Обучающие игры «Сказки читаем - финансы изучаем»
Педагогическая инициатива «Сказки читаем – финансы изучаем»
(методические материалы и рекомендации)
Мир детства – это самый интересный период в жизни ребёнка. Это время, когда он познаёт все вокруг, проявляя любопытство, любознательность, познавательный интерес, учится понимать окружающий мир и усваивает культуру своего общества - это такой волшебный мир, в котором ребенок растёт, играет, развивается. И хотя этот период пролетает очень быстро, он все-таки очень интересный, яркий и веселый. Эта незабываемая пора - пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка.
С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.
Все мы с детства любим читать, у каждого есть любимые сказки, сказки-помощники. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость, а также помогают пониманию некоторых экономических явлений в дошкольном возрасте, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена-бартера. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.
На основе сказок народов мира, педагогами нашего дошкольного учреждения было разработано методическое пособие «Сказки читаем - финансы изучаем». Оно помогает в изучении финансовой грамотности детей и даёт первичные экономико-финансовые представления. Такие практические разработки, как: «Бюджет Мухи-цокотухи», «Три поросёнка и золотая карта», «ИП Теремок» раскрывают следующие воспитательно - образовательные задачи для изучения основ финансовой грамотности:
Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления.
Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту. Такие понятия, как: долг, копить, тратить, доходы, расходы, кредит, карточка, покупать, продавать, должник, зарплата, откладывать деньги, труд, мотовство, бартер, реклама.
Способность формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
Положить начало формированию финансово-экономического мышления.
Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений.
Сформировать умение пользоваться банковским продуктом (карточкой) в решение экономических и финансовых задач, умение развивать предпринимательские качества.
Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
К каждой сказке нами подобраны проблемные ситуации, нестандартные игры, пословицы и поговорки с помощью которых дети учатся решать финансово-экономические задачи. Они оформлены ярко, красочно, необыкновенно привлекательно, что повышает интерес ребёнка.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, потому - что финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Отвечая на вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой и можно ли говорить об экономическом воспитании с дошкольниками мы пришли к выводу, что также наша инновация решает актуальные для нашего региона задачи:
Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов через сказку.
Побуждение интереса к природным ресурсам (вода, электричество) так, как в нашем регионе это одна из острых проблем.
Воспитание уважения к труду, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.
Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности, и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.
Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общей), семейному и общественному достоянию.
Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости.
Предложенные материалы будут полезны всем, кого интересует проблема формирования финансовой грамотности у дошкольников в системе – педагог – дошкольник –родители.
Дети:
приобретение новых знаний социально-экономического характера,
приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
Родители:
Учить через игру планировать и сохранять семейный бюджет.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Приобщать детей к решению финансовых вопросов семьи.
Педагоги:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Результатом нашей педагогической инициативы является создание методического пособия «Сказки читаем - финансы изучаем», которое включает в себя: чтение сказок, беседы, драматизации, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, знакомство с пословицами, поговорками. Посредством экономических игр дети знакомятся с финансовыми и экономическими терминами в соответствии с возрастными возможностями, с новыми профессиями. Приобретают навыки работы с банковской картой.
Работая над созданием пособия был подобран материал, с помощью которого мы знакомим детей с финансовой составляющей жизненных отношений.
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. На примере сказок «Бюджет Мухи-Цокотухи», «Три поросёнка и золотая карта», дети знакомятся с денежными знаками разных стран, принципами и правилами использования денег. В сказке «ИП Теремок», дети знакомятся с профессиями, новыми видами заработка с бартером.
Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Отправляясь за покупками в магазин, нужно объяснить ребёнку, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И следует дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру: здоровье, бюджет, ресурсы…А самое интересное, «изюминка» – это знакомство с банковской картой, которая пригодится им в дальнейшей жизни. Со всем этим мы знакомим детей посредством сказок.
Наши экономические игры позволяют избежать формирования потребительской позиции у дошкольников. Дети знают, что финансы зарабатываются трудом и тратить их нужно разумно.
Наши сказки, игры, беседы помогают и родителям дать ребёнку понятия о том:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги;
как планировать свои расходы;
технике безопасности использования банковских карт;
С началом обучения в школе ребёнок становится более самостоятельным, и навыки, приобретенные в процессе игровой деятельности, позволят ему под контролем родителей пользоваться банковскими картами.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Дети, с детства знающие цену деньгам и способы их заработка, с большей вероятностью во взрослой жизни станут успешными людьми.
Ребенок, деньги и экономика – это довольно сложный вопрос, но решаемый. В дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку на доступном ему языке жизненные понятия: экономика и финансы.
Ценность данного пособия заключается в наличии разнообразного практического материала для работы с детьми и родителями. На страницах книжек расположены проблемные ситуации, пословицы, игры и упражнения, решая которые дети ближе знакомятся с экономикой. Наши инновационные разработки являются основой дальнейшего проекта, в котором будут разработаны конспекты занятий, работа с родителями, акции добрых дел и ярмарки. Они являются творческим продолжением нашей дальнейшей работы.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 49 «Золотой петушок»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ПРАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ «БЮДЖЕТ МУХИ-ЦОКОТУХИ»
Цель: формирование у детей экономи-ческого мышления и представлений об экономических категориях «Потребно-сти, желания и возмождности», «Рас-точительность и планирование бюд-жета», «Ценность денег».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказок «Серебряная монетка», беседы на экономические темы.
«ЦЕНА ДЕНЬГАМ»
Цель: формировать у дошкольников целостной ценностно-ориентирован-ной картины мира в единстве рационального (экономического) и гуманистиче-ского (нравственного) компонентов (нравственно-экономического мировоззре-ния).
Задачи:
пробудить у детей интерес к социально экономическим отношениям, как
среде гармонизации нравственности и рациональности;
содействовать формированию у детей представлений о товарно-денеж-ных отношениях;
подвести детей к осознанию взаимосвязи двух вопросов: откуда берутся средства (доходы) и как ими разумно распоряжаться;
помочь детям осознать цену деньгам;
способствовать пробуждению у детей мотивов жертвенности, милосер-дия и альтруизма и их утверждению в сознании и деятельности.
создать условия обретения детьми первоначального опыта нравственно-экономических отношений в поведении, игровой и трудовой деятельности.
Вася с Надей никогда не имели денег; понятно, что они и не умели с ними обра-щаться... Да и то сказать, на что детям деньги – об них заботятся родители и дают им все необходимое. Был раз у родителей Васи и Нади в гостях богатый родственник и подарил детям по золотому. «Вот, говорит, вам, детки, денежки, – купите себе, что по-нравится». Дети понимали, что на деньги можно купить любую вещь, а сколько запла-тить надо – того не знали. Вот Вася и говорит:
– Я куплю себе гнедую лошадь, такую, как у нашего соседа, оседлаю ее и буду вер-хом ездить.
– А я, – сказала Надя, любуясь на свой червонец, – куплю золотые часы, точь-в-точь такие, какие папа подарил маме к Рождеству. – Приятно иметь часики – прило-жишь к уху, они знай отбивают свое тик-так.
– Конечно, приятно, – согласился Вася, – но и мой гнедой конь не хуже твоих ча-сиков. Если не побоишься, позволю тебе как-нибудь на ней покататься.
– Не беспокойся, храбрости у меня хватит, – ответила сестра, – а за то, что ты поз-воляешь мне покататься на твоей лошади, я дам тебе поиграть моими часиками, только смотри, не разбей их.
– Будь спокойна, целы будут! – самоуверенно сказал Вася, взял Надю за руку и побежал к родителям рассказать, что они с сестрой хотят купить за свои деньги. И огорчились же дети, когда узнали, что за один золотой не купить ни лошади, ни часиков
цепочкой, и что на это нужно очень, очень много денег! Так досадно им стало, что и смотреть не хотят на свои золотые. Пошли в сад, уселись рядышком и начали толко-вать о своих несбывшихся мечтах. Шла мимо сада прохожая, плохонько одетая, с бед-ным печальным лицом. Увидала детей, остановилась и умоляюще взглянула на них, точно хотела сказать: «Пожалейте меня, милые дети, помогите!» Подбежал Вася к ка-литке, подозвал женщину и, показывая ей золотой, спросил: «Сколько можно купить на этот золотой хлеба?»
– Много, – ответила женщина, – мне с ребятишками хватило бы на целую неделю.
– Ну так возьмите его и купите хлеба, – сказал Вася.
– Возьмите и мой золотой, – сказала Надя, протягивая свой червонец. Обрадовалась женщина, хотела поблагодарить, но от волнения у нее оборвался
голос, и она заплакала радостными слезами – слезами, которыми давно не плакала.
Глядя на нее, прослезились и дети... Теперь только они узнали цену деньгам.
А. Неелова
Вопросы и задания к сказке:
Как бы вы поступили на месте детей из рассказа?
Как вы думаете, поступок Васи и Нади понравился их родителям?
Если вам дарят деньги, на что вы их расходуете?
«СЛОНЕНОК С ШАРИКАМИ»
Цель: формировать разумные потребности.
Задачи:
-помочь детям осознать и прочувствовать разные эмоциональные состоя-ния: веселый, грустный, мрачный, спокойный, испуганный;
закрепить умение распознавать настроение других;
развивать социально-приемлемое поведение;
расширять словарный запас;
развивать моторику;
формировать у ребенка понимание, что за каждым «хочу» скрывается доля ответственного «надо».
Жил-был маленький слоненок. Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоне-нок очень любил проводить время со своими родителями.
Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный ша-рик. Слоненку он очень понравился, и он захотел такой же.
— Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста! (Детям предлагается показать, как слоненок просил шарик.)
Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они
купили ему красивый желтый шар.
Слоненок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.
Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар и, конечно же, попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать Своего любимого сына и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился.
Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать... Но слоненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:
—Ну, купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого нет!
(Дети показывают, как слоненок требовал шарик.) Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег на ша-рики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Они меньше стали бывать со слоненком, играть с ним, а совместные про-гулки по парку совсем прекратились.
Слоненку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные ша-рики его уже не радовали».
(Психолог спрашивает детей о том, почему слоненку было грустно, и просит пока-зать, как слоненок грустил.)
вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.
Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь.
Он кричал:
— Помогите! Помогите!
(Детей просят представить, что все они летят, и в этот момент им страшно.) Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары — один за другим.
Так постепенно слоненок опустился на землю. Он сел на траву и задумался.
Н.А. Сакович
Вопросы:
Как вы думаете, о чем задумался слоненок? Может быть, он задумался о том, как когда-то было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке
пускать большие фонтаны из хобота?..
Подумайте, что может слоненок для этого сделать? Подскажите ему, по-жалуйста.
Объясните, что неправильно делал слоненок?
Подскажите, как ему следует поступать, чтобы папа и мама снова могли много времени проводить со своим сыночком?
Взрослый предлагает дорисовать предложенную картинку. Дети рисуют шарики, раскрашивают их разноцветными карандашами. Данный вид работы
помогает ребенку продлить время пребывания в сказке и интегрировать ска-зочный урок.
Сказочный урок: во всем должно быть чувство меры. Очень важно понять
осознать свои ошибки, исправить их, а в дальнейшем быть внимательным к своим желаниям, чтобы эти ошибки не повторять.
«СЕРЕБРЯНЫЙ РУБЛЬ»
Цель: формировать представление детей о ценности денег.
Задачи:
развивать способность к системному мышлению;
развивать зрительное внимание, речевую активность;
развивать умения анализировать содержание сказки с позиции нравствен-ных представлений. Владимир Одоевский
Социально-нравственные качества героев сказки:
Лидинька: маленькая, добрая девочка, сострадательная, милосердная и справедливая.
Дедушка Ириней: веселый и добрый старичок.
Даша (горничная): простая и честная девушка.
Главная мысль сказки «Серебряный рубль» - никогда не стоит заранее распоряжаться тем, чего тебе еще не досталось.
Чему учит сказка «Серебряный рубль»: сказка учит не обвинять пона-прасну людей в сомнительных поступках, не имея доказательств, учит честно-сти и справедливости, милосердию и состраданию, признавать свою вину, учит прилежности, стремлению к освоению новых знаний.
Пословицы к сказке «Серебряный рубль»: Не искал бы вину в селе, а искал бы ее в себе. Умей ошибиться, умей и поправиться. Кто виноват, тот и кается.
Добро творить - себя веселить.
Хоть мошна пуста, да совесть чиста.
«СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТКА»
Цели: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и ее главной героиней – серебряной монеткой.
Задачи:
формировать у детей понятие о назначении денег, представление о цене денег;
формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах;
понимание ценностей денежных знаков в определенной стране;
развивать память, речь, внимание, мышление дошкольников;
расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;
развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное от-ношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
воспитывать милосердие, сочувствие, доброту.
Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки — чистенькая, светлень-кая, — покатилась и зазвенела:
— Ура! Теперь пойду гулять по белу свету! И пошла.
Ребенок крепко сжимал ее в своем тепленьком кулачке, скряга тискал холод-
ными липкими пальцами, люди постарше вертели и поворачивали много раз, а у мо-лодых она не задерживалась и живо катилась дальше.
Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало, и вот она целый год гу-ляла по белу свету, то есть в той стране, где была отчеканена. Потом она отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Но он и не подозревал о ее существовании, пока она сама не попала к нему в пальцы.
— Вот как! У меня еще осталась одна наша родная монетка! — сказал он.
— Ну, пусть едет со мною путешествовать!
монетка подпрыгнула от радости и зазвенела, когда ее сунули обратно в коше-лек. Тут ей пришлось лежать со своими иностранными сородичами, которые все сме-нялись — одна уступала место другой, ну а она все оставалась в кошельке. Это уже было своего рода отличие!
Прошло много недель. Монетка заехала далеко-далеко от родины, сама не знала куда. Она лишь слышала от соседок, что они француженки или итальянки, что они те-перь в таком-то и таком-то городе, но сама она ни о чем и представления не имела: немного увидишь, сидя в кошельке, как она! Но вот однажды монетка заметила, что кошелек не закрыт. Ей вздумалось хоть одним глазком поглядеть на мир, и она про-скользнула в щелочку. Не следовало бы ей этого делать, да она была любопытна, ну, и это не прошло ей даром. Она попала в карман брюк. Вечером кошелек из кармана вынули, а монетка осталась лежать, как лежала. Брюки вынесли для чистки в кори-дор, и тут монетка вывалилась из кармана на пол. Никто этого не слыхал, никто этого не видал.
Утром платье опять забрали в комнату, путешественник оделся и уехал, а монетка осталась. Вскоре ее нашли на полу, и она вновь должна была пойти в ход вместе с тремя другими монетами.
«Вот хорошо-то! Опять пойду гулять по свету, увижу новых людей, новые нравы!»
— подумала монетка.
— А это что за монета? — послышалось в ту же минуту. — Это не наша монета. Фальшивая! Не годится!
С этого и началась история, которую она сама потом рассказывала.
— «Фальшивая! Не годится!» Я вся так и задрожала! — рассказывала она.
— Я же знала, что я серебряная, чистого звона и настоящей чеканки. Верно, ошиблись, думаю, не могут люди так отзываться обо мне. Однако они говорили именно про меня! Это меня называли фальшивой, это я никуда не годилась! «Ну, сбуду
с рук в сумерках!» — сказал мой хозяин и сбыл-таки. Но при дневном свете меня опять принялись бранить: «Фальшивая!», «Не годится!», «Надо поскорее сбыть ее с рук!»
И монетка дрожала от страха и стыда всякий раз, как ее подсовывали кому-ни-будь вместо монеты той страны.
— Ах, я горемычная! Что мне мое серебро, мое достоинство, моя чеканка, когда все это ничего не значит! В глазах людей остаешься тем, за кого они тебя принимают! Как же ужасно и вправду иметь нечистую совесть, пробиваться в жизни нечистыми путями, если мне, ни в чем не повинной, так тяжело только потому, что я кажусь ви-новной!.. Всякий раз, как я перехожу в новые руки, я трепещу взгляда, который на меня упадет: я знаю, что меня сейчас же швырнут обратно на стол, словно я какая-нибудь обманщица!
Раз я попала к одной бедной женщине: она получила меня в уплату за тяжелую по-денную работу. Ей никак не удавалось сбыть меня с рук, никто не хотел меня брать. Я была для бедняги сущей напастью.
«Право, поневоле придется обмануть кого-нибудь! — сказала женщина. — Где мне, при моей бедности, держать фальшивую монету! Отдам-ка ее богатому булоч-нику, он-то не разорится от этого, хоть и нехорошо это, сама знаю, нехорошо!»
«Ну вот, теперь я буду лежать на совести у бедной женщины! — вздохнула я. — Неужто я и впрямь так изменилась под старость?».
Женщина отправилась к богатому булочнику, но он слишком хорошо разбирался в монетах, и мне не пришлось долго лежать там, куда меня положили: он швырнул меня в лицо бедной женщине. Ей не дали за меня хлеба, и мне было так горько, так горько сознавать, что я отчеканена на горе Другим! Это я-то, некогда такая смелая, уверенная в себе, в своей чеканке, в хорошем звоне! И я так пала ду-хом, как только может пасть монетка, которую ни-кто не хочет брать. Но женщина принесла меня об-ратно домой, поглядела на меня добродушно и лас-ково и сказала:
«Не хочу я никого обманывать! Я пробью в тебе дырку, пусть каждый знает, что ты фальшивая… А впрочем… Постой, мне пришло на ум — быть может, ты монетка счастливая? Наверно, так!
пробью в тебе дырочку, продерну шнурок и повешу тебя на шею соседской де-вочке — пусть носит на счастье!»
И она пробила во мне дырочку. Не особенно-то приятно, когда тебя пробивают, но ради доброго намерения многое можно перенести. Через дырочку продернули шну-рок, и я стала похожа на медаль. Меня повесили на шею малютке, и она улыбалась мне, целовала меня, и я всю ночь провела на тепленькой невинной детской груди.
Утром мать девочки взяла меня в руки, поглядела и что-то задумала… Я сейчас же догадалась! Потом взяла ножницы и перерезала шнурок.
«Счастливая монетка! — сказала она. — А ну посмотрим!» И она положила меня
кислоту, так что я вся позеленела: потом затерла дырку, немножко почистила меня и в сумерках пошла к продавцу лотерейных билетов купить билетик на счастье.
Ах, как мне было тяжело! Меня точно в тисках сжимали, ломали пополам! Я ведь знала, что меня обзовут фальшивой, осрамят перед всеми другими монетами, что ле-жат и гордятся своими надписями и чеканкой. Но нет! Я избежала позора! В лавке была такая толпа, продавец был так занят, что не глядя бросил меня в выручку, к дру-гим монетам. Выиграл ли купленный на меня билет, не знаю, знаю только, что на дру-гой же день меня признали фальшивой, отложили в сторону и опять отправили обма-нывать — все обманывать! Ведь это просто невыносимо для честной натуры — ее-то уж у меня не отнимут! Так переходила я из рук в руки, из дома в дом больше года, и всюду-то меня бранили, всюду-то на меня сердились. Никто не верил в меня, и я сама разуверилась и в себе и в людях. Тяжелое выдалось для меня время!
Но вот однажды явился путешественник; ему, конечно, сейчас же подсунули меня, и он был так прост, что взял меня за тамошнюю монету. Но когда он, в свою очередь, хотел расплатиться мною, я опять услышала крик: «Фальшивая! Не годится!» «Мне дали ее за настоящую! — сказал путешественник и вгляделся в меня при-стальнее. И вдруг на лице его появилась улыбка. А ведь, глядя на меня, давно уже ни-кто не улыбался. — Нет, что же это! — сказал он. — Ведь это наша родная монетка, хорошая, честная монетка моей родины, а в ней пробили дырку и называют ее фаль-
шивой! Вот забавно! Надо припрятать тебя и взять с собою домой».
То-то я обрадовалась! Меня опять называют доброй, честной монетой, хотят взять домой, где все и каждый узнают меня, будут знать, что я серебряная, настоящей чеканки! Я бы засверкала от радости искрами, да это не в моей натуре, искры испус-кает сталь, а не серебро.
Меня завернули в тонкую белую бумажку, чтобы не смешать с другими монетами и не затерять. Вынимали меня только в торжественных случаях, при встречах с земляками, и тогда обо мне отзывались необыкно-венно хорошо. Все говорили, что я очень интересна. За-бавно, что можно быть интересной, не говоря ни слова.
вот я попала домой. Миновали мои мытарства, потекла счастливая жизнь. Я ведь была серебряная, настоящей чеканки, и мне совсем не вредило, что во мне про-бита дыра, как в фальшивой: что за беда, если на самом-то деле ты не фальшивая!
Ганс Христиан Андерсен
Да, надо иметь терпение: пройдет время, и все станет на свои места.
Уж в это я твердо верю! — заключила свой рассказ монетка.
Материал: иллюстрация к сказке.
Экономические категории: монета настоящая (фальшивая), деньги, ва-люта, достоинство монеты.
Вопросы:
Из какого материала была изготовлена монетка этой сказки?
Как серебряная монетка оказалась в другой стране?
Почему монетка не понравилась в чужой стране?
Почему монетку называли фальшивкой?
Что можно определить, глядя на монетку?
Как называются деньги разных стран?
Социально-нравственные качества: стремление к справедливости.
Вопросы:
- Что испытала монетка, когда ее подсовывали кому-нибудь вместо мест-ной монетки?
- Почему серебряная монетка была счастлива в той стране, где ее отчека-нили?
Что мог бы сделать герой этой сказки с (чужой) монетой в наше время?
Главная мысль сказки Андерсена «Серебряная монетка» заключается в том, что порой о чем-то хорошем люди отзываются плохо, потому что для них это чуждо и непривычно. Героиня сказки, настоящая серебряная монета, по-пала в чужую страну, где ее стали называть фальшивой только потому, что она отличалась от местных монет.
Сказка Андерсена «Серебряная монетка» учит быть терпеливым и не те-рять надежду на лучшее, стойко преодолевать трудности на жизненном пути, как это делала монетка из сказки. Ее терпение было вознаграждено, она попала в руки человека из своей страны, который отвез ее домой.
Какие пословицы подходят к сказке Андерсена «Серебряная монетка»?
Где родился, там и пригодился.
Обманешь на алтыне, не поверят и в полтине.
Колотись, бейся, а все надейся.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Вывод: серебряная монетка путешествовала по свету и узнала, что в каж-дой стране имеются свои деньги. Глядя на монету (купюру) можно определить ее достоинство.
«МУХА-ЦОКОТУХА»
К.И. Чуковский
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и воз-можности («хочу» и «надо»);
развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
развивать память, мышление, воображение;
расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни чело-
века. -воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
воспитывать финансовую культуру;
воспитывать всестороннему развитию личности.
АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА»
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег. Цоко-туха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встре-титься, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинни-цей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил па-ука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.
Экономические понятия: покупка, выгода, базар.
Покупка: Покупка – продажа. Муха решила купить самовар, но посмот-рела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха - Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец продал ей самовар.
Выгода: Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца — получить по - больше денег, побыстрее продать товар, для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя со-единяется, тогда и торговля получается.
Базар: Без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все до-роже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает. У каждого то-вара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). Торговаться на базаре — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.
Социально-нравственные качества героев: доброта, смелость – трусость.
Муха-Цокотуха: красивое насекомое, удачливое, веселое, разумное, доб-рая и не жадная.
Паук: старичок, злодей, кровожадный, беспринципный, безжалостный, ду-шегуб.
Комарик: молодой и отважный красавец, решительный, смелый, влюблен-ный.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
1.Какой неожиданный доход нашла Муха-Цокотуха?
Ответ: прибыль от находки денежки.
2.Какую денежку Муха нашла?
Ответ: В каждой стране есть своя валюта - деньги. Например: Россия - рубль, США – доллар, Франция – франк, Италия – лира, Англия – фунт, Герма-ния – немецкая марка и т.д.
Деньги бывают на карте, сберегательной книжке, хранятся в банке.
3.Все ли денежки одинаковы?
Ответ: бумажные купюры, монеты.
Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай? Ответ: электрический чайник.
Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чай-
ник?
Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.
А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить? Ответ: чайную посуду, угощение.
Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?
Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.
Муха решила купить самовар. Посмотрела на свою денежку и задума-лась, хватит ли ей денег?
Ответ: Пойдёт в банк, возьмёт кредит, ипотеку, кредитную карточку, в долг.
9.Как использовала Муха найденные деньги?
Ответ: Она купила самовар. А почему именно самовар? Может, увидела рекламу? Захотела просто потратить деньги. Как бы вы потратили деньги? А ваша семья, на что бы потратила деньги?
Для чего Муха пригласила гостей?
Ответ: Продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.
Как вели себя гости?
Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе. Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.
Объясни смысл пословицы: Без беды друга не узнаешь.
Ответ: Настоящая дружба - дружба, проверенная временем и обстоятель-ствами. Настоящий друг всегда будет рядом в любых горестях и бедах, подста-вит человеку «своё плечо».
Друг не испытанный, что орех не расколотый. Дружное стадо и волков не боится.
Сам пропадай, а товарища выручай. 13.Почему Комар спас Муху? Ответ: Комар был по своей природе храбрый, отзывчивый, готовый прийти на помощь тому, кто попал в беду (У него всегда при себе была сабля, которой он и воспользовался при встрече с коварным пауком).
Выбери пословицу, которая соответствует содержанию текста Друг дороже денег.
Друзья познаются в беде.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рацио-нально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое по-лучил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно зарабо-тать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. У детей раз-вивается интерес к изучению мира экономики и финансов. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к сво-ему и чужому труду и коммуникативные навыки.
Главной героине сказки Мухе-Цокотухе хочется посоветовать:
смотреть рекламу о разных товарах из предметов посуды;
приобретать товар на рынке или в магазине по выгодной цене;
быть экономной и бережливой;
хранить деньги в сберегательном банке.
Сказочный урок: Чему учит сказка Муха-Цокотуха? Она осуждает черствость, фальшь, безразличие. Настоящие друзья так не поступают.
образе Комарика автор восхваляет отзывчивость, смелость, решитель-ность, готовность прийти на помощь другу.
ПОСЛОВИЦЫ:
Как вы понимаете смысл пословицы:
Пословицы к сказке "Муха-цокотуха"
Легко пришло, легко ушло.
Без беды друга не узнаешь.
Друг не испытанный, что орех не расколотый.
Дружное стадо и волков не боится.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Когда стол накрыт, то в друзьях нет недостатка.
Неверный друг – опасный друг.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Копейка к копейке — проживёт и семейка.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
СИТУАЦИЯ: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.
СИТУАЦИЯ: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?
ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному
подходу к выбору места покупки.
СИТУАЦИЯ: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так
легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на бо-лее полезные нужды?
ЦЕЛЬ: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Дать понятие о деньгах, закрепить знания детей о монетах различным достоинством и их применении, развивать логическое мышление.
ИГРА «ХОЧУ И МОГУ»
Цель: упражнять детей в умении считать доход и рассчитывать свой бюд-жет, развивать знание об рыночных отношениях.
Материал: карточки с изображение товара с ценниками, игровые деньги.
Содержание игры: у детей есть картинки с различным товаром, каждый товар имеет определенную стоимость, на каждом ценник. Детям необходимо понять хватит ли им средств на покупку желаемого товара.
ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ КАССИРЫ»
Цель: знакомство детей с номиналом и банкнотами стран мира.
Материал: карточки с изображением банкнот и монет стран мира.
Содержание игры: у детей равное количество карточек, один из игроков кладет одну карточку (с изображением банкнот и монет стран мира), остальные игроки ищут один общий элемент у них на карточке и на карточке первого иг-рока. Называют общий элемент и кладут свою карточку сверху на карточку первого игрока. Необходимо первым избавиться от всех карточек. Проиграет тот, кто останется с большим количеством карточек.
ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ КАССИРЫ»
Цель: знакомство детей с номиналом и банкнотами стран мира.
Материал: карточки с изображением банкнот и монет стран мира.
Содержание игры: у детей равное количество карточек, один из игроков кладет одну карточку (с изображением банкнот и монет стран мира), остальные игроки ищут один общий элемент у них на карточке и на карточке первого иг-рока. Называют общий элемент и кладут свою карточку сверху на карточку первого игрока. Необходимо первым избавиться от всех карточек. Проиграет тот, кто останется с большим количеством карточек.
ИГРА «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах и расходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов до-ходов и расходов (основные и не основные). Подготовить детей к самостоя-тельной жизни.
Материал: карточки с изображением основных семейных доходов и рас-ходов.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям картинку с изображе-нием дохода или расхода
дети делятся на две команды, выбирают капитанов. Одна команда выби-рает все картинки со значением «доход», а вторая команда – со значением «рас-ход».
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 49 «Золотой петушок»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
«ИП ТЕРЕМОК»
ИП «ТЕРЕМОК»
Цель: формирование у детей экономи-ческого мышления и представлений об экономических категориях «Экономия», «Труд», «Вознаграждение».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Решение математических задач, проигрывание дидактических игр: «Про-фессии», «Магазин», беседы на экономические темы, чтение сказок «Петушок
бобовое зернышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой», «Каша из то-пора».
«ЛИСА И КОЗЕЛ»
Цель: дать детям представление о рекламе.
Задачи:
расширять круг представлений о мире взаимоотношений;
способствовать развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
учить отличать хорошее от плохого, замечать ложь в поведении окружа-ющих;
воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду;
пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное от-ношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
помогать формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следствен-ные связи во взаимоотношениях между людьми.
Бежала лиса, на ворона зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:
Что ты там, лисонька, поделываешь?
Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
Пословицы:
Хитрость и смекалка бьют врага метко.
Речи - сладкие, а дела – горькие.
Речи как мед, а дела как полынь.
Выбери подходящую пословицу для Козла.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Не зная броду не суйся в воду.
Поспешишь - людей насмешишь.
Долг платежом красен.
Друзья познаются в беде.
И на старуху бывает проруха.
Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал.
Как аукнется так и откликнется.
На всякое хотенье есть терпенье.
Сказочный урок: Не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хо-рошо подумать, не быть похожими на глупого козла.
Сказка учит тому, что не всегда легко отличить хорошее от плохого.
желаю вам, никогда не хитрить, а быть честными. И всегда ты-сячу раз подумать, чтобы совершить какой-то поступок.
«ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»
Цель: познакомить детей с понятием бартер (обмен).
Задачи:
закрепить правила во время приема пищи (кушать не спеша);
формировать основы системного мышления и логического анализа окру-жающей действительности;
на примере событий сказки показать, что такое бартер (натуральный об-
мен);
учить видеть и различать добро и зло;
формировать способность к сопереживанию;
помочь усвоить понятие «взаимовыручка»;
пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга,
воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
Сказочный урок: сказка учит нас не проявлять поспешности в делах, в ко-торых торопиться совершенно некуда, действовать сообща, чувствовать ответ-ственность за близких, иногда, чтобы чего-то добиться, нужно преодолеть не-мало препятствий, не всегда все получается сразу, главное – не опускать руки.
Пословицы:
«Поспешишь — людей насмешишь»
«Не всегда успешно то, что поспешно»
«Кто скоро помог — тот дважды помог»
«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
Цели:
дать детям понятие, что такое обмен, бартер на примере действий лисы, помочь осознать корысть и лживость в поведении лисы.
Задачи:
учить детей анализировать поступки и поведение сказочных персонажей, оценивать их в соответствии с нормами нравственности, отличать правдивость от лжи;
развивать мышление, память, воображение;
формировать представления о добре и зле;
воспитывать чувство сопереживания.
Проиллюстрировать понятие натурального обмена помогает беседа о при-нятом у детей обмене игрушками как варианте бартера - натурального товаро-обмена, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты .
Понять суть натурального обмена (бартера), определять выгодность бар-тера (выгодность и невыгодность сделки), самостоятельно совершать обмен-ные операции, не допускать излишней доверчивости детям помогают сказки: «Лисичка со скалочкой».
Экономический контекст сказки «Лисичка со скалочкой» можно интерпре-тировать следующим образом: «В процессе путешествия из одних гостей в дру-гие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую
собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов»: скалочка - курочка - гусочка - девочка. Обмен всегда был выгодным для лисы, т.к. она, «зная, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу».
Как видим, в данной сказке представлены образцы неравноценного нату-рального обмена, при котором хозяева оказываются перед выбором: или по-страдает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы про-пащей вещи. Лиса оказалась настолько жадной, что совсем позабыла об осто-рожности. Она думала, что ее обман будет продолжаться бесконечно, однако нашелся такой человек, который смог проучить плутовку, и преподать ей хо-роший жизненный урок.
Обращаем внимание на опасность подобного общения хозяев дома с лисой. Она претендует не только на владение чужим имуществом. Сказка помогает в формировании у детей представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
Вывод:
Какая ни была лиса хитрая, а умный мужик ее перехитрил. Она всех обма-нывала, но не рассчитала, что кто-то сможет ее обмануть. На каждого хитреца найдется тот, кто окажется еще хитрей. Что посеешь - то и пожнешь: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относится.
Пословицы:
Хитрость хитростью побеждают.
На всякого мудреца довольно простоты.
корысти и жадности, нет ни счастья, ни радости. Враки доводят до драки.
Лиса хитра, да шкуру ее купцы продают. Хитрее лисы зверя нет.
Какая пословица подходит к сказке?
За доброе жди добра, за худое - худа.
Знай, кому добро делаешь.
Какая пословица не подходит к сказке?
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
Дружба - великая сила.
На обмане далеко не уедешь.
Какова же мудрость этой народной сказки?
На каждого хитреца найдется тот, кто окажется еще хитрей.
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Чему же учит нас сказка?
Обманывать нехорошо.
На чужом горе своё счастье не построишь.
Сказка учит быть честным, открытым, щедрым.
Учит никогда не хитрить и не обманывать, потому из этого все равно ни-чего хорошего не выйдет.
«КАША ИЗ ТОПОРА»
Цель: показать важность находчивости, сообразительности в определен-ных обстоятельствах.
Задачи:
- знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художе-ственной литературы;
познакомить с понятием «предприимчивость»;
развивать мышление, внимание, память, обогащение речи учащихся;
развивать навыки смелого решения трудных жизненных задач;
воспитывать нравственные качества: добро, честь, справедливость, хо-зяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.
Проблемный анализ произведения:
Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?
Солдат положительный или отрицательный герой?
Правильно ли он поступил, обманув старуху?
Сказочный урок: Эта житейская история учит как важно иметь острый ум
доброе сердце, никогда не унывать, не теряться в затруднительных ситу-ациях и проявлять смекалку.
Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Что такое обман?
Варианты ответов:
Обман – это хитрость.
Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.
Обман – это жульничество.
Обман – это смекалка, фантазия.
Это положительная черта характера или отрицательная?
Вывод: обман – это заблуждение. Обмануть – поступить недобросовестно, нарушить обещание.
Пословицы:
«Смекалка дороже богатства»,
«Что посеешь — то и пожнешь»,
какой пословице выражена основная мысль сказки?
Кашу маслом не испортишь.
Что в котел положишь, то и возьмешь. Знает кошка, чье мясо съела.
Что в воду упало, то пропало.
С маслом и сметаной и бабушкин лапоть съешь.
«ТЕРЕМОК»
АНАЛИЗ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Сказка «Теремок» о лесных зверях: мышке, лягушке, зайчике, лисичке, волке и медведе. Они дружно жили в одном домике, пока его не разрушил мед-ведь. Но друзья не горевали, а построили новый теремок, еще красивее преж-него.
Главная мысль: На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Ре-зультатом труда может быть как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Труд приносит доход. Заработать деньги можно совместным тру-дом. Кто-то станет настоящим другом и будет помогать и в беде, и в радости. Истинным друзьям, все будет по плечу, с любой проблемой они справятся.
Экономические понятия: труд, продукт, потребность, экономия, возна-граждение.
Жили звери в теремке, вели свое хозяйство, имели очень малый доход и жили бедно. Для удовлетворения потребностей каждый занимался своим де-лом, помогая и выручая друг друга. Заяц – следил за порядком, мышка – сле-дила за чистотой, лиса – добывала еду, лягушка – готовила еду, волк – охранял теремок. Издержки были не велики, доход тоже, но это было экономическое благо, удовлетворяющее первичные потребности. В один прекрасный день в гости к зверям пожаловал медведь и попросился к ним жить. Звери, зная, что у них и так тесно не остались равнодушными к мишке, пустили его. Произошла огромная потеря, теремок разрушился. Медведь, понимая, что виноват, пред-лагает зверятам построить новый теремок. Звери с радостью соглашаются. В итоге, работая вместе и сообща, они достигают поставленной цели.
Социально-нравственные качества героев: трудолюбие, предприимчи-вость, хитрость, хвастливость, любознательность, общительность.
Все герои сказки «Теремок» положительные. Но и у положительных героев тоже проявляются отрицательные черты.
Сказка демонстрирует читателям примеры готовности приютить, сопере-живании, дает пример представления о доброте, дружбе, взаимовыручке, от-ветственности. На примере образов лесных зверюшек показывается возмож-ность преодоления любых трудностей при сплоченности коллектива.
Нравственный урок:
При сплоченности коллектива (друзей) возможно преодолеть любые трудности.
«В тесноте, да не в обиде» - имея доброе щедрое сердце, героя сказки готовы потесниться, чтобы приютить
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
Какую потребность испытывали звери?
Кто трудился, чтобы построился новый теремок?
Если звери захотят продать Теремок, как можно его назвать? (продукт, товар, недвижимость)
ПОСЛОВИЦЫ:
«Берись дружно, не будет грузно»;
«В одиночку – слабы, вместе – сильны»;
«В тесноте, да не в обиде»;
«Один за всех, все за одного»;
«Один в поле не воин»;
«Когда рук много, работа спорится».
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Жители теремка собрали много урожая. Что им делать? Куда девать из-лишки?
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и
понятий. Формировать представление детей о понятии «товар», «продажа» и «доход», формировать экономическое мышление, умение устанавливать при-чинно-следственные связи.
На базаре встретились два продавца. У первого бочка меда, а у второго вишневое варенье. Что им надо сделать, чтобы продать свой товар?
ЦЕЛЬ: Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно исполь-зовать и воспринимать рекламу.
У ежихи заболел ежонок, ей нужен мед, который есть у жителей теремка. У нее нет денег на покупку меда, но есть очень много яблок. Как ей посту-пить?
ЦЕЛЬ: развивать сообразительность, самостоятельность, логическое мышления, умение договариваться между собой.
ИГРА «СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЮ»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формиро-вать основы экономической грамотности и культуры личности ребенка.
Материал: фишки, наглядный материал для ситуаций.
Содержание игры: Воспитатель приводит детям различные экономиче-ские ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доста-вили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быст-рее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 2 рубля, а на рынке - 3 рубля. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? (причинно-следственные связи). Дети называют про-дукты, сделанные из Молока.
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? По-чему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?
ИГРА «РАЗМЕН»
Цель: научить детей считать деньги.
Материал: банкноты разного номинала.
Содержание игры: Воспитатель приводит ситуацию: мышка-норушка по-шла в магазин, чтобы купить молока и сварить кашу. В магазине у продавца не было монет, чтобы сдать мышке сдачу. Помогите разменять мышке деньги. Детям выдаем мелкие монеты, а себе оставляем несколько банкнот разного номинала. Дети разменяют выложенную банкноту мелочью. Эту игру можно провести как игра – соревнование.
ИГРА МАГАЗИН «ТЕХНОДОМ»
Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычис-лительных процедур, расчетов, применяемых в экономике. Автоматизация звука Л в предложении «Я купил(а) …».
Материал: монеты самодельные, карточки с изображением разных видов техники для фонарика, ценники, маски героев сказки.
Содержание игры: педагог рассказывает, что лягушка открыла в лесу Ма-газин «Технодом». У всех героев сказки по 10 рублей и им необходимо вы-брать тот товар, который они могут купить на эту сумму, посчитать, сколько денег они потратили и сколько у них останется, и узнать, что находится в ко-робке с помощью фонарика.
Лягушка:
Открыла лягушка в лесу магазин.
Идет покупатель один за другим.
На технику нынче повышенный спрос – Кому телевизор, кому пылесос.
Есть видео, фото и центр музыкальный, На разные вкусы имею товар я.
Звери:
лягушке зайдём мы сейчас в магазин. Не купим, так просто товар поглядим. Заяц: Как хочется мне телевизор иметь, Чтоб новости знать И мультфильмы смотреть.
Лиса: Чтоб легче дышалось. Не лезла пыль в нос.
Хочу я в хозяйстве иметь пылесос. Медведь: Хочу кинокамеру в доме иметь, Чтоб всё интересное запечатлеть.
Волк: Чтоб быть современным, Входить в интернет.
Куплю ноутбук я себе в кабинет.
Лягушка:
Удачный день был у меня. Товар я весь распродала. Всегда друзья вас видеть рада. Покупки вам доставят на дом.
ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Цель: познакомить детей с понятием предприниматель, закрепить знания
профессии парикмахер, уточнить знания о том, что прическу нужно оплачи-вать. Материал: атрибуты к игре, маски героев сказки теремок, бумажные де-нежки.
Содержание игры: Воспитатель рассказывает детям, что у зверей в те-ремке планируется вечеринка. И Лиса-Патрикеевна приглашает всех в свой салон красоты для подготовки к празднику.
Лиса:
волшебница здесь я – Патрикеевна кума. Я – частный предприниматель, Великолепный парикмахер.
Услуг вам много окажу: Я мигом подстригу
И феном уложу, вам завивку предложу, Вас покрасить я смогу.
Предложу вам новинки сезона: Шампуни, лаки и одеколоны. Кто хочет быть красив всегда, К услугам тех лиса-кума.
ИГРА «НЕ ПОКУПАЙ ЛИШНЕГО»
Цель: закрепить знания детей о профессиях.
Задачи:
- учить группировать предметы по определенному признаку и выде-лять лишний предмет;
развивать внимание, элементы логического мышления (синтез, анализ, классификация, сравнение), способность к рассуждению, речь;
-закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;
-закрепить умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний;
расширять кругозор детей;
воспитывать интерес к людям разных профессий.
Цель: формирование у детей экономи-ческого мышления и представлений об экономических категориях «Хозяй-ственность и бережливость», «Рацио-нальность и экономия», «Кредит».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказок «Мена», «Заработанный рубль», «Жадная старуха», беседы на экономические темы.
«МЕНА»
(Русская народная сказка)
Цели: уточнить знания б операции взаимообмена товарами; развивать уме-ние осуждать о выгодных и не выгодных сделках; вызвать осуждение глупости.
Экономические категории: обмен товарами, убыток, выгода, расчёт, сделка, товар дорогой, дешевый, цена.
Вопросы:
Зачем мужик понес кисель царю?
Какие экономические сделки заключали герои сказку с мужиком?
Зачем менялись товарами герои сказки?
Что получил мужик в результате обмена?
Социально - нравственное качество: глупость.
Вопрос:
Почему мужик остался ни с чем?
Вывод: мужик не разумно совершал обмен: дорогой товар менял на менее ценный. В результате он понес убытки. Это произошло из-за его глупости.
«ЖАДНАЯ СТАРУХА»
Цели: расширять представления о разумных потребностях и возможно-стях.
Задачи:
- развивать познавательную активность, творческие способности, комму-никативные навыки;
- создавать единое развивающее пространство, включающее детей, воспи-тателей и родителей;
обогащать и развивать словарный запас детей;
развивать способности к установлению взаимосвязи между этими катего-риями.
Мудрость сказки: Жадность не доводит до хорошего – вот мораль, кото-рую доносит до нас русская народная сказка
Соотнеси основную мысль сказки с пословицами:
Много хочешь – мало получишь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Упражнение «Собери картинку, расскажи эпизод сказки».
«ЗАРАБОТАННЫЙ РУБЛЬ»
(Грузинская народная сказка)
Цель: познакомить воспитанников с идеей сказки: чтобы честно зарабо-тать деньги, надо хорошо потрудиться.
Задачи:
-выявить главную идею сказки через чтение и анализ текста;
-формировать навыки критического мышления;
-развивать способность свободного и рассудительного мышления, отвечая на вопросы;
-воспитывать любовь к труду на примерах поступков героев.
Объясни смысл пословицы: Труд человека кормит, а лень портит.
результате беседы, отвечая на вопросы взрослого, дошкольники прихо-дят к выводу: Если человек будет трудиться, то у него все будет: и еда, и одежда, и все необходимое в жизни. В труде человек воспитывается, учится преодолевать трудности, быть настойчивым, доводить начатую работу до конца, развивает свои умения, становится умным, добивается своих целей. А лентяй лежит весь день, ничего не делает, живет бездельником, пользуется ре-зультатами чужого труда.
Мудрость сказки:
Сказка «Заработанный рубль» осуждает лень и учит нас, как с большим трудом нужно добывать деньги. Чтобы людям жилось хорошо, они должны работать, быть трудолюбивыми. Об этом и пословица: «Труд человека кор-мит, а лень портит». А ваш самый главный труд это учеба, вы должны хорошо учиться, чтобы получить специальность и в будущем хорошо трудиться, за-рабатывать деньги, помогать своим родителям, близким.
Сказочный урок: Без труда не добьешься в жизни ничего.
Упражнение «Опиши героя».
Цель: научиться определять характерные качества героев сказки.
Взрослый предлагает охарактеризовать героев.
Отец – кузнец, трудолюбивый, строгий, справедливый, честный, хочет оставить сыну наследство, а также научить любить труд.
Мать - добрая, хочет помочь сыну, беспокойная, жалеет его, не смогла при-вить любовь к труду, неправильно воспитывает.
Сын— здоровый, сильный, взрослый, лентяй.
Вопросы к содержанию сказки:
Чем похожи братцы? Какие они? Чем отличается Наф-Наф от своих братьев? Как ты догадался?
Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно еще сказать, что они работали спустя рукава, т.е. совсем не старались.
Как трудился Наф-Наф? А ещё можно сказать: в поте лица, не покла-дая рук.
Поросятам было весело, они резвились, играли. Что же случи-лось, почему они решили построить домики?
Если ребенку сложно ответить на вопрос, то спросите его:
В какое время года происходит действие сказки? Как ты догадался? - Кто первым начал строить дом? Из какого материала? Какой Наф-Наф? (трудолюбивый).
А что делали остальные поросята?
Какие были Ниф – Ниф и Нуф – Нуф? (ленивые). Кого называют ле-нивым?
И кто построил дом быстрее всех? Почему? Крепкий дом получился?
Из какого материала строили домики Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?
А как ты думаешь, какой материал крепче: листья, веточки или кир-пичи?
А как ты догадался, что домики из веточек и листьев некрепкие?
И что же случилось в сказке?
Покажи, как страшно было поросятам, как они тряслись. Как перепу-гались поросята, удиравшие от волка: «От страха у них… (отнимались ноги), каждая щетинка … (дрожала), носы …(пересохли). Да ещё и виз-жали на весь лес».
А какой волк был? (злой, сердитый, страшный, голодный).
Помоги найти домик, который разрушился, когда волк подул на него.
Обведи его в кружок.
АНАЛИЗ СКАЗКИ «ТРИ ПОРОСЁНКА»
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Цель: познакомить на примере сказочных героев с понятиями хозяй-ственность, экономия.
Задачи: формировать у детей умение правильно распоряжаться день-гами, развивать нестандартное логическое мышление, самостоятельность, коммуникативность.
Экономические понятия: прочный дом, экономия денег, рациональ-ный подход.
сказке «Три поросенка» рассказывается о поросятах, которые хотя и были похожи друг на друга, отличались отношением к жизни. Беспечные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф совершенно не задумывались о жилье, а зима при-ближалась. Зато предусмотрительный Наф-Наф осенью взялся за работу и основательно подошел к делу. Он возвел настоящую крепость из камней, даже дверь была дубовой и имела прочный засов.
последний момент занялись жильем и легкомысленные братцы Нафа, но домики у них получились ненадежными. Поэтому волк смог без труда разрушить дома поросят, пришлось Нифу и Нуфу спасаться от хищ-ника в доме-крепости Наф-Нафа.
Но герои сказки все-таки пришли к мысли о том, что трудиться и жить лучше вместе, поэтому стали дружно жить в доме Нафа.
конце сказки поросята объединились и теперь им не страшны ни ка-призы погоды, ни угрозы хищников.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть предусмот-рительными и ответственными. Если берешься за дело, то нужно прило-жить максимум старания и трудолюбия. Только в этом случае можно до-биться желаемого результата.
Сказка «Три поросёнка» показывает, что надо обдуманно и серьезно относится к вложению денег. В сказке - это строительство поросятами до-мов. И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить са-мый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.
Если быть беззаботным, как первый и второй поросёнок, то можно остаться и без дома.
Сказка «Три поросенка» показывая, к чему приводит беспечность и лень, демонстрирует пример бескорыстной дружбы: когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чей домик оказалось самым крепким, пустил братьев и спас их жизни. Обращаем внимание детей на этот посту-пок, который формирует у дошкольников правильную модель поведения.
Сказка учит детей быть добрыми, уметь дружить и помогать друг другу. Ведь поросята изначально могли все вместе построить один камен-ный дом, что получилось бы гораздо быстрее.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
Какими качествами обладают главные герои сказки? (рассмотрим со-циально-нравственные качества героев)
сказке «Три поросенка» всего четыре главных героя, причем три по-ложительных и один - отрицательный.
Три героя, которых можно назвать положительными - это поросята, похожие внешне друг на друга. Вот только характеры у них были разные.
Ниф-Ниф - это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том, что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.
Нуф-Нуф - тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основатель-нее, чем соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и надежным.
Наф-Наф - поросенок разумный и предусмотрительный. В отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве строительного ма-териала использовал камни. Наф старательно возводил свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись от волка. Нужно ска-зать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он сбросил крышку с котла и волк угодил в него.
Наф-наф является настоящим тружеником, а Ниф-ниф и Нуф-нуф лен-тяи, не любили работать. Поэтому и построили домики не прочные.
Волк - отрицательный персонаж, он силен, но глуповат, поэтому поро-сятам удалось одержать победу. Хищник мечтал съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из домика Наф-Нафа.
Сказка учит детей быть добрыми, уметь дружить и помогать друг другу. Ведь поросята изначально могли все вместе построить один камен-ный дом, что получилось бы гораздо быстрее.
Как можно было сэкономить деньги?
Можно было построить всем троим один крепкий, прочный дом. Также каждый поросенок мог построить для себя крепкий домик, чтоб волк не смог сломать домик.
С какого материала можно построить домик?
С прочного, каменный дом.
Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?
Деревянный, в Сибири мало камня, но много леса Кем являются герои сказки?
Наф-наф является настоящим тружеником, а Ниф-ниф и Нуф-нуф лен-тяи, не любили работать. Поэтому и построили домики не прочные.
ПОСЛОВИЦЫ:
Как вы понимаете смысл пословицы:
Делаешь наспех — сделаешь на смех?
Труд кормит, лень портит.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Труд все побеждает.
Торопливость делу не помогает.
Нет друга - ищи, а найдешь – береги.
Собери пословицы из частей, соедини линией начало и конец посло-вицы. Какая из пословиц подходит к сказке?
Делу – время, |
а лень портит. |
Труд человека кормит, |
потехе час. |
Без беды |
глаза велики. |
У страха |
друга не узнаешь. |
Вывод: Анализируя ошибки героев, которые попали в сложную ситу-ацию, сказке с финансовой стороны, можно формировать у детей не только умение правильно распоряжаться деньгами, но и развивать нестандартное мышление, логическое мышление, самостоятельность, коммуникатив-ность.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Поросятам стало тесно жить в домике Нуф-Нуфа. Они мечтают жить в одном большом красивом доме? Как исполнить свою мечту?
ЦЕЛЬ: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Познакомить детей с понятиями «золотая карта», «про-центы», «возврат», «выгода», «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «продажа», «реклама»; научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара. Поросята недобросовестно выполняли условия банка – не выплатили вовремя кредит. За это банк забрал их дома. Что делать поросятам в этой ситуации?
ЦЕЛЬ: формировать понятие основных правил расходования денег, умение учи-тывать важность и необходимость покупки; воспитывать бережное отношения ко всем видам собственности; умение правильного обращения с деньгами, ра-зумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюд-жета семьи.
У поросят нет денег на постройку своего жилья. Но они не хотят брать кредит в банке. Как им быть? Где взять деньги?
ЦЕЛЬ: Формировать умение использовать знания и навыки, для принятия пра-вильных решений, связанных с деньгами и тратами. Показать связь между ра-ботой, заработком, затратами.
Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята: из какого материала можно по-строить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из со-ломы, так-как солома дешёвый строительный материал.
Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть до-роже соломы, но прочнее.
Наф-Наф советует строить дом из кирпича.
ЦЕЛЬ: сформировать у детей представление о рациональности выбора материа-лов.
Вопросы детям:
1.О чём спорили поросята?
2.Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: со-лому, прутья, камень, кирпич, дерево?
3.Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
4.Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?
Как можно назвать слово «материал» по-другому?
Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой камен-ный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны.
ЦЕЛЬ: расширить представление детей о рациональном использовании денег.
Вопросы детям:
1.Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
2.Израсходованные деньги - это доход, расход, прибыль?
Что такое расход?
Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электро-энергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором рас-писаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с зада-чей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумы-вали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
ЦЕЛЬ: сформировать понятие необходимости расчёта доходов, умение выпол-нять простейшие расчётные операции, установление соответствия доходов и расходов.
Вопросы:
1.Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?
Выгодно ли иметь золотую карту? Какие преимущества этой карты? 3.Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег? Почему? Капля капнула так мало Это вроде не беда.
Только с капелькой уходят Наши деньги навсегда.
А за взрослыми на кухне Нужен просто глаз да глаз, Чтоб не тратили напрасно Дорогой природный газ.
Утепляя в доме окна,
Мы старались, как всегда.
поэтому не страшны Нам любые холода.
Свет горит и днем, и ночью Там где нужно и где нет. Взрослым ты напомни срочно Уходя гасите свет.
Мы доходы и расходы Можем быстро посчитать. По потребностям товары Всех научим покупать.
Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тор-том, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил по-росят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»-удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семей-
ных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали дохо-дов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сооб-щили поросята.
ЦЕЛЬ: сформировать понимание источников денежных накоплений; развивать умение экономить.
Вопросы детям:
Как называют деньги, которые поросята откладывают в копилку?
Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
ИГРА «ТОВАР-УСЛУГА»
Цель: Расширять представление об элементах экономики.
Материал: картинки с профессиями и орудия труда, наглядный материал для ситуаций, символика - монета и купюра на каждого ребенка.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями товар, услуга.
Научить различать понятия товар и услуга.
Развивать любознательность, расширять кругозор.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям картинку с изображе-нием товара или услуги. На товар они поднимают символ «купюру», а на
услугу – «монетку». |
|
|
|
||||
|
|
Товар - продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. |
|||||
|
|
Услуга – действие приносящее пользу, помощь другому. |
|||||
Шёл трамвай десятый номер |
|
Новую кепку купили вчера, |
|||||
По бульварному кольцу. |
|
|
Бедный мальчик рыдал до утра. |
||||
В нём сидело и стояло |
|
|
(Товар) |
||||
Сто пятнадцать человек. |
(Услуга) |
Дедушка Миша, садовник-старик, |
|||||
Три девочки – три школьницы – |
|
Возле дорожки кустарник подстриг, |
|||||
Купили эту вазу. |
(Товар) |
Ветки подрезал, убрал сухостой – |
|||||
Здесь на посту в любое время |
|
Пусть зеленеет кустарник густой! |
|||||
Стоит знакомый постовой. |
|
|
(Услуга) |
||||
Он управляет сразу всеми, |
|
|
Он отправился в буфет |
||||
Кто перед ним на мостовой. |
|
Покупать себе билет. |
|||||
|
|
|
(Услуга) |
А потом помчался в кассу |
|||
Папа к зеркалу садится: |
|
|
Покупать бутылку квасу. (Товар) |
||||
- |
Мне |
постричься |
и |
по- |
Для больного человека |
||
бриться! |
|
(Услуга) |
Нужен врач, нужна аптека. (Услуга) |
О «ПРОФЕССИИ»
Цель: раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, шофер, строитель, па-рикмахер, охранник банка, кассир, банкир; закрепить у детей представления о профессиях; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и тру-довой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду.
Материал: картинки с профессиями и орудия труда, наглядный материал для ситуаций.
Содержание игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением людей определенной профессии. Ребенок подбирает необходимые орудия труда. Выигрывает тот, кто первым подберет все необходимые инструменты.
ИГРА «ВЫГОДНОЕ ВЛОЖЕНИЕ»
Цель: дать детям представления о средствах и усилиях, вкладываемых в основание своего будущего, т.е. выбор материала для прочного домика – на пер-спективу.
Задачи: формировать знания детей о разных строительных материалах, их качестве, ценовой политике и классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров. Научить ребенка устанавливать зависимость между ценой и качеством.
Материал: образцы крыш, сделанных из различных материалов, предмет-ные картинки.
Содержание игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением предметов, сделанных из различного материала. Дети классифицируют пред-меты по материалу, из которого они изготовлены, и выкладывают их в виде этажей дома под заданными крышами (например: деревянная крыша – дере-вянная ложка, деревянный стул и т.д.).
Сафина Гузалия Минахматовна
Фролова Елена Николаевна
Дресвянникова Вера Васильевна