Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №43 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта
по теме:
«Облачко на ножке».
Авторы проекта:
Воспитатели:
Ефимова А. И.
Участники проекта:
Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Май 2017 г.
Паспорт педагогического проекта
Проект «Облачко на ножке»
Тип проекта: исследовательско – творческий, групповой.
Срок реализации: с 13 мая по 25 марта(2 недели).
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов, прослушивание песен;
- выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
- презентация к проекту.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность:
Тема проекта выбрана в связи с примитивными знаниями детей младшей группы о растительных объектах.
Одуванчик – доступный пример для изучения особенностей строения, роста, развития и размножения растений.
Объем и занимательность информации интересны и понятны детям младшего дошкольного возраста, позволяют формировать элементарные экологические представления.
Гипотеза:
Ветер не вредит одуванчику, что срывает его семена -парашютики, а помогает ему распространяться на новых территориях.
Цель проекта:
Изучение детьми растительных объектов природы (одуванчиков) во взаимосвязи со средой обитания, формирование элементарных экологических представлений и грамотного поведения в природе.
Задачи проекта:
Формировать знания о строении растений (на примере одуванчика), дать представления о тесной взаимосвязи растительных объектов с различными экологическими факторами.
Развивать у детей познавательную активность, устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира, умение выделять причинно-следственные связи, делать умозаключения. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать эмоциональное позитивное отношение к объектам живой природы. Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; рассматривание картин.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Метод трёх вопросов:
Что знаем? |
Что хотим узнать? |
Где и как найдём ответы на вопросы? |
Знаем, что есть растения, под названием - одуванчик. |
Что за цветок - одуванчик? Чем полезен одуванчик? Какого цвета одуванчик? |
Спросим ответ у взрослых. Чтение литературы. Проведение бесед. Просмотр мультфильмов. Просмотр презентации. |
Предполагаемый результат:
Активизировалась заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми. У детей развился активный интерес к окружающему миру. В процессе работы дети познакомились с растением одуванчик, узнали о полезных свойствах одуванчика и что одуванчик лекарственное растение. Усовершенствована речевая деятельность: разучены новое стихотворение и загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; прочитаны стихотворения и рассказ об одуванчике. Дети научились рисовать и выполнять аппликацию и пластилинографию, а также изготовили панно «Одуванчик – желтый сарафанчик».
Дети поняли, что одуванчик не только полезное лекарственное растение, ещё и очень красивый цветок. Одуванчиков так много на земле, потому что они размножаются семенами, которые разлетаются на дальние расстояния; корнями, которые быстро прорастают в земле. Одуванчики меняют цвет в зависимости от созревания.
Задачи по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Формы организации работы 1 этапа:
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта:
- подбор художественного слова,
- дидактических материалов,
- видеоматериалов (документальных видеозарисовок про одуванчики, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов),
- оборудования и пособий для практических занятий.
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
Задачи:
- определить актуальные знания детей;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
-Пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта.
Формы организации работы 2 этапа:
-Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера)
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в совместной организованной деятельности, их анализ, закрепление полученных знаний. К опыту работы будут приобщены работы детей и совместная работа с родителями, коллективная работа, фотоматериалы .
Задачи:
-Развивать творческие способности.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы.
-Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
-Закрепить знания об одуванчике.
- Развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности.
В ходе реализации проекта «Облачко на ножке» предполагаемые результаты были достигнуты:
- мы обогатили опыт детей;
- собрали богатый материал по теме проекта.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить работу. В заключение представляем вам ряд творческих работ, выполненных семьями-участниками в ходе реализации проекта.
Выводы: Данный проект соответствовал возрасту и уровню знаний младших дошкольников. Его реализация позволила заложить базовые знания о жизни растительных объектов.
Проект был проведен в контакте с семьями воспитанников.
Непосредственный процесс экспериментирования принёс детям радость и первичные навыки проведения опытов.
В результате исследовательской деятельности дети подтвердили гипотезу о том, что ветер необходим для распространения семян одуванчика.
Системная паутинка
Формы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
Речевое развитие: чтение стихотворений об одуванчике: О Высоцкая «Одуванчик», Г. Виеру «Одуванчик», Т Собакина «Если я сорву цветок» - разучивание стихотворений об одуванчике: Е Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», - чтение рассказа: М. М. Пришвина «Золотой луг», - чтение сказок «Сказка про одуванчик», «Как одуванчик себя наряд выбирал», «Одуванчик» Зеев |
Подбор стихов, песен об одуванчиках. Чтение сказок. |
Познавательное развитие: Беседы: «Зачем нужен одуванчик?» «Не рвите одуванчики», «Одуванчик - летающий цветок» |
Консультации для родителей: «Что и как читать ребенку дома». |
Художественно – эстетическое развитие: Рисование: «Одуванчики на лугу», рисование: «Одуванчик золотой»; лепка: «Одуванчик- жёлтый сарафанчик»; объёмная аппликация: «Одуванчик- белый сарафанчик». |
Оформление выставки рисунков: «Одувнчик – желтый сарафанчик» , Совместные работы детей и родителей. |
Социально – коммуникативное развитие: Игры по желанию детей. |
Формы работы с детьми |
|
Тематические беседы |
«Зачем нужен одуванчик?» «Не рвите одуванчики», «Одуванчик - летающий цветок» «История появления одуванчика? », «Почему одуванчики растут везде? », «Польза или вред от одуванчика» |
Подвижные игры |
Подвижные игры: «Ветерок и парашютики», «Цветы и бабочки» |
Чтение художественной литературы |
Загадки про одуванчик. |
Просмотр мультфильма |
Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика щеки толстые?» |
Художественно-эстетическое развитие |
рисование «Желтый одуванчик»; «Белый одуванчик» Аппликация «Полянка одуванчиков», Пластилинография «Одуванчик – желтый сарафанчик». |
Сюжетно-ролевые игры: Пальчиковые гимнастики: |
Пальчиковая игра «Одуванчики» |
Дидактические игры |
Словарные игры «На что похож?», «Я начну, а вы продолжите: одуванчик желтый (пушистый, круглый, яркий), как….» |
Совместная образовательная деятельность |
организация выставки «Сохраним одуванчик» при участии детей и родителей |
Приложение.
«Одуванчик»
Цель: Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.
Задачи: Расширить и уточнить знания детей об одуванчике; учить подбирать образные слова, познакомить детей с понятием « лекарственное растение». Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме; способствовать развитию бережного отношения к живой природе.
Материал к занятию: картинки с изображением одуванчика.
Предварительная работа:1.Наблюдение за одуванчиком.
2.Разучивание стихотворения Е.Серовой «Одуванчик».
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(ответ детей).
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно жёлтое солнышко в молодой зелёной траве.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик ,барабанчик, одуванчик, мальчик, мячик, одуванчик.
Одуванчик-цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растёт одуванчик почти везде: на полях, на лугах и т.д.
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растёт и на дорожке
И в ложбинке, и в траве.
-Ребята, где ещё можно встретить одуванчик? (ответ детей).
Психогимнастика «Одуванчик».
(Проводится под музыку)
Давайте представим что вы - маленькие одуванчики. Тёплые солнечные лучи согрели землю.
Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растёт, набухает и наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся
немного помятыми, но вот они распрямились и все вокруг увидали, пушистый жёлтый цветок, похожий на солнышко. Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображён крупным, большим, поэтому мы можем лучше его рассмотреть. ( показ картинки).
-Посмотрите на картинку, из каких частей состоит это растение? (ответ детей).
-Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки? (показ детей).
-Какого цвета его листья и стебель? (ответ детей).
-Цветок?
(ответ детей).
-Где растёт цветок? (ответ детей).
-Когда одуванчик отцветает, каким он становится? (ответ детей).
Поэтому как его называют? (ответ детей).
Утром одуванчик раскрывает свои лепестки, как будто жёлтые огоньки зажглись. К вечеру огоньки гаснут, закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда - поворачивает вслед за ним свою головку – цветок.
Дидактическое упражнение «Подбери слово».
Жёлтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как…
Пушистый, как…
Хрупкий, как…
Вот какой удивительный цветок!
Загадка:
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
(Ответ детей).
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны.
Падают на землю и прорастают, появляются новые цветы.
Беседа по прочитанному рассказу «Золотой луг».
Цель: Познакомить детей с писателем М.Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».
Расширить и уточнить знания детей об одуванчике; развивать эмоциональный отклик на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитывать основы экологического мировоззрения.
Ход занятия:
Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком Михаилом Пришвиным.
Я прочту вам рассказ, который он написал, а называется он «Золотой луг».
А кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Воспитатель читает загадку.
(ответ детей).
Правильно, одуванчик.
-Какие слова в загадке подсказали вам ответ? (ответ детей).
-Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг?» (ответ детей).
Располагайтесь по удобнее и слушайте внимательно.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте узнаем, что они означают, чтобы всем было понятно.
Промысел - добывание чего ни будь.
Идти в пяту - идти друг за другом.
Фукать - дуть.
Воспитатель читает рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг».
После прочтения рассказа предлагается детям самим фукнуть, издавая звук «фу».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик».
Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию рассказа:
1.Ребята, как называется рассказ? (ответ детей).
2.Кто главный герой рассказа? (ответ детей).
3.Какая забава с одуванчиком была у братьев? (ответ детей).
4.Где жили братья? (ответ детей).
5.Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером? (ответ детей).
Наблюдение на прогулке
Цель: Пополнить знания детей о первых цветущих растениях, закрепить их названия
(одуванчик, подснежник).
Задачи: Продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его
части: стебель, корень, лист, цветок.
Воспитывать бережное отношение к растению.
Ход прогулки:
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Ребята, какое время года наступило? (ответ детей).
-Как вы догадались? (ответ детей).
-Как одеты люди весной? (ответы детей).
Тёплое весеннее солнышко растопило снег и лёд, превратило их в талую воду. Весенние талые воды напоили растения - вот они и проснулись, зазеленели. Расцвели первые весенние цветы.
Воспитатель ведёт детей к одуванчикам. Ребята, отгадайте загадку.
-Что это за цветок?
Был он жёлтым, станет белым,
Только дунет ветерок-
К облакам взлетит он смело,
Он летающий цветок.
( Ответ детей).
Воспитатель: Сейчас цветок, какого цвета? (ответ детей).
-Когда он будет белым? (ответ детей).
Солнышко пригрело землю, разбудило зелёную травку, а вместе с зелёной травкой показались на свет и жёлтые цветы-одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко - улыбаются. Солнышко жёлтое и одуванчики жёлтые. Давайте посмотрим, какой у него стебель. (Дети рассматривают).
-Какой он у одуванчика? (ответ детей).
-А листья какие? (ответ детей).
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящий вопрос).
- Цветок какой по форме и цвету? (ответ детей).
Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Одуванчик».
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик-
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький привет.
Одуванчик - лекарственное растение. В медицине используют его листья и корни для лечения кашля и улучшения аппетита.
На зелёной травке одуванчики очень красивы, но не стоит их рвать. Они поникнут, букет завянет, венок из одуванчиков потеряет свою красоту.
Давайте возьмём мелки и нарисуем одуванчики на асфальте. Дети рисуют цветы.
Одуванчики на траве и асфальте останутся и долго будут радовать всех.
Наблюдение на прогулке за одуванчиком.
Цель: Учить сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком.
Развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора и применения.
Ход наблюдения:
Ребята, а вы знаете, почему одуванчиков так много? (ответ детей).
Воспитатель рассказывает детям об одуванчике:
Одуванчики неприхотливы. В золотисто - жёлтой корзинке образуется несколько сотен семян.
Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке - парашютиком.
Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадётся на сотни парашютиков, и летят
во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка.
Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удаётся.
Ребята, отгадайте загадку.
-О каком цветке в ней говорится?
Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.
Был он жёлтым, стал он белым,
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит он смело-
Он летающий цветок.
(Ответ детей)
Правильно дети, это одуванчик.
Воспитатель проводит с детьми беседу, задаёт вопросы.
-Какие изменения происходят с одуванчиком, когда он цветёт? (ответ детей).
-Почему одуванчик считается лекарственным растением? (ответ детей).
-Какие вы знаете правила заготовки лекарственных растений? (ответ детей).
Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много нового и полезного об одуванчике. Давайте с вами пройдём в группу и нарисуем этот красивый цветок.
Занятие по нетрадиционному рисованию
Задачи: Обобщать и расширять знания детей нетрадиционной техники рисования.
Познакомить детей с первыми весенними растениями.
Продолжать учить детей рисовать гуашью - цветы, используя приём - тычка;
располагать цветы на листе бумаги, развивать ориентировку, чувство цвета, формы, композиции.
Воспитывать у детей активность, аккуратность, самостоятельность, интерес к окружающему миру.
Материал к занятию: Бумага альбомный лист формат А 4, подставка, розетки с жёлтой и зелёной гуашью, тампоны из поролона, ватные палочки, картон гофрированный, салфетка сухая, кукла Веснянка.
Предварительная работа: Рассматривание и наблюдения за одуванчиками, чтение стихотворений, заучивание стихотворения Е.Серовой «Одуванчик».
Ход занятия:
В гости приходит кукла.
Ребята, эту куклу зовут Веснянка.
-А знаете, почему её так зовут? (ответ детей).
-Какое сейчас время года? (ответ детей).
Поэтому её и зовут Веснянка.
Кукла: Ребята, я очень люблю весну. Весной ярко светит солнце, зеленеет травка, на деревьях распускаются листочки, но больше всего я люблю весенние цветы одуванчики - это мой самый любимый цветок.
Воспитатель: Веснянка, так как ты любишь одуванчики, наши ребята тебе их подарят, но рвать их они не будут, пускай они растут на улице и всех нас радуют, мы тебе их нарисуем.
Воспитатель показывает, как рисовать одуванчик: Я возьму ватную палочку, осторожно опущу её в зелёную краску, наберу немного краски и нарисую сначала травку, затем стебель цветка. Возьму квадратики из картона опущу в краску зелёную, наберу краски и буду прикладывать к стеблю боковой стороной, чтобы получился листик цветка, затем беру тампон, опускаю в жёлтую краску, наберу краски и буду рисовать им цветок в виде штампика. А
чтобы ваши пальчики не устали рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
А теперь проходите за столы. Ребята, старайтесь рисовать красиво, аккуратно, чтобы ваши одуванчики понравились Веснянке. (Дети выполняют работы).
Воспитатель напоминает детям, как правильно набирать гуашь, держать ватные палочки, картон, следит за осанкой детей.
Воспитатель: Ой, ребята, сколько у нас выросло одуванчиков, жёлтых как солнышко. Оставьте работы на столах, чтобы все смогли посмотреть на них.
Итог занятия: Выставка работ. Кукла благодарит ребят: Спасибо вам за такой подарок, красивые получились у вас цветы, а я тоже принесла вам подарок - я хочу подарить вам книгу. Веснянка дарит книгу, прощается и уходит.
«Вот ты какой, одуванчик!».
Цель: Закрепление знаний детей об одуванчике.
Задачи: Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.
Развивать слуховое внимание, воображение.
Формировать умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, делать вывод.
Учить детей отвечать на вопросы воспитателя; свободно располагать изображение на бумаги, упражнять в аккуратном наклеивании.
Материал к занятию Цветы одуванчики жёлтого и белого цвета, стаканы, ватман, цветная бумага зелёного цвета, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, крупа манная, розетки с жёлтой гуашью.
Ход занятия:
Воспитатель выставляет на стол в одном стакане букет жёлтых одуванчиков, а в другом букет белых одуванчиков.
-Ребята, как называются эти цветы? (ответ детей).
-Что есть у одуванчиков? (ответ детей).
-У этого одуванчика, цветок какой формы?
(Воспитатель показывает на картинку одуванчика, который уже отцвёл) (ответ детей).
-Посмотрите на листья этих одуванчиков, они у них одинаковые? (ответ детей).
-На что они похожи? (ответ детей).
-Если мы потрогаем жёлтый одуванчик, то какой он на ощупь? (ответ детей).
Правильно, мягкий, пушистый.
-А что произойдёт, если мы подуем на белый одуванчик? (ответ детей).
Воспитатель читает стихотворение А. Квитко «Одуванчик».
-А где можно встретить одуванчик? (на лугах, на полях, на поляне).
-Почему одуванчик назван солнышком? (ответ детей).
На слово «день» дети встают и поднимают руки к солнышку, а на слово «ночь» дети приседают и прячут свои головы под ладошками.
Мы с вами знаем, что одуванчик не только лекарственное растение, но ещё его используют при приготовлении пищи.
-Что готовят из одуванчика? (ответ детей).
Звучит фонограмма с жужжанием пчёл.
Воспитатель: Ой, кто это жужжит? (предположение детей).
В группу влетает пчела.
Пчела: Ребята, вы любите мёд? (ответ детей).
Я перелетаю с одного цветка, на другой, собираю нектар и делаю из него мёд. Цветы мне очень нужны, без них не будет мёда. Поэтому нельзя топтать и рвать цветы.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами порадуем пчёлку и сделаем для неё одуванчиковый луг.
Воспитатель показывает и объясняет детям приёмы выполнения аппликации одуванчиков из цветной бумаги и манной крупы. Дети выполняют работу.
Воспитатель прикрепляет панно на стенд.
Стали краски вдруг – цветами, озарили всё вокруг!
В новом жёлтом сарафане - одуванчиковый луг.
Пчёлка: Ой, ребята, какой красивый луг у вас получился.
Дети прощаются с пчелой.
Загадки и стихи про одуванчик
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик).
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растёт и на дорожке
И в ложбинке, и в траве.
(Одуванчик).
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
(Одуванчик).
Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.
(Одуванчик).
Был он жёлтым, стал он белым,
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит он смело-
Он летающий цветок.
(Одуванчик).
*****
Стихотворения
Е.Серова «Одуванчик».
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
*****
О.Высотская «Одуванчик».
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Л.Квитко «Одуванчик».
Одуванчик серебристый!
Как чудесно создан он!
Круглый- круглый и пушистый,
Солнцем напоён.
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к синеве,
Он растёт и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Физкультминутка «Одуванчик».
Одуванчик, одуванчик! (приседают, потом медленно поднимаются).
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый - быстрый. (разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Всё вокруг зашелестит. (говорят « ш- ш-ш»).
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)
И сольются небосводом.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы).
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы).
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»).
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы).
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени).
Рассказ М.Пришвина «Золотой луг».
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем
куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За
это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти
неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я
возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру
луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои
лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак,
мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают
свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать
одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Занятие «Одуванчик – первоцвет»
Программное содержание:
Познакомить детей с растением-первоцветом: одуванчик.
Закрепить умение правильно называть части растения.
Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Предварительная работа: наблюдение за одуванчиком на прогулке.
Подготовка к занятию: разрезные картинки с изображением одуванчика, лист ватмана с изображением кустов одуванчиков со стебельками без цветов, желтые салфетки, клей, клеевые кисти, салфетки, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Составьте картинку, и узнайте, чей портрет нарисовал художник?
Дети складывают разрезные картинки и называют растение.
Дети: Это–одуванчик.
Воспитатель: Что есть у одуванчика?
Дети: Стебель, листья и цветы (смоделировать растение).
Воспитатель: Какой формы у одуванчика цветок? А какого цвета?
Ответы.
Воспитатель: У одуванчика желтые пушистые цветы, длинный тонкий стебель и зеленые длинные листья. Стоит на солнышке одуванчик и радуется, но стоит только солнышку спрятаться, как цветочек закрывается, как будто прячет солнечные лучи у себя внутри.
Воспитатель: А в середине лета с одуванчиком происходят настоящие чудеса:
Был цветочек золотой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с одуванчиком? Правильно, цветочек стал белым и все парашютики - пушинки разлетелись в разные стороны.
Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже превратимся в большой одуванчик и поиграем. (Проводится дыхательная гимнастика).
Дует щеки одуванчик
Весело хохочет,
Он на легкие пушинки
Разлететься хочет.
(Дети разбегаются - летают)
После игры воспитатель обращает внимание детей на поляну с одуванчиками (лист ватмана, с нарисованными заранее кустиками одуванчика без цветов).
Воспитатель: Дети, посмотрите, все одуванчики облетели, скучно теперь стебелькам стоять, давайте, снова превратим наши одуванчики в цветочки-солнышки. Посмотрите, как я буду это делать (показ изготовления одуванчика из мятой салфетки и наклеивания его на ватман).
Дети из мятой бумаги делают новые одуванчики.
Воспитатель: Вот опять зацвели одуванчики на полянке, и лето останется с нами надолго на наших веселых картинках.
Воспитатель: Цветочки вас благодарят, вам спасибо говорят. Послушайте, какую они для вас песенку поют.
Занятие «Рассматривание одуванчика»
Программное содержание:
Учить детей различать и называть первоцвет (одуванчик).
Закреплять умение правильно называть основные части растений.
Совершенствовать навыки обследовательских действий, обогатить сенсорный опыт детей.
Вызвать радость от красоты растений, от узнавания, воспитывать бережное отношение к ним.
Активизировать словарь: стебель, лист, цветок, корень, растёт, цветок.
Подготовка к занятию: иллюстрации с изображением цветущих одуванчиков, фланелеграф, иллюстрации с изображением весны; шапочки для подвижной игры (шапочки - короны,с одной стороны желтый цветок, с другой–парашютик) на каждого ребенка,
Ход занятия
Рассматриваем иллюстрации одуванчика.
Воспитатель:"Что изображено на картине? Как вы думаете, почему цветы смогли сейчас вырасти?
Какое сейчас время года? Кто правильно скажет?
Обобщая ответы детей, воспитатель ставит на фланелеграф иллюстрации весны.
Приходит Незнайка. Он пытается составить одуванчика из частей, создаётся путаницу.
Воспитатель: "Ребята, что случилось? Ничего не получается у Незнайки. Давайте ему поможем.
Воспитатель вместе с детьми вносит исправления, сопровождая рассказом. "Пригрело солнышко землю. Снег растаял. Из земли появились листочки, потом вырос, потянулся к солнышку зеленый стебелёк с бутоном. И вот он затем распустился. Зацвел желтый цветок. Как маленькие солнышки повсюду зацвели цветы».
На полянку вышли девочки и решили сплести венки и собрать красивые букеты. Но они должны помнить, что надо обращаться с цветами очень бережно, аккуратно. Их надо беречь.
Что потом случится с одуванчиком (Он завянет).
"Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное".
Чуть дунет ветер и летят семена – парашютики. Каждый парашютик – это новый цветок, если конечно всё будет для него хорошо: тепло, светло, вода. Незнайка – на нём – шапочка-корона. Ребята, давайте поиграем.
Проводится подвижная игра «Одуванчик».
(Сначала впереди желтый цвет, дети держаться за руки, звучит музыка ветра. Дети остаются стоять. Затем короны поворачиваются наоборот, впереди белый цветок, звучит музыка ветра - дети разбегаются в разные стороны)
Хороводная игра «Одуванчик»
Дети становятся, взявшись за руки, в круг. На припев они идут по кругу вокруг ребенка в шапочке «Одуванчик».
Припев. Одуванчик, одуванчик,
До чего же ты хорош!
Одуванчик, одуванчик,
Ты на солнышко похож!
Останавливаются, поворачиваются в круг. Изображают плетение венков.
1. Одуванчиков нарвем
И венки себе сплетем.
Мы в веночках желтеньких
Будем, словно солнышки!
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Припев.
Останавливаются и мелкими шагами идут в круг.
2. Где же, одуванчики,
Желтые цветочки?
Вместо одуванчиков –
Белые пушочки!
Дуют на ребенка в шапочке «Одуванчик» и разбегаются в стороны, как пушинки одуванчика.
Ф – ф – фу – у – у!
На слова воспитателя: «Ветерок утих», дети снова становятся в круг.
Дидактические игры
«Одуванчик»
Цель:закреплять у детей элементарные знания о строении растений
Материал:разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).
Игровая задача:сложить из карточек одуванчик и назвать его части
«Узнай и назови»
Цель: научить детей узнавать и называть растения по отличительным особенностям внешнего вида
Материал:карточки с изображением различных растений–одуванчик, ромашка,колокольчик,василек,тюльпан,нарцисс,роза
Арттерапия «Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель:снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток
Занятие «Рассматривание одуванчика»
Программное содержание:
Учить детей различать и называть первоцвет (одуванчик).
Закреплять умение правильно называть основные части растений.
Совершенствовать навыки обследовательских действий, обогатить сенсорный опыт детей.
Вызвать радость от красоты растений, от узнавания, воспитывать бережное отношение к ним.
Активизировать словарь: стебель, лист, цветок, корень, растёт, цветок.
Подготовка к занятию: иллюстрации с изображением цветущих одуванчиков, фланелеграф, иллюстрации с изображением весны; шапочки для подвижной игры (шапочки - короны,с одной стороны желтый цветок, с другой–парашютик) на каждого ребенка,
Ход занятия
Рассматриваем иллюстрации одуванчика.
Воспитатель:"Что изображено на картине? Как вы думаете, почему цветы смогли сейчас вырасти?
Какое сейчас время года? Кто правильно скажет?
Обобщая ответы детей, воспитатель ставит на фланелеграф иллюстрации весны.
Приходит Незнайка. Он пытается составить одуванчика из частей, создаётся путаницу.
Воспитатель: "Ребята, что случилось? Ничего не получается у Незнайки. Давайте ему поможем.
Воспитатель вместе с детьми вносит исправления, сопровождая рассказом. "Пригрело солнышко землю. Снег растаял. Из земли появились листочки, потом вырос, потянулся к солнышку зеленый стебелёк с бутоном. И вот он затем распустился. Зацвел желтый цветок. Как маленькие солнышки повсюду зацвели цветы».
На полянку вышли девочки и решили сплести венки и собрать красивые букеты. Но они должны помнить, что надо обращаться с цветами очень бережно, аккуратно. Их надо беречь.
Что потом случится с одуванчиком (Он завянет).
"Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное".
Чуть дунет ветер и летят семена – парашютики. Каждый парашютик – это новый цветок, если конечно всё будет для него хорошо: тепло, светло, вода. Незнайка – на нём – шапочка-корона. Ребята, давайте поиграем.
Проводится подвижная игра «Одуванчик».
(Сначала впереди желтый цвет, дети держаться за руки, звучит музыка ветра. Дети остаются стоять. Затем короны поворачиваются наоборот, впереди белый цветок, звучит музыка ветра - дети разбегаются в разные стороны)
Шестакова Галина Николаевна