Конспект группового логопедического занятия «Различение звуков [д]-[т] и букв Д-Т»
Конспект группового логопедического занятия
«Различение звуков [д]-[т] и букв Д-Т»
для обучающихся второго класса
с системным недоразвитием речи, III уровня речевого развития
учитель-логопед Е.В. Орлова
Цель: Дифференцировать звуки [д] - [т] и буквы Д – Т.
Задачи:
Уточнить артикуляционные и акустические характеристики звуков [д], [т];
Развивать умение выделять повторяющийся звук из ряда слов;
Развивать умение слышать и вычленять звуки [д], [т] из звукового и слогового рядов;
Развивать умение дифференцировать звуки [д], [т] в словах;
Закреплять зрительный образ букв Д, Т;
Развивать навыки слогового анализа и синтеза;
Упражнять в чтении слов с буквами Д, Т;
Развивать навык изменения имён существительных в числе;
Развивать умение дифференцировать звуки [д], [т] при произнесении предложений;
Развивать кратковременную зрительную память;
Развивать навык образовывать от существительных качественные и относительные прилагательные.
Образовательные результаты:
Дают акустическую характеристику звукам [д], [т];
Выделяют повторяющийся звук из ряда слов;
Умеют слышать и вычленять звуки [д], [т] из звукового и слогового рядов;
Различают звуки [д], [т] в словах;
Могут узнать буквы Д, Т и реконструировать их;
Вставляют пропущенные слоги в слова, определяют количество звуков в слове, соединяют слоги в слово;
Читают слова с буквами Д, Т;
Изменяют имена существительные в числе;
Правильно произносят предложения со звуками [д], [т];
Запоминают 6 предметных изображений;
Образуют от заданных существительных качественные и относительные прилагательные по образцу.
Оборудование: два листа (А3) с предметными изображениями для игры «Что изменилось?», демонстрационные картинки-символы звуков [д], [т], опорные карточки (для акустической характеристики звуков), плакаты с изображением букв Д, Т (письменными и печатными), индивидуальные карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска или экран (белый), простые карандаши, ручки, тетради.
Примерный лингвистический материал:
Звуки: д, т, н, м, п, л, р.
Слоги: да, то, ту, до, ду, та, жда, што, жду.
Слова: топор, тыква, двойка, дом, дым, туфли, тапочки, дыня, удав, танк, кит, торт, дудочка, кот, медаль, вата, батон, таракан, пустыня, коридор, передача, след - следы, крот – кроты, плед – пледы, снаряд – снаряды, компот – компоты, поворот – повороты, талант – таланты, робот – роботы, подъезд – подъезды.
Словосочетания: товарный чек, тополиный пух, томатная паста, домашние тапочки, добрый друг, дорожный чемодан, тоскливый день, капает вода.
Предложения: Катя мне даёт воды; К Диме я домой пойду; Я по ягоды иду; Хвост мохнатый у кота; Я везу сюда кота; Любят мясо все коты; Надя достаёт лото; Я радуюсь победам в спорте; Ты радуешься победам в спорте; Он радуется победам в спорте; Мы радуемся победам в спорте; Вы радуетесь победам в спорте; Они радуются победам в спорте.
Ход занятия:
Этапы урока | Содержание урока | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | ||||
I. Орг. момент. Игра «Что изменилось?» Приложение 1 | - Посмотрите на картинки, назовите их. - Теперь рассмотрите и назовите эти картинки. - Какие картинки появились? - Какие исчезли? | Рассматривают предметные изображения. Называют их. Рассматривают предметные изображения на втором листе. Называют их. Называют картинки, которые появились, которые пропали. | |||
II. Основная часть. Введение в тему. | - Внимательно послушайте слова: дом, удав, дым. Какой звук вы слышали чаще всего? - Послушайте другие слова: танк, кит, торт. - О каких звука и буквах мы будем сегодня говорить? | Определяют повторяющийся звук – [д]. Определяют повторяющийся звук – [т]. Определяют тему занятия. | |||
III. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков [д], [т] | - Произнесём звук [д]. На что похож этот звук? - Что (какой орган артикуляции) работает, при произнесении звука? (Язык); - Куда ударяет язык? (Язык ударяется за верхними зубами); - Преграда для воздуха есть? (Да) Значит это звук какой? (Согласный); - Как звучит звук: твёрдо или мягко? (Твёрдо) Значит звук какой? (Твёрдый); - Горлышко работает? (Да) Значит звук какой? (Звонкий). - Расскажем вместе с помощью карточек, какой звук [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий) - Произнесём звук [т]. На что похож этот звук? - Что (какой орган артикуляции) работает, при произнесении звука? (Язык); - Куда ударяет язык? (Язык ударяется за верхними зубами); - Преграда для воздуха есть? (Да) Значит это звук какой? (Согласный); - Как звучит звук: твёрдо или мягко? (Твёрдо) Значит звук какой? (Твёрдый); - Горлышко работает? (Нет) Значит звук какой? (Глухой). - Расскажем вместе с помощью карточек, какой звук [т]. (Согласный, твёрдый, глухой) -Чем похожи эти звуки? - А чем отличаются? | Произносят звук, отвечают на вопрос, рассматривают картинку-символ [7] Произносят звук, чувствуют свои органы артикуляции при произнесении звука [д], отвечают на вопросы или внимательно слушают и запоминают. Рассматривают опорные карточки на доске. Хором произносят характеристику звука [д]. Произносят звук, отвечают на вопрос, рассматривают картинку-символ [8] Произносят звук, чувствуют свои органы артикуляции при произнесении звука [т], отвечают на вопросы или внимательно слушают и запоминают. Рассматривают опорные карточки на доске. Хором произносят характеристику звука [т]. Размышляют и отвечают на вопросы. | |||
IV. Игра «Поймай звуки» | - Внимательно слушайте звуки/слоги, если вы услышите звук [д] – прижмите ладони к столу, если услышите звук [т] – поставьте на стол кулаки. | Внимательно слушают звуки/слоги, если слышат звук [д] – прижимают ладони к столу, если слышат звук [т] – ставят на стол кулаки. Если звучит другой звук – спокойно сидят. | |||
V. Интерактивная игра «Подарки для Даши и Тони» Презентация. Слайд 2 | - Назовите картинки. Это Даша, а это Тоня. Как вы думаете, какие игрушки выберет себе Даша, а какие – Тоня? - Помогите поделить подарки: Даше нравятся игрушки, в названии которых есть звук [д], а Тоне – в названиях, которых есть звук [т] - Назовите, какие подарки у Даши? А какие у Тони? | Рассматривают предметные изображения на слайде, называют картинки. По очереди выходят к интерактивной доске, называют картинку, определяют наличие звука [д] или [т] в слове – говорят, кому принадлежим подарок: Даше или Тоне, нажимают на картинку – проверяют себя. Хором называют подарки Даши, затем Тони. | |||
VI. Анализ букв | - Посмотрите, из каких элементов состоит буква Д? Буква Д – просторный Дом. В нем тепло, уютно в нем. Там живут игрушки Куклы и зверушки. К. Зеленая [5] - На что похожа буква Д? - Посмотрите, из каких элементов состоит прописная буква Д? - Посмотрите, из каких элементов состоит печатная буква Т? Вниз черту проводим снова. Сверху шляпка и — готово. То ли зонтик, то ли гвоздь, Буква Т — наш новый гость. Бокова Т. [6] - На что похожа буква Т? - Посмотрите, из каких элементов состоит прописная буква Т? | Отвечают на вопрос. Рассматривают изображение печатной буквы Д, отвечают на вопрос. Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос. Рассматривают изображение прописной буквы, отвечают, из каких элементов она состоит. Отвечают на вопрос. Рассматривают изображение печатной буквы Т, отвечают на вопрос. Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос. Рассматривают изображение прописной буквы, отвечают из каких элементов она состоит. | |||
VII. Физминутка Игра с мячом «Один - много» | - Я назову один предмет, а вы, когда предметов много (кит - киты)
| Ловят мяч, изменяют заданное существительное в числе, бросают мяч обратно педагогу. | |||
VIII. Упражнение «Допиши буквы» [3],[4] Приложение 2 | - У доктора Айболита в таблетках, какую букву будете дописывать? - А в домах? | Рассматривают буквы, дописывают отсутствующие элементы букв Т, Д. | |||
IX.Упражнение «Вставь пропущенный слог» Приложение 3 | Открываем тетради, записываем число, день недели1. - Рассмотрите картинки на первой строке, в названии картинок пропущены слоги ДА или ТА. - Рассмотрите картинки на первой строке, в названии картинок пропущены слоги ДУ или ТУ. Рассмотрите картинки на первой строке, в названии картинок пропущены слоги ДО или ТО. - В каждой строке есть «лишнее» слово. Назовите, какое слово «лишнее» в первой строке? Почему? Обведите его простым карандашом. - Назовите, какое слово «лишнее» во второй строке? Почему? - А в третьей? Почему? | Рассматривают предметные изображения, называют их, определяют, какой слог пропущен. Записывают пропущенный слог в название картинки. Последовательно называют картинки на строке, определяют «лишнее» слово. Объясняют свой выбор. Обводят «лишнюю» картинку. | |||
X. Интерактивная игра «У Дуни и Тани» Презентация. Слайд 3 Приложение 5 | - Назовите картинки. Если в слове звук [д] хлопайте ладонью по столу столько раз, сколько слогов в слове. Если в слове звук [т] – стукайте кулаком по столу столько раз, сколько слогов в слове. - Названия картинок мы запишем в нужный столбик. - Что такое табурет? (Сиденье на четырёх ножках без спинки на одного человека [10]) - Какие слова у Дуни? А какие у Тани? | Рассматривают предметные изображения на слайде, называют картинки. По очереди выходят к интерактивной доске, называют картинку, определяют наличие звука [д] или [т] в слове – говорят, кому принадлежим подарок: Дуне или Тане, определяют, сколько слогов в слове, нажимают на картинку – проверяют себя. Записывают слово в нужный столбик Называют, что такое табурет или слушают объяснение. Хором называют подарки Дуни, затем Тани. | |||
XI. Упражнение «Расшифруй слова» Приложение 4 | - Прочитайте первый шифр. Найдите первый слог в таблице, запишите его. Найдите второй слог в таблице, запишите рядом. Какое слово получилось? С остальными шифрами аналогично. Обучающимся, кто затрудняется выполнить самостоятельно, оказывается направляющая помощь. | Рассматривают шифр, находят слоги в слоговой таблице, записывают их, читают получившееся слово (вата). Самостоятельно продолжают расшифровывать слова: батон, таракан, пустыня, коридор, передача. | |||
XII. Чистоговорки | - Послушай и повтори: Да-ду-да, да-ду-да-капает вода, Ды-да-ды- ды-да-ды - Катя мне даёт воды, Ду-ды-ду, ду-ды-ду – к Диме я домой пойду. Ды - ду – ду, ды-ду-ду - я по ягоды иду. Та-та-та, та-та-та - хвост мохнатый у кота. Ты-та-та, ты-та-та – я везу сюда кота. Ты-ту-ты, ты-ту-ты-любят мясо все коты. Та-то-то, та-то-то- Надя достаёт лото. [9] | Слушают чистоговорки, по очереди отраженно (или сопряженно) повторяют их. | |||
XIII. Итог | - Что мы делали на занятии? - С какими звуками и буквами мы сегодня работали? - Чем похожи звуки Д и Т? - Чем отличаются? Оценка работы на занятии | Вспоминают, отвечают на вопросы. Слушают оценку своей работы, ставят печать на индивидуальную карточку. | |||
XIV. Резерв | - Измените предложение: радоваться победам в спорте Я … Ты … Он… Мы… Вы… Они… | Изменяют предложение по образцу | |||
- Образуйте слова по образцу: товар – (значит какой?) товарный. И подберите подходящие по смыслу слова: товарный чек.
| Слушают образец, образуют от данных слов прилагательные. Подбирают к ним подходящие по смыслу существительные. |
Список источников.
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие – глухие согласные Д – Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
3. Упражнения для коррекции оптической дисграфии. Буква Д. Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/opticheskaya-disgrafiya-bukva-d.php
4. Упражнения для коррекции оптической дисграфии. Буква Т. Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/opticheskaya-disgrafiya-bukva-t.php
5. Стихотворение о букве Д. Режим доступа: https://nauka.club/literatura/stikhi/bukv%D0%B0-d.html-
6. Стихотворение о букве Т. Режим доступа: https://nauka.club/literatura/stikhi/bukv%D0%B0-t.html
7. З.Е. Агранович. Картинка – символ звука [д]. Режим доступа: https://sun9-31.userapi.com/c5945/u164938858/153462859/x_0a649c14.jpg
8. З.Е. Агранович. Картинка – символ звука [т]. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/25/getimageca6g10c2.jpg
9. Чистоговорки. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/09/chistogovorki-na-zvuki-bpvfdtmn
10. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31326
Картинки для игры «Что изменилось?»:
Топор. Режим доступа: https://www.pinclipart.com/picdir/big/416-4165587_hatchet-png-hacha-animada-png-clipart.png
Тыква. Режим доступа: https://i.pinimg.com/736x/32/6f/12/326f1201c9aa916aac49bffd457e22fb--vegetables-clipart.jpg
Двойка. Режим доступа: http://cdn01.ru/files/users/images/a5/92/a5921200c39834d7bb9d3080bda570f8.jpg
Дом. Режим доступа: https://i.pinimg.com/736x/40/90/80/4090808d3fe6ac6f53836d92dbfe98d7--household-items-clipart.jpg
Дым. Режим доступа: https://png.pngtree.com/element_our/20190528/ourlarge/pngtree-smoke-gray-cartoon-flat-industrial-pollution-image_1177715.jpg
Туфли. Режим доступа: https://www.jing.fm/clipimg/detail/183-1836200_high-heeled-footwear-ballet-flat-shoe-heels-png.png
Тапочки. Режим доступа: https://unvegetariano.com/images/cartoon-slipers.jpg
Дыня. Режим доступа: https://www.zaiushka.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%94%D1%8B%D0%BD%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.png
Приложение 1. Игра «Что изменилось?»
Продолжение приложения 1.
Приложение 2. Упражнение «Допиши буквы»
Приложение 3. Упражнение «Вставь пропущенный слог»
МЕ______ЛЬ | ПОСУ______ | ФОН______Н | ВО______ |
КАКА______ | ПО______ШКА | ДЕ______ШКА | ПЕ______Х |
ЦВЕ______К | ЛА______НЬ | МОЛО______К | ПЛА______К |
Приложение 4 Упражнение «Расшифруй слова»
А2 В3 - __________________________________________________________
Г1 Б 4 - _________________________________________________________
В3 Б2 А1- ______________________________________________________
А3 Б1 Г4- _______________________________________________________
В3 В4 Б3- _______________________________________________________
А4 Г3 В1 Г2 - __________________________________________________
А | Б | В | Г | |
1 | кан | ты | да | ба |
2 | ва | ра | ко | ча |
3 | пус | дор | та | ре |
4 | пе | тон | ри | ня |
Приложение 5. К упражнению «У Дуни и Тани»
Д | ||
1 слог | 2 слога | 3 слога |
Т | ||
1 слог | 2 слога | 3 слога |
1 Упражнения «Вставь пропущенный слог», «Расшифруй слова», «У Дуни и Тани» можно выполнить как в тетради, так и на индивидуальном листе.
Презентация к конспекту"Различение звуков [д]-[т] и букв Д-Т
PPTX / 2.27 Мб
Пролубщикова Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна