература
Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.tsu.ru.
Пережовская, А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования / А. Н. Пережовская // Образование и воспитание. – 2015. – №2(2). –13 –16 с.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб.
пособие/ Г. К. Селевко. —М.: Нар. образование, 2013. —8 с.
Фундаментальность образования – основа его качества / Г. В. Ерофеев [и др.] // Репутация и качество. – 2014. – №11. – С. 68 –70.