Партнерские взаимоотношения с родителями по выявлению одаренности воспитанников в дошкольной образовательной организации
Астафьева Т.А.,
Старший воспитатель МКДОУ «Черемховский детский сад»
Партнерские взаимоотношения с родителями по выявлению
одаренности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Президентская программа «Дети России».
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Проблема одаренности в образовании состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Проблема выявления одаренных детей, или детей с высокими способностями среди воспитанников ДОУ – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Исследования и педагогическая практика показывают: результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Существующие методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
Как правило, информация о способностях ребенка поступает от родителей, воспитателей и специалистов, имеющих контакт с ребёнком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, вместе, необходимо определить индивидуальные особенности ребёнка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребёнку с целью определения его индивидуального пути развития.
В МКДОУ «Черемховский детский сад» сложилась своя система диагностики одаренности ребенка в различных сферах. Выявление воспитанников с высокими способностями строится на основе наблюдения, изучения индивидуальных особенностей развития ребенка в несколько этапов:
1 этап – анализ мониторинга освоения основной образовательной программы и отбор детей показавших высокие результаты и выше среднего.
2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей, специалистов и анкетирования родителей ребенка. Используется «Карта одаренности» по А.И. Савенкову[3, 223].
3 этап – индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов. Уточняются склонности ребенка к определенной деятельности.
При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития.
При выявлении одаренных детей рекомендуется дифференцировать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Выявление способных и талантливых детей имеет комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей. Наблюдение за поведением ребенка ведется в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.
Но любая работа с одаренным ребенком только начинается в образовательных учреждениях. Основная функция в развитии способностей детей принадлежит, конечно же, семье. Поэтому, одна из целей нашей работы заключается в том, чтобы сформировать у родителей устойчивое желание в поддержке одаренности у ребенка и его дальнейшее развитие.
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. Ведь именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.
В дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Многие родители отмечают именно эту особенность, как проявление неординарных возможностей ребенка. Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа вопросов:
а) в чем именно (в каких областях) идет опережение;
б) действительно ли опережает ребенок и насколько.
Родители ежедневно нагружают своих детей различными кружками и секциями, не просто для их развития, а с полной уверенностью, что их ребенок талантливее остальных и обязательно достигнет всяческих высот. Это плохо влияет на мотивацию ребенка, страдает его психика, когда у него что-то не получается, когда он не оправдывает надежд родителей. Мы не стремимся унизить родителя, принизить способности его ребенка, но мы должны стремиться к тому, чтобы у родителей была адекватная оценка успешного развития ребенка и освоения им образовательной программы, соответствующей Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования и современным требованиям.
В ходе совместной работы в данном направлении мы обнаружили некоторые противоречия, поскольку не все родители видят способности своего ребенка, и не все готовы принять его таким, какой он есть. Многие из родителей завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности. Таким образом, возникают противоречия между результатами опроса родителей и педагогов, и средний балл получается искаженным в ту, или другую сторону. Это наглядно показывают представленные графики, по проведенной диагностике.
Мы предлагаем несколько вариантов решения данной проблемы:
1. Опрос родителей по выявлению способностей ребенка проводится не опросным листам, а по конкретным ситуациям, в которых можно оценить действия ребенка в нестандартных ситуациях, или же его, возможно, нестандартное решение стандартной ситуации.
2. Это совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Поэтому родительскую диагностику можно также проводить после совместных с ребенком мероприятий, где родитель может сравнить успех своего ребенка с другими детьми, и уже адекватно его оценить.
Таким образом, мы приходим к выводу, что выявление одаренности ребенка начинается с работы с родителями.
В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области развития одаренных и талантливых детей, их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с их родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Будущее — гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно — совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок.
Литература
1. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А.М. Матюшкина. – М.; Воронеж, 2004.
2. Психодиагностический комплекс для выявления детской одаренности на разных возрастных этапах: методич. рекоменд. / сост. О. С. Андреева, Н. В. Яковлева, С. В. Конуркина, С. В. и др.; – Рязань, 2012. – 99 с.
3. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.
4. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000. -231с.
5. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. – М., 2010.
6. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. – М., 1991.