Статья «Патриотическое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении»
Гражданско–патриотическое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении
Логиновских Лилия Василовна
Воспитатель МБДОУ – детский сад №532
Г. Екатеринбург
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все больше общественное значение и становится задачей государственной важности.
Самое первое звено в системе образования – дошкольное образовательное учреждение. Именно на этой ступени необходимо сформировать базовое представление об окружающем мире, отношение человека к природе, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры.
У дошкольников любовь к природе, к родному городу, детскому саду, к своему дому, любовь к близким и родным – и есть начало патриотического понимания, понимание слова Родина.
Рождается оно в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания. Чтобы ребенку помочь стать полноценным гражданином общества, задача родителей и педагогов – пробудить у детей любовь к родной земле, родному дому, привить чувство гордости за свою страну, за достижения и мудрости воинов, русской армии.
Патриотизм – это проявление любви не только к красивой, сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: конфликты, бедность, раздор.
Гражданско – патриотическое воспитание это важнейшая работа, которая входит в годовой план в ДОУ.
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и пониманию, уважению его символики.
Задачами патриотического воспитания является:
- Воспитывать бережное отношение к природе, экономить ее ресурсы
- Прививать уважение к труду
- Пробудить любовь и привязанность к семейным ценностям, к своему городу, родному дому, детскому саду
- Вызвать интерес к традициям народа, принимать активное участие в них
- Прививать понимание того, что сам ребенок важнейшая часть общества, активно принимающая участие в общественных мероприятиях (например, благоустройство территории детского сада, своего двора)
- Привитие чувства ответственности и добросовестности
- Научить заботливому, уважительному отношению к окружающим людям, старшему поколению, своим сверстникам
- Рассказывать детям о городах, столице; знакомить с государственной символикой, ее значением (флаг, гимн, герб)
- Воспитывать гордость за людей, достигших успехов и заслуги в спорте, культуре, науке и т.д.
- Познакомить ребенка с его правами, защищающими его интересы
- Познакомить с понятием толерантности
Решение данных задач происходит во всех видах деятельности воспитанников в ДОУ: в образовательных, в играх, в труде, в совместной деятельности детей и воспитателей.
Работа по направлению гражданско - патриотического воспитания осуществляется по направлениям: работа с детьми, с родителями, методические вспомогательные ресурсы.
Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности неотъемлемая часть работы при гражданско-патриотическом воспитании: подборка художественной и методической литературы, оборудование тематических стендов (« Мой город», «История моей страны»), дидактические игры на заданную тематику.
Проведение праздничных мероприятий, таких как масленица, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы и другие, так же играют огромную роль в воспитании человека духовно-нравственного, уважающего традиции своего народа.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому гражданско – патриотическое воспитание – это важнейшее звено в системе воспитательной работы в ДОУ.
Основная моя задача это пробудить в детях гордость за историю своей Родины, гордость за людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, людей открывших космос, людей освободивших мир от фашизма.
Именно поэтому в канун Великого праздника 75-летию Великой Победы, воспитанниками детского сада и мной была проведена подготовка к празднику. Детям старшей группы рассказывали о подвигах советского народа, о невероятной силе Духа, смелости и любви к Родине. Дети заучивали и читали стихи, чтя память своих прадедов, которые не жалея себя, боролись за мир на нашей Земле. Был подготовлен поздравительный благодарственный видео ролик, посвященный ветеранам Великой Отечественной Войны.