Выступление «Патриотические проекты как одна из эффективных форм воспитания подрастающего поколения»
Выступление
на методическом объединении №2 от 10.12.2020г.
Тема: «Патриотические проекты как одна из эффективных форм воспитания подрастающего поколения»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Шарапова Татьяна Николаевна
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека».
К. Д. Ушинский.
Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатства- эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества,к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированыэлементы гражданственности и патриотизма.
С таким опытом моей работы в МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 17 г. Кимовска Тульской области я и предлагаю вам ознакомиться.
В процессе формирования чувств патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, городе, обычаях, истории, культуре...
Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно, поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Наш детский сад, уже не один год является базовой площадкой по духовно – нравственному воспитанию. И я думаю, что для Вас не секрет, что духовно – нравственное воспитание является неотъемлемой частью патриотического воспитания.
Поэтому такие праздники, как:
23 Февраля (День Защитника Отечества);
День Тульской области;
День Победы;
Сороки;
Годовщина Куликовской битвы (21 сентября) и многие другие стали для нас привычными и проходят красной нитью при воспитании патриотизма и гражданственности.
Этот год стал для нас юбилейным. Наша страна отмечала – 75 лет Великой Победы.
К этой дате я готовились заранее. Было запланировано много мероприятий. И даже эпидемиологическая обстановка не помешала мне их реализовать.
Я работаю с детьми подготовительной группы (6 – 7 лет) и это мне дало шанс развернуть свою работу в более обширном формате.
Опыт моей работы.
Я подготовила проект: «Города герои».
Проект – краткосрочный.
Для создания проекта я поставила перед собой цель и ряд задач.
Слайд 1 - 2
Огромную помощь в реализации проекта мне оказали родители, совместными усилиями были оформлены;
Фотоальбом «Города – герои»;
Фотоальбом «Баллады о городах – героях»;
Фотоальбом «Поклонимся великим тем годам!»;
Альбом «Война глазами детей».
Слайд 3 – 4 – 5
Так же совместными усилиями с родителями была оформлена выставка художественной и научно – публицистической литературы.
Слайд 6
Все города – герои имеют свою историю, которая имеет отражение в стихотворениях, повестях, рассказах…В свою очередь я сделала подборку стихотворений и мини рассказов по теме, которые дети совместно со мной и родителями выучили, и в дальнейшем читали на представлении проекта.
Слайд 6 – 7 – 8
Наш проект мы оформили в виде презентации.
Проект «Города – герои» мы презентовали для детей старшей группы, родителей и педагогов ДОУ.
Слайд 9 – 10 -11
Проект пользовался успехом среди моих коллег.
Мы с вами живем на просторах Тульской области, которая знаменита таким историческим событием, как «Куликовская битва».
И я не смогла устоять перед идеей познакомить детей историческим прошлым нашего края, с Великим полководцем – Дмитрием Донским…
Я создала проект: «Мы помним – мы гордимся!».
Этот проект долгосрочный.
При создании проекта я поставила перед собой цель и ряд задач. Пришлось продумать конкретный план, как по работе с детьми, так и по работе с родителями.
Слайд 1 – 2
Мною были запланированы и проведены такие мероприятия:
Виртуальный тур по музею заповеднику «Куликово Поле»;
Слайд 3
Онлайн – экскурсия к памятнику колонны Дмитрия Донского;
Слайд 4
Выставка художественной литературы;
Слайд 5
Выставка рисунков;
Слайд 6
Совместно с родителями были пошиты костюмы и изготовлены атрибуты.
Слайд 7
На основе всего выше перечисленного была поставлена театрализованная экспозиция «Поле Славы».
Слайд 8 – 9
Проект пользовался успехом у детей, коллег и родителей.
Слайд 10
К 75 - летию Победы, был разработан и представлен проект «А назавтра была война».
Этот проект долгосрочный.
Проект проводился в дистанционном формате.
Этой работе способствовало обучение, которое я прошла на портале «Педагоги России».
Чтобы реализация проекта была успешной и плодотворной я поставила перед собой цель и задачи.
Слайд 1 - 2
При создании проекта, я работала по схеме ДОУ – СЕМЬЯ, т.е. прослеживалась преемственность между ДОУ и СЕМЬЕЙ.
Слайд 3
При реализации проекта я проделала следующую работу:
Разработка интерактивных игр;
Слайд 4
Онлайн – экскурсия по местам боевой славы;
Слайд 5 – 6 - 7
Составление квест – игры «Дорога домой»;
Слайд 8 – 9 – 10 -11
Монтаж видеофильмов;
Слайд 12, 20
Подборка фотографий с музыкальным сопровождением;
Слайд 13- 14 - 15
Оформление книги памяти в электронном виде;
Слайд 16
Конкурс чтецов;
Слайд 17 - 18
Онлайн консультации;
Слайд 19
Результаты проделанной работы были оформлены в виде презентации.
Презентация, книга – памяти, видео конкурса чтецов были выложены на сайте ДОУ.
Проект пользовался успехом у детей, родителей и коллег по работе.
После того, как прошла презентация проекта, мы с детьми учавствовали в конкурсе «В дружбе народов – единство страны», где заняли почетное 3 место.
Подводя итоги своей деятельности, я сделала следующий вывод – работа по формированию патриотического сознания детей дошкольного возраста помогает мне воспитывать ребенка, который соответствует современной модели выпускника ДОУ и определяет готовность его к школе:
- он гражданин;
- владеет культурой общения, коммуникативен;
- честен, настойчив;
- обладает уверенностью в себе.
В результате можно сделать вывод, что задачи формирования патриотического воспитания наиболее эффективно решаются, когда устанавливается связь между поколениями и прошлым страны. Так подход в деле нравственно – патриотического воспитания создает условие для социализации растущей личности, для вхожденияэтой личности в гражданское правовое общество, через становление отношений к миру и к себе в нем.
Основные результаты моей работы могут быть сформированы следующим образом:
1. Ребенок дошкольного возраста активно познает мир, преодолевает трудности, готов отвечать за свои поступки.
2. Улучшение коммуникативных навыков - успешная адаптация в социуме.
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовать жизнь детей в ДОУ нужно так, чтобы каждый день и час открывал им что-то новое, развивая их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной!