Статья «Из опыта воспитания здорового образа жизни подрастающего поколения»
Из опыта воспитания здорового образа жизни
подрастающего поколения
Коробкова Галина Алексеевна
МКОУ «Возовская СОШ»
Поныровский район Курская область
Здоровье современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. История человеческого общества свидетельствует о том, что в древние времена одурманивающие и наркотические средства использовались в различных целях: религиозных, медицинских и увеселительных.
В настоящее время широкое распространение и возрастное омоложение различных видов ПАВ вызывает тревогу в отношении психического и физического состояния подрастающего поколения. Поэтому как учитель и классный руководитель стараюсь уделять больше внимания формированию у учащихся умению противостоять вредным привычкам и воспитанию здорового образа жизни.
Межпредметная связь учебного материала позволяет систематизировать знания основ различных школьных предметов, формировать в сознании учащихся целостную картину мира. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия развивают мышление школьников и помогают им ориентироваться в потоке информации.
Подготовка к конференции, которая является завершающим этапом работы над проектом «Здоровый образ жизни : где правда, а глее ложь» началась с распределения ролей учащимися: ведущий медик, химик, биолог, психолог. Учащиеся вместе со школьным психологом разработали тесты для учащихся 6-11 классов: «Почему люди курят», «Что вы знаете об алкоголизме и наркомании».
На конференцию были приглашены учащиеся школы среднего и старшего звена. Первая часть мероприятия посвящалась курению. На доске был прикреплен лист ватмана, в центре которого был нарисован малыш. От него расходились в разные стороны разноцветные лучи, на которых было написано, какими хотят видеть рёбенка родители, медики, педагоги.
Какие опасности ждут детей на пути взросления? Отвечая на этот вопрос учащиеся по ходу конференции прикрепили круги со словами «сигареты», «водка», «наркотики», «стресс», «материальные проблемы», «жестокость». Выясняется, что подростков окружает множество опасностей.
После разговора со зрителями «медик» рассказал о влиянии курения на женский организм.
Вторая часть мероприятия была посвящена проблемам алкоголя и наркомании. Перед зрителями возник вопрос: «Молодежная тусовка решет проблемы или обостряет?». Учащиеся разыграли сценку, демонстрирующую ситуацию, которая часто возникает на молодежных вечеринках. Далее следовало обсуждение: как можно выйти из сложной ситуации без причинения вреда себе и окружающим. Ученик «психолог» комментировал эту ситуацию и давал советы, как вести себя в подобных случаях. Учащийся «медик» приводит данные о заболевании алкоголизмом в стране и последствиях алкоголизма.
Многие подростки считают пиво безопасным продуктом. Ведущий предложил обсудить это мнение: «Действительно ли пиво безопасно?». Ничто так не влияет на убеждение человека как демонстрация и анализ ситуации. Ученик «химик» с этой целью провел демонстрацию «Влияние этилового спирта на белок куриного яйца» и показал схему мембраны клетки и доступно рассказал о механизме проникновения молекул спирта, глюкозы, воды через неё.
Школьники подводятся к мысли, что молекулы спирта, обладающие небольшими размерами, быстро и без затрат энергии проникают через мембраны клеток. Далее ученик «биолог» рассказывает о влиянии спирта на организм человека, после чего проанализировали афоризм: «Вино сообщает каждому, кто его пьет четыре качества. Вначале человек становится похож на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью, и подобно ей, валяется в грязи». /АБУ-ль-Фарадж аль-Исфахани /
На следующем этапе обсуждается вопрос: «Что может быть страшнее курения и алкоголизма?». Учащиеся дружно отвечают: «наркомания» и далее следует обсуждение. Несколько школьников выступают с рассказами об известных людях, употребляющих наркотики. Участники конференции обсуждают, что привело их к этому.
Опыт показывает, что такова рода мероприятия вызывают у школьников неподдельный интерес и формируют отрицательное отношение к таким зависимостям как курение, алкоголизм, наркомания, помогают подросткам в формировании здорового образа жизни.
Когда-то Плутарх сказал: «Два основных качества человеческой природы – это ум и рассудительность». Именно эти качества стараюсь развивать у детей как учитель химии и биологии и во внеклассной деятельности, как классный руководитель.