Проект «Детские мечты»
Актуальность проекта:
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханик, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»
В жизни каждого человека тема выбора профессии занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, полицейского, продавца, парикмахера, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует их огромное количество. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Детские мечты»
Цель проекта: обучение дошкольников исследовательской деятельности по изучению материала о разнообразии профессий, их значимости в обществе
Задачи проекта:
-пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
-расширять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и содержании; формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества;
-обобщить знания детей, полученные при наблюдении за людьми разных профессий;
-формировать знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии
-развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений;
-развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности;
-расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию
-воспитывать осознанное, бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, предметам труда;
-развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
-развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
-обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
-приобщать родителей, через разные виды деятельности, к участию в воспитательно-образовательном процессе,
-осуществлять работу по преемственности посредством совместных мероприятий со школой
Предварительная работа:
1. Организация предметно-развивающей среды
-подбор произведений художественной литературы, фольклора о труде и профессиях
-подбор иллюстраций, картинок по теме
2.Подготовка материала для продуктивной деятельности
3. Систематизация информации в энциклопедиях, литературе и других источниках о роли профессии в жизни человека
4.Подготовка консультаций для родителей, анкет
5.Подготовка материала для интеллектуальной игры
Вид проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы «Солнышко», воспитатель группы Перевицкая Анжелика Михайловна, родители воспитанников, (участники интеллектуальной игры дети группы «Солнышко» и ученики 1-ого класса МАОУ СОШ №6 имени.Крылова И.В.)
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- устойчивый интерес к представителям различных профессий
-навыки исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности
- совершенствование и пополнение предметно - развивающей среды группы
-создание альбомов «Профессии моих родителей», «Мечта моего ребёнка»
Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории группы детей старшего дошкольного возраста «Солнышко» Перевицкая Анжелика Михайловна
Этапы проекта
Организованная | Образовательная | Самостоятельная | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный (мотивационный) | |||
Беседа «Кем работают мои родители?» | | | Анкета «Кем я вижу своего ребёнка?» |
Основной (проблемно-деятельностный) | |||
Беседы: «Кем работают родители?», «Профессии в современном мире» Составление рассказов по теме «Профессии» . Отгадывание загадок о профессиях Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии». Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в библиотеку, в магазин, на почту, в аптеку, в школу (учитель, директор) Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер», Смешарики «Такие разные профессии» Три кота «Сборник о профессиях» Дидактические и словесные игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?", «Ассоциации»,«Кто что делает?»,«Чудесный мешочек», «Подскажи словечко », «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек» «Кто больше расскажет о профессии»,«Угадайте, что я делаю» «Что сначала, что потом » , « Где можно это купить » «Кому без них не обойтись», « Кто, что делает?», Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
Подвижные игры-эстафеты Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, «А что у вас?» С.Михалков «Кем быть?» В.Маяковский «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, «Почта» С.Я.Маршак Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Поликлиника», «Семья «Ателье»,«Магазин», «Спасатели»,«Ветлечебница» и т.д.
| НОД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные». НОД по социализации «Профессия полицейский». НОД Рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту» НОД Социально коммуникативное развитие «Профессии» | Сюжетно-ролевые игры по желанию П/и по желанию Инсценировка, драматизация знакомых произведений. Самостоятельная художественная деятельность. Работа с раскрасками, трафаретами: «Профессии людей».
Самостоятельная конструктивная деятельность Д/и по желанию Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций по теме проекта
| Подбор материала для оформления альбома: «Профессии моих родителей» Помощь в изготовлении д/и «Найди орудия труда» Подбор материала для оформления альбома «Мечта моего ребёнка» Консультация «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями». |
Заключительный (творческий) | |||
Интеллектуальная игра с 1классом «Что мы знаем о профессиях?» | | | Изготовление альбомов «Мечта моего ребёнка», «Профессии моих родителей» |