Паспорт проекта: «Облачко на ножке!» Воспитатели: Ефимова А. И. Участники: дети, воспитатели и родители. Май 2017г. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Колпинского района г.Санкт-Петербурга
Однажды утром, когда мы вышли на прогулку во двор детского сада, мы увидели чудо. Весь двор был усеян желтыми цветочками – словно маленькие солнышки зажглись повсюду. Ребяткам стало интересно, что же это за цветы - одуванчики?
Мы решили узнать где же они растут ? Оказалось, что везде, где им нравится, потому что одуванчик - это сорняк!
Цель проекта: Изучение детьми растительных объектов природы (одуванчиков) во взаимосвязи со средой обитания, формирование элементарных экологических представлений и грамотного поведения в природе. Задачи: Формировать знания о строении растений (на примере одуванчика), дать представления о тесной взаимосвязи растительных объектов с различными экологическими факторами. Развивать у детей познавательную активность, устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира, умение выделять причинно-следственные связи, делать умозаключения. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать эмоциональное позитивное отношение к объектам живой природы. Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.
Актуальность проекта: Тема проекта выбрана в связи с примитивными знаниями детей младшей группы о растительных объектах. Одуванчик – доступный пример для изучения особенностей строения, роста, развития и размножения растений. Объем и занимательность информации интересны и понятны детям младшего дошкольного возраста, позволяют формировать элементарные экологические представления. Гипотеза: Ветер не вредит одуванчику, что срывает его семена -парашютики, а помогает ему распространяться на новых территориях.
Предполагаемый результат: Активизировалась заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми. У детей развился активный интерес к окружающему миру. В процессе работы дети познакомились с растением одуванчик, узнали о полезных свойствах одуванчика и что одуванчик лекарственное растение. Усовершенствована речевая деятельность: разучены новое стихотворение и загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; прочитаны стихотворения и рассказ об одуванчике. Дети научились рисовать и выполнять аппликацию и пластилинографию, а также изготовили панно «Одуванчик – желтый сарафанчик». Дети поняли, что одуванчик не только полезное лекарственное растение, ещё и очень красивый цветок. Одуванчиков так много на земле, потому что они размножаются семенами, которые разлетаются на дальние расстояния; корнями, которые быстро прорастают в земле. Одуванчики меняют цвет в зависимости от созревания.
Организация проектной деятельности: Мы захотели узнать, с кем дружит одуванчик и стали наблюдать. Первой на одуванчик прилетела бабочка, попить своим хоботком сладкого нектара.
Одной из последних прилетела божья коровка, она ползала по лепесткам цветка и выискивала тлю. Наблюдая за насекомыми, ребятки поняли, что у одуванчиков много друзей насекомых.
Солнце греет, всем тепло, Семя уж росток дало. Быстро выросло оно, А потом и расцвело.
Ребятки узнали, что зимой корешки одуванчика находятся в земле, там они спят до весны. Весной в почве оживает корешок, а над землей появляется розетка из молодых листьев. Затем появляется цветочный стебелек с бутоном. Цветок распускается. Потом одуванчик начинает стареть, лысеть и последние парашютики облетают с его головы и теряются из виду . Так семена одуванчика находят место для новой жизни.
В группе было дано задание: дома с родителями узнать где еще применяется одуванчик. И вот что узнали наши дети. Корень одуванчика известен в медицине, как средство, укрепляющее и оздоравливающее печень. Настойка из корня одуванчика возбуждает аппетит, обладает кровоочистительными свойствами.
Также мамы рассказали детям, что одуванчик пользуется широкой популярностью и в народной косметике: маска из его свежих листьев питает, увлажняет и омолаживает кожу, а настой цветков отбеливает веснушки и пигментные пятна.
Из книг мы узнали, что люди называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3 часов дня золотятся его головки.
Лишь солнышко пригрело, У тропинки в ряд, Цветочки приодели Свой солнечный наряд. Нежатся на солнышке, Купаются в росе, Светятся, как звездочки, В низенькой траве. Бежит время и цветок, Превратился в пузырек! Дунул тихо на него- И в ладони нет его!
В группе с детьми мы сделали поделки: «Веселые одуванчики!»
Я рисую солнышко Круглое большое. Я поглажу солнышко Ласково рукою.
Игры – пазлы: «Первоцветы, одуванчики!»
Совместное творчество детей и родителей.
Итог работы: коллективные работы:
Фотосессия на фоне одуванчиков:
Сказка «Чудесный одуванчик» Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко. Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик – желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу. Однажды к растению прилетела бабочка – и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны. Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» – «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны
Нина Ивановна
Ефимова Алла Ивановна
Астахова Татьяна Николаевна
Ефимова Алла Ивановна