Статья «Патриотическое воспитание в начальном образовании»

0
0
Материал опубликован 7 April 2019

Аннотация: В статье рассматриваются основные термины, формы и направления применение патриотического воспитания в начальном образовании. Автор выделяет основные задачи патриотического воспитания.

 

Ключевые слова: Патриотическое воспитание, патриотизм, школьники, образовательные учреждения.

 

Согласно пункту 3 статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относится, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.[1, с.1]

Так же об актуальности патриотического воспитания говорит принятая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".[2. с. 1] Это не первая госпрограмма ориентированная на патриотическое воспитание граждан. Указанные программы ориентированы на все возрастные группы, но преимущество отдается воспитанию детей и молодежи. Всегда так было и будет, что будущее нашей страны — подрастающее поколение.

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятный период для внедрения в сознание ребенка интереса к общественным явлениям. Главное не упустить момент и успеть воспитать у ребенка чувства патриотизма. Оно формируется у детей постепенно, сначала это любовь к близким людям, затем это двор в котором играет малыш, детский сад, школа, чуть позже понятие будет расширяться и появится любовь к своей деревне, селу или городу, столице, России. Уже в первом классе в лексиконе ребенка появится два новых термина - «большая и малая Родина».

Патриотизм - это любовь и преданность к Родине, характеризуется особой привязанностью к своей стране и готовностью жертвовать своими интересами ради её блага.

Патриотическое воспитание в школе — это систематическая и целенаправленная деятельность педагогов, по формированию у подрастающего поколения социально значимых ценностей, таких как, чувства верности своему Отечеству, забота о сохранении национальных традиций и культуры своего народа, исполнение гражданского долга.

Основными задачами патриотического воспитания у младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о Родине (географическая особенность, природоведение, особенности быта, культуры, традиций народов проживающих на территории страны, исторические сведения, знание героев и их подвиги и достижения);

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость на события общественной и социальной жизни в стране;

3. Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости;

4. Привить любовь и уважение к своей стране. [5, с.593]

Образовательная программа патриотического воспитания в урочное время реализуется на уроках ОБЖ, истории культуры, истории и обществознания, музыки, литературы и ИЗО.

В рамках внеурочной деятельности формами патриотического воспитания являются: игры, экскурсии, кружки, секции, научные сообщества, олимпиады, соревнования, общественно полезная практика.

Выделяют основные формы патриотического воспитания в начальной школе:

1. Классный час - одна из важнейших внеклассных форм организации работы педагогического состава с учениками. Чаще всего организуют внеклассное чтение, просмотры мультимедийных презентаций или документальных фильмов;

2. Экскурсии, которые включают в себя походы в музеи, театры и библиотеки;

3. Деловые игры и викторины. Существует огромное количество разновидностей игр, которые возможно использовать для развития чувства патриотизма, они могут быть подвижными, настольными, массовыми (задействовано от 15 и более лиц);

4. Встречи с героями страны. Чаще всего школьников собирают в актовом зале или классе для встречи с ветеранами войны, героями нашего времени, которые в повседневной жизни не остались безразличными к чужому горю.

5. Праздники, подразумевают проведение конкурсов стихов, песен, танцев и рисунков, посвященные 9 мая, Дню Конституции, Дню Космонавтики, Дню городу, Дню России и так далее.

Главная особенность патриотического воспитания детей с 6 до 10 лет это использование активных и увлекательных форм, они вызывают наибольший интерес и помогают детям быстрее освоить материал.

Педагоги - практики выделяют основные направления в системе патриотического воспитания:

Духовно – нравственное - включает в себя такие действия, как уважение к родителям, старшему поколению; активная гражданская позиция; желание улучшить Родину - внести свой посильный вклад в развитие Отечества.

Культурно - историческое. Изучение истории России и ее места в мировой политической системе. Большую ценность имеет изучение традиций своего народа, его фольклора, особенностей диалекта, традиционных блюд. Нужно сходить в местные краеведческие музеи, узнать о выдающихся людях своего родного края, поучаствовать в благоустройстве местных памятников.

Гражданско - правовое. С ранних лет родители рассказывают детям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Каждый малыш знает, что чужое без разрешения брать нельзя. Подрастающему поколению нужно объяснить, что все написанные законы нужно обязательно соблюдать. Но соблюдать их нужно не из страха быть пойманным и наказанным, а руководствуясь чувством глубокой любви к Родине.

Военно – патриотическое. Формирует у молодежи патриотическое сознание и готовность выполнить свой гражданский долг- служение Родине.

Спортивно – патриотическое. Детям нужно привить любовь к спорту здоровому образу жизни. Категорически исключаются алкоголь, сигареты и другие вредные привычки. Примером для подражания должны быть олимпийские чемпионы, победители соревнований. [4, с. 160] Все эти направления взаимосвязаны и на практике должны дополнять друг друга.

Итак, всё то, что заложено в сознании малыша, послужит отличным фундаментом для воспитания культурного гражданина и патриота своей страны. Задача родителей дать хорошую основу для дальнейшей работы педагогам. [3, с.66] Дети всегда повторяют за взрослыми, поэтому старшие личным примером могут привить малышам любовь к Родине.

На этапе начального образования основной задачей перед школой стоит объяснить важность каждого человека в истории своей страны. При этом применяя самые действенные методы патриотического воспитания: беседа, рассказ и сценка.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.