Статья «Патриотическое воспитание учащихся в МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2»
Е.А. Третьякова
инструктор-методист
Тамбов
2021 г.
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше … Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастливых дней.
(А.Н. Толстой)
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Важно отметить, что патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высокий уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отчества. Патриотизм – это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, не наследуется, а формируется.
Именно поэтому одним из важных направлений в педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В силу своей специфики физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощным механизмом в формировании мировоззренческих оснований личности таких как, гражданственность и патриотизм.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 2» (далее - МБУДО ДЮСШ № 2) является гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Цель гражданско-патриотического воспитания: формирование физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Задачи:
- формирование у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений;
- физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для реализации задач гражданско-патриотического воспитания МБУДО ДЮСШ № 2 взаимодействует с общественными объединениями, организациями, с органами местного самоуправления, родительской общественностью.
- любовь к Отечеству;
- уважение к Отечеству;
- освоение социально значимой системы ценностей (Отчество, Родина);
- участие в созидательных процессах в обществе
Для большей результативности в формировании гражданского чувства и патриотизма у учащихся разработана следующая модель гражданско-патриотического воспитания, в которой отражены основные приоритеты общей культуры личности.Воспитание гражданина-патриота
Нравственность
Толерантность
Здоровый образ
жизни
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство
- национальная самобытность;
- гуманизм;
- социокультурная толерантность
- осознание своей роли для физического развития;
- высокая личная физическая подготовленность;
- совокупность определенных качеств (дисциплинированность, самостоятельность)
Выработка нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности у учащихся осуществляется в тренировочном, соревновательном и воспитательном процессах.
Формы гражданско-патриотического воспитания:
- тренировочные занятия;
- проведение спортивно-массовых мероприятий, турниров, игр, посвященных знаменательным датам и памятным событиям;
- участие в акциях, конкурсах, велопробегах, челленджах, флешмобах;
- посещение выставок, музеев;
- беседы, индивидуальные консультации;
- информационно-комуникационные технологии (далее – ИКТ).
На тренировочных занятиях учащиеся познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу» и «не хочу», уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через спорт, личный контакт тренера-преподавателя и учащегося происходит воспитание в широком смысле слова.
Одним из важнейших мероприятий по гражданско-патриотическому воспитание является участие спортсменов в традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных «Дню защитника Отчества» и «Дню Победы, которые дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера-преподавателя, своей спортивной школы, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая, спортсмены дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров-преподавателей это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.
Одной из главных форм патриотического воспитания являются беседы. Они формируют у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России - стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о патриотизме и гражданственности у учащихся в тренировочных группах становятся гораздо шире и глубже.
Важное место в воспитательном процессе по гражданско-патриотическому воспитанию отводиться музеям и выставкам. Их можно назвать «волшебной машиной времени». За короткое время учащиеся могут совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
Участие в акциях, конкурсах патриотического направления дает возможность приобщиться к определенному важному событию, почувствовать связь поколений, продемонстрировать свои таланты.
В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. учащиеся принимали участие в:
- онлайн-марафоне «Посвящаю мои достижения Великой Победе»;
- общегородском проекте «Мы помним», федеральном онлайн-проекте «Бессмертный полк», посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;
- всероссийской акции «Бессмертный полк» и акции «Мой город для победы» от Образовательного центра «Сириус»
- конкурсе стихов и рисунков, посвященном 75-летию Великой Победы;
- флешмобе «Салют из голубей»;
- акции-хронографе «Интерактивная газета «Живая память. Дневники победы»;
- областном экскурсионном дне «Дорогой памяти»;
- историческом тесте «Тамбовщина помнит историю Победы»;
- всероссийской акции «Фонарики Победы».
Также немаловажную роль в развитии чувства патриотизма играет поднятие флага страны на соревнованиях под звуки российского гимна. Поднятие российского флага – это часть спортивной традиции. Флаг символизирует гордость, патриотизм, заставляет ощущать свою сопричастность к общему делу и имеет объединяющее значение для всех регионов страны.
ИКТ обеспечивают широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре Отечества, а успешно их дополняют. Внедрение новых информационных средств наряду с другими призвано обогащать представления учащихся об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Одними из наиболее удачных форм ИКТ в тренировочном процессе это создание презентаций, видеороликов, использование интернет-ресурсов, фильмов, фотографий и т.д.
В результате реализации данной системы по гражданско-патриотическому воспитанию обеспечиваться физическое и духовное развитие, формирование социальной активности и гражданско-патриотической культуры учащихся и их личности.