Статья «Патриотическое воспитание учащихся в МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №2»

0
0
Материал опубликован 30 November 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА





«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2»








Е.А. Третьякова

инструктор-методист







Тамбов

2021 г.

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше … Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастливых дней.

(А.Н. Толстой)


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Важно отметить, что патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высокий уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отчества. Патриотизм – это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, не наследуется, а формируется.

Именно поэтому одним из важных направлений в педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В силу своей специфики физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощным механизмом в формировании мировоззренческих оснований личности таких как, гражданственность и патриотизм.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 2» (далее - МБУДО ДЮСШ № 2) является гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Цель гражданско-патриотического воспитания: формирование физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Задачи:

- формирование у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- организация практической деятельности учащихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений;

- физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации задач гражданско-патриотического воспитания МБУДО ДЮСШ № 2 взаимодействует с общественными объединениями, организациями, с органами местного самоуправления, родительской общественностью.

- любовь к Отечеству;

- уважение к Отечеству;

- освоение социально значимой системы ценностей (Отчество, Родина);

- участие в созидательных процессах в обществе

Для большей результативности в формировании гражданского чувства и патриотизма у учащихся разработана следующая модель гражданско-патриотического воспитания, в которой отражены основные приоритеты общей культуры личности.


Воспитание гражданина-патриота

Нравственность

Толерантность

Здоровый образ

жизни

- долг;

- честь;

- совесть;

- достоинство

- национальная самобытность;

- гуманизм;

- социокультурная толерантность

- осознание своей роли для физического развития;

- высокая личная физическая подготовленность;

- совокупность определенных качеств (дисциплинированность, самостоятельность)

t1669790467aa.gift1669790467aa.gift1669790467aa.gift1669790467aa.gif






























Выработка нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности у учащихся осуществляется в тренировочном, соревновательном и воспитательном процессах.

Формы гражданско-патриотического воспитания:

- тренировочные занятия;

- проведение спортивно-массовых мероприятий, турниров, игр, посвященных знаменательным датам и памятным событиям;

- участие в акциях, конкурсах, велопробегах, челленджах, флешмобах;

- посещение выставок, музеев;

- беседы, индивидуальные консультации;

- информационно-комуникационные технологии (далее – ИКТ).

На тренировочных занятиях учащиеся познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу» и «не хочу», уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через спорт, личный контакт тренера-преподавателя и учащегося происходит воспитание в широком смысле слова.

Одним из важнейших мероприятий по гражданско-патриотическому воспитание является участие спортсменов в традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных «Дню защитника Отчества» и «Дню Победы, которые дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера-преподавателя, своей спортивной школы, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая, спортсмены дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров-преподавателей это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.

Одной из главных форм патриотического воспитания являются беседы. Они формируют у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России - стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о патриотизме и гражданственности у учащихся в тренировочных группах становятся гораздо шире и глубже.

Важное место в воспитательном процессе по гражданско-патриотическому воспитанию отводиться музеям и выставкам. Их можно назвать «волшебной машиной времени». За короткое время учащиеся могут совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.

Участие в акциях, конкурсах патриотического направления дает возможность приобщиться к определенному важному событию, почувствовать связь поколений, продемонстрировать свои таланты.

В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. учащиеся принимали участие в:

- онлайн-марафоне «Посвящаю мои достижения Великой Победе»;

- общегородском проекте «Мы помним», федеральном онлайн-проекте «Бессмертный полк», посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;

- всероссийской акции «Бессмертный полк» и акции «Мой город для победы» от Образовательного центра «Сириус»

- конкурсе стихов и рисунков, посвященном 75-летию Великой Победы;

- флешмобе «Салют из голубей»;

- акции-хронографе «Интерактивная газета «Живая память. Дневники победы»;

- областном экскурсионном дне «Дорогой памяти»;

- историческом тесте «Тамбовщина помнит историю Победы»;

- всероссийской акции «Фонарики Победы».

Также немаловажную роль в развитии чувства патриотизма играет поднятие флага страны на соревнованиях под звуки российского гимна. Поднятие российского флага – это часть спортивной традиции. Флаг символизирует гордость, патриотизм, заставляет ощущать свою сопричастность к общему делу и имеет объединяющее значение для всех регионов страны.

ИКТ обеспечивают широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре Отечества, а успешно их дополняют. Внедрение новых информационных средств наряду с другими призвано обогащать представления учащихся об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Одними из наиболее удачных форм ИКТ в тренировочном процессе это создание презентаций, видеороликов, использование интернет-ресурсов, фильмов, фотографий и т.д.

В результате реализации данной системы по гражданско-патриотическому воспитанию обеспечиваться физическое и духовное развитие, формирование социальной активности и гражданско-патриотической культуры учащихся и их личности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.