12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кириллова Ирина Владимировна220 Россия, Алтайский край, Барнаул Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Парадоксальное решение композиции костюма
Ссылка на проект и презентацию урока в оригинале:
Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
МДК.01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
Специальность: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Тема: Парадоксальное решение композиции костюма
Методическая идея: реализация компетентностного подхода к обучению через организацию самостоятельной работы обучающихся при решении профессиональной задачи в области проектирования костюма; активизация креативного мышления обучающихся на основе эвристики.
Цели урока – создать условия:
● для развития творческой смелости в поиске нового образа костюма;
● для воспитания успехом на собственном примере творческой деятельности;
● для формирования общих и профессиональных компетенций (ФГОС) в рамках учебной темы:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ПК 1.1 Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или
с применением творческого источника.
Задачи урока:
● Обобщить знания по разделу «Дизайн-проектирование костюма».
● Разработать эскиз модели одежды на основе заданного метода эвристики.
● Презентовать готовую эскизную работу микро-группы.
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов действий.
Вид урока: практическое занятие.
Метод обучения: активный −творческая деятельность, направленная на поиск, разработку и испытание новых идей и основанная на сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Оснащение урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, флипчарт, бумага формата А-3, графические средства, конспекты лекций.
Программное обеспечение: MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
Методическое обеспечение: студенческие эскизы, оценочные листы.
Отведенное время: 90 минут.
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | 1.1. Приветствует всех присутствующих в аудитории. | 1.1. Студенты группы отвечают на приветствие, вставая с мест. |
1.2. Проводит проверку посещаемости группы. | 1.2. Учебный сектор рапортует, указывая фамилии отсутствующих. | |
1.3. Сообщает тему урока: «Парадоксальное решение композиции костюма». Интересуется причиной своеобразного оформления текста слайдов. | 1.3. Записывают тему урока в тетрадь. | |
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Целеполагание. | 2.1. Проводит дословное обсуждение учебной темы, опираясь на систему наводящих вопросов. Спрашивает: «Что означают слова …» | 2.1. Предположительно дают следующие ответы: |
– «парадоксальный»? | – «непонятный, невероятный, удивительный, странный, неожиданный» | |
– «решение»? | – «система действий для достижения результата в рамках проблемной ситуации» | |
– «парадоксальное решение»? | – «нестандартное решение» | |
– «композиция»? | – «составление», «соединение» | |
– «костюм»? | – «система элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением» | |
2.2. Доказывает целесообразность практического освоения учебной темы, проводя параллель с реальностью жизни. | 2.2. Прослушивают описание ситуации.
| |
Описывает проблемную ситуацию: «Вы – действующие дизайнеры на швейном предприятии. Я – работодатель. Моя цель – прибыль. Каждый день мне нужно решать две основные задачи: 1) организовать интенсивную работу подчинённых; 2) обеспечить бесперебойный выпуск конкурентоспособной продукции. Очередное задание опытным дизайнерам звучит так – срочно разработать серию новых эскизов одежды». |
| |
2.3. Задаёт вопросы на понимание важности учебной темы: | Выдвигают версии решения проблемы, основная мысль которых заключается в том, что методы парадокса имеют множество преимуществ. | |
Вопросы: А. «Возможно ли, опираясь на тему урока, быстро и эффективно выполнить задание работодателя – за короткий срок разработать серию эскизов одежды?» | Ответы: А. «Возможно, так как: – они не ограничивает фантазию; – они поощряют творческую смелость». | |
Б. «Каким будет предполагаемый результат творчества?» | Б. «Результат творчества будет оригинальным» | |
В. «Зачем отходить от общепринятых норм и создавать что-то новое?» | В. «Новизна в эскизе необходима, т.к.: – оригинальность модели «от кутюр» послужит основой для быстрой разработки множества интересных моделей одежды «прет-а-порте»; – новизна костюмной идеи востребована потребителем». | |
Г. «Как обеспечить возможность производства и реализации разработанных авангардных моделей?» | Г. «Следует преобразовать смелые идеи авангардной модели до уровня умеренной моды» | |
2.4. В результате обсуждения темы предлагает студентам следующее задание: |
| |
– «Сформулируйте цель занятия, исходя из темы» | Формулируют цель: «разработать авторский (нестандартный, авангардный и т.п.) эскиз костюма в 2 х вариантах: – «прет-а-порте». | |
3. Актуализация опорных знаний | Проводит фронтальный опрос обучающихся. | Отвечают на вопросы преподавателя. |
Планируемые вопросы: | Ожидаемые ответы: | |
– «Какая наука рекомендует дизайнеру использовать парадокс в композиции костюма?» | «Эвристика» | |
– «Что такое эвристика?» | «Наука, изучающая продуктивное творческое мышление» | |
– « Сколько основных групп эвристических методов творчества вы знаете?» | «Существует пять групп эвристических методов творчества» | |
– «Перечислите эти группы» | 1. «пересмотр постановки задачи»; 2. «проектирование»; 3. «парадоксальное решение»; 4. «математический анализ»; 5. «профессиональная игра». | |
– «Какую группу методов предстоит освоить сегодня?» | «Методы парадоксального решения» | |
– «Какие методы проектирования одежды относятся к группе парадоксальных?» | «инверсия», «эмпатия», «мозговая атака», «мозговая осада», «совещание пиратов», «дельфийский метод»» карикатура» | |
Предлагает остановиться на двух методах – наиболее простых по использованию и эффективных по результатам. Это инверсия и карикатура. |
| |
Задаёт вопросы: | Отвечают: | |
– «Какова сущность метода инверсии?» | «Это метод переворота, абсурдной перестановки элементов композиции костюма» | |
– «В чём заключается метод карикатуры?» | «Это метод доведения образного решения костюма до гротескного вида» | |
4. Планирование | Предлагает обучающимся коллективно наметить план дальнейшей работы. |
|
– «Давайте обозначим пошаговые действия, которые следует предпринять для достижения обозначенной цели». |
| |
Проводит собеседование с обучающимися, используя следующие вопросы: | Дают предполагаемые ответы: | |
– «Каким образом следует начать работу: | – «Нет, нужно выбрать исходную модель для экспериментирования» | |
– «Что делать на следующем этапе?» | – «Определить метод проектирования» | |
– «Какие действия выполнять, зная метод проектирования?» | – «Разрабатывать эскиз одежды, используя приёмы определённого метода» | |
– «Нужно ли сдерживать желание экспериментировать?» | – «Не следует ограничивать полёт фантазии» | |
– «Что предпринять, если результат окажется абсурдным?» | – «Использовать первоначальный эскиз как источник вдохновения для дальнейшего проектирования промышленной модели» | |
Обобщает информацию, диктуя для записи план работы: – выбор исходной модели; – определение метода проектирования; – разработка эскиза авангардной модели одежды «от кутюр»; – разработка эскиза промышленной модели одежды «прет-а-порте»; – презентация результата работы. | Записывают план работы. | |
5.Реализация плана | 5.1. Проводит вводный инструктаж по организации работы на уроке: распределяет исходные эскизы, назначает каждой микрогруппе конкретный метод проектирования для освоения: 1 м/группа – метод карикатуры; 2 м/группа – метод инверсии; 3 м/группа – комбинация методов (инверсия + карикатура). Определяет временной промежуток для выполнения творческого задания. | 5.1. Слушают, уточняют непонятные моменты, делают письменные пометки. Выбирают координатора и выступающего для презентации эскизов. |
Предупреждает, что студентам предстоит осуществить само- и взаимооценку процесса и результата работы . Для этого на каждом учебном столе имеется оценочный лист, который следует заполнить в ходе презентаций. |
| |
5.2. Обеспечивает руководство творческим процессом и при необходимости оказывает помощь. | 5.2. Выполняют творческие задания в микрогруппах – вырабатывают концепцию нового костюма и разрабатывают фор-эскизы (выставочный и носимый варианты). Эскизирование производится маркерами на листах бумаги формата А-3. По завершении работы координатор микрогруппы определяет выступающего студента. | |
6. Презентация продуктов работы. Обсуждение. | Выслушивает каждого выступающего. Задаёт наводящие вопросы. При необходимости корректирует выступления и вовлекает в обсуждение всех присутствующих. | Выступающий каждой микрогруппы демонстрирует фор-эскизы на выставочной плоскости флипчарта и кратко презентует общую работу. Студенты других микрогрупп задают вопросы и заполняют оценочный лист. |
7. Контроль | Осуществляет контроль всех этапов учебного занятия с помощью вопросов: – «Какая цель была поставлена в начале занятия?» – «Можно ли считать цель достигнутой на 100 %?» – «Какую ценность представляют собой методы парадоксального решения?» | Отвечают на вопросы фронтально, дополняя друг друга. |
– «При экспресс-решении задачи были задействованы только те методы, которые рекомендовал преподаватель? Или негласно и интуитивно использовались дополнительные методы?» | Осознают, что в процессе авральной работы был использован метод «мозговой атаки» – об этом свидетельствуют сжатые временные сроки и коллективная форма работы. | |
8. Рефлексия. Подведение | 8.1. Просит обучающихся озвучить индивидуальные впечатления и отзывы. Задаёт вопросы следующего типа: – «Что нового узнал?» – «Что для себя выяснил?» – «Что понял?» – «Чему научился?» – «С чем справился успешно?» – «Насколько доволен собой и совместной работой с напарником?» | 8.1. Высказываются индивидуально, осмысляя прошедший урок. |
8.2. Выставляет итоговые отметки за урок. | 8.2. Заполняют оценочную ведомость в графах «самооценка» и «взаимооценка». | |
8.3. Постановка домашнего задания. – «Приготовьте к следующему занятию исходный эскиз из авторского архива, материалы и графические средства для индивидуального освоения на практике методов парадоксального решения композиции костюма и оформления отчёта» | 8.3. Фиксируют домашнее задание. |