Патриотическое воспитание дошкольника
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Василий Александрович Сухомлинский
Мы живем в одной из самых молодых республик Российской Федерации. Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые не хотят жить в такое время в нашей стране и уезжают. Но ведь большинство все-таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст ,как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Моя задача, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, — отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Работа по патриотическому воспитанию в детском саду может проявляться в различных видах образовательной деятельности, которые включают как целевую, так и базовую подготовку воспитанника. Все знания, полученные в процессе обучения, будут подкреплены более серьезными фактами уже в подростковом и взрослом возрасте. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
хороводные игры, игры-имитации;
чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
рассматривание семейных фотографий и др.
В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
этические беседы о городе, родной стране, мире;
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
знакомство с элементами национальной культуры;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
По ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
Составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
Язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
Работа по нравственному патриотическому воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов (игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, ИКТ, проектные) используются в работе с детьми. Использование мультимедийных презентации делает занятие куда интересным. Специфика таких занятий заключается в большом количестве фактического материала.
Считаю, что только совместная, планомерная, целенаправленная и
систематическая работа учреждения дошкольного образования и семьи
позволит сформировать первоначальный интерес дошкольников к
культурному и историческому наследию русского народа, воспитать
уважение и чувство любви к своей малой родине. Ведь первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Поэтому важно проводить активную работу с родителями, показывать перспективы развития их детей,
Формы работы с родителями:
Анкетирование («Семейные традиции»);
Консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
Совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
Беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);
Практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»), мастер-класс («Изготовление народных, обрядовых кукол»);
Обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);
Музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);
Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия («Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Луганская семья»), вечер народных игр и забав («Как играли наши бабушки и дедушки»), посиделки, досуги («Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»);
родительские собрания
Литература
1Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
2. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005№1.
3. З.А.Ершова, Н.АКраскина «Никто не забыт, ничто не забыто».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений / В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984. -272с.