Статья «Педагогическая классификация детей с ОВЗ»
РЕФЕРАТ
Тема: «Педагогическая классификация
детей с ОВЗ»
выполнила Лукашова Евгения Николаевна
МАОУ Апрелевская СОШ № 1
2025 г.
Содержание
Y
Нарушения опорно-двигательного аппарата 9
Задержка психического развития (ЗПР) 10
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы 13
Детский аутизм – расстройство аутистического спектра (РАС) 16
Цель работы: исследование классификаций нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы: в настоящее время 13 % детей имеют различные ограниченные возможности здоровья, наша задача помочь таким детям вести полноценную жизнь, поэтому тема очень актуальна.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения число детей с ОВЗ во всем мире достигает 13%. Около 3% рождаются с недостатками интеллекта и 10% – с другими как психическими, так и физическими недостатками.
Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в организации учебной и коммуникативной деятельности, не смотря на это, могут учиться по специальным программам с подготовленными педагогами.
Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается не только России, но и других стран.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют различные отклонения психического и (или) физического плана, обуславливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Л.С. Выготский справедливо подчеркивает: "Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение."1 Он обосновал учение о большом резерве здоровых задатков у аномального ребенка, неравномерное распространение дефективности на разные стороны деятельности. И это открывает широкие возможности для развития аномального ребенка.
Но для превращения потенциальных возможностей ребенка в необходимые условия его жизнедеятельности нужно знать те возможности ребенка, которые находятся в зачаточном состоянии и не стали его достоянием. Именно они при благоприятных условиях воспитания и обучения, при умелом руководстве взрослых его деятельностью могут стать перспективными возможностями ребенка, Л.С. Выготский назвал это зоной ближайшего развития.
В российском законодательстве понятие «дети с ОВЗ» появилось недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», «аномальные дети» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако четкого нормативного определения этого понятия нет. Это привело к тому, что это название стали воспринимать как близкое к термину «инвалиды».
В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья» - это обучающийся, который имеет особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.
Понятие «дети с ОВЗ» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или полным отсутствием способности осуществлять ее таким образом, каким считается нормальным для человека данного возраста.
Классификация нарушений
Существуют разные классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее популярна классификация нарушений развития по В.В.Лебединскому:
дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушениями речи;
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);
дети с расстройством аутистического спектра (РАС).
Нарушения слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.2
Нарушения речи
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.3
Речевые расстройства можно разделить на три основных группы:
1. фонетико-фонематические (дефекты произношения отдельных звуков, голосообразования, интонации, плавности, темпа произношения);
2. общее недоразвитие речи (ОНР) - алалия, афазия;
3. нарушение использования средств общения - заикание4.
Нарушения зрения
Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствия, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития5.
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.
слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих.
слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе.
дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим6.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Среди детей с ограниченными возможностями выделяют категорию детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата имеют как врожденный, так и приобретенный характер.
Различаются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:
заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;
врожденная патология опорно-двигательного аппарата (ОДА): врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп (косолапость и др.), аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденные аномалии опорно-двигательного аппарата);
приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания, приводящие к деформациям скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания ОДА (хонродистрофия, рахит).
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций). При этом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с большим опозданием идет формирование функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (около 90%). Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которое приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей (на 1000 новорожденных приходится от 5 до 9 детей с ДЦП). Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или поврежденного мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария коры головного мозга, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При ДЦП страдают самые важные для человека функции – движение, психика и речь.7
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе8.
ЗПР конституционального происхождения. При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения. Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера. Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативних функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость)
Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной недостаточности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует помнить о системе коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики обучающегося, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося9.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
К типичным нарушениям эмоционально-волевой сферы, подлежащих коррекции относятся:
гиперактивность поведения, СДВГ;
неврозы;
страхи, повышенная тревожность;
детский аутизм;
повышенная утомляемость;
агрессивность в поведении;
негативизм;
демонстративность поведения;
гипертрофированное упрямство;
инфантилизм;
нарушение навыков общения и самообслуживания;
стереотипность поведения.
Гиперактивное поведение характеризуется повышенной двигательной активностью младших школьников, импульсивностью, высокой отвлекаемостью и низкой концентрацией внимания на учебных заданиях.
Тревожный ребёнок напряженно смотрит на всё, что происходит вокруг, робко здоровается, разговаривает негромким голосом. Также тревожные дети отличаются чрезмерным беспокойством, часто пессимистичны, ощущают себя беспомощными, сторонятся всего нового.
Аутичные дети имеют трудности в общении и социализации, неспособны к установлению эмоциональных связей с другими людьми, имеют нарушения речевого развития. Зачастую аутичный ребёнок кажется отрешённым, безразличным к окружающему, избегает прямого взгляда, стремится уйти от контактов с окружающими людьми.
Реализуя агрессивное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред "объектам нападения", причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, упрямы, враждебны к окружающим.
Демонстративность поведения, которая часто является следствием недостатка внимания со стороны окружающих людей, как правило, характеризуется намеренным и осознанным нарушением принятых норм и правил поведения, особенно нарушением дисциплины на уроках. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Часто детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, капризы, истерики, а иногда подчеркнуто “идеальное” поведение и даже нарочитая застенчивость.
Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Инфантилизм поведения предполагает личностную незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств.
Нарушение общения возникает при затруднительном становлении коммуникативной компетентности, причём надо отметить, что становление коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте идёт в процессе становления учебной деятельности ребёнка. У ребёнка с нарушением общения можно отметить неадекватно сформированный образ сверстника. Такой ребёнок не усвоил нормы и правила взаимодействия со сверстниками, затрудняется или неспособен понимать эмоции и чувства другого человека, не имеет сформированных стратегий поведения для выхода из конфликтных ситуаций.
В современной психологической литературе под психолого-педагогическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях взаимодействия в школьной среде, в среде сверстников и в условиях семьи.
Смысл сопровождающей работы психолога - организация сотрудничества с ребёнком, направленного на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром, системой отношений, поведением, на обучение использованию различных вариантов решения своих проблем, на поиск путей самореализации.
Множественные нарушения
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) – дети, имеющие сочетание двух или более тяжелых психофизических нарушений (тяжелых нарушений зрения, слуха, речи, умственного развития), например: сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата и речи10.
Психолого-педагогическая помощь осуществляется с учётом специфики развития каждого ребёнка и в соответствии с типологическими особенностями развития детей с ТМНР. Отдельные специфические особенности развития детей с ТМНР имеют общие черты, которые позволяют разделить детей на три группы (по А.М. Цареву).
1. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез). Эти дети нуждаются в постоянной физической помощи взрослого при переносе, передвижении коляски, одевании и раздевании, туалете, приеме пищи.
2. Дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и регуляции поведения (агрессия, самоагрессия, «полевое» поведение). Эти дети требуют помощи со стороны взрослых в контроле поведения.
3. Дети с умеренной или тяжёлой умственной отсталостью, в сочетании с более лёгкими формами других нарушений (чем в двух вышеназванных случаях). Эти дети не требуют постоянной помощи и контроля со стороны персонала и взрослых11.
Детский аутизм – расстройство аутистического спектра (РАС)
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники.
Симптомы детского аутизма классифицируются на 3 синдрома:
Синдром Каннера, при нем ребенок:
не может ладить с людьми
он абстрагируется от внешнего мира
не разговаривает
не смотрит в глаза собеседнику
играет с предметами, с которыми играть не принято
Все эти особенности детей с ранним детским аутизмом дают о себе знать с самого рождения ребенка. Задача родителей – при первых признаках сообщить о проблеме педиатру.
Синдром Аспергера имеет очень много общих симптомов с синдромом детского аутизма по Каннеру. Но при нем многие детки:
мыслят нестандартно
у них очень хорошо развито логическое мышление
внимание достаточно неустойчивое
у них красивые лица, похожие на кукольные, но взгляд при этом у аутистов направлен «внутрь себя», лицо не выражает никаких эмоций
такие детки очень привязаны к дому, в котором живут, а вот к родителям они не тянутся
Синдром Ретта – врачи характеризуют такой вид детского аутизма, как самый сложный, при котором ребенок не только отстает в умственном развитии, он еще с возрастом теряет способность к хождению, у него снижается мышечный тонус, он ничего не может делать руками12.
«Расстройства аутистического спектра» не является отдельным диагнозом, он обозначает группу состояний, а также отражает идею о высокой вариабельности проявлений и выраженности аутистических нарушений, значительных различий на уровне речевого, когнитивного развития детей этой группы. Раннее развитие детей, у которых выявляются РАС, исследователи отмечают, что существуют несколько вариантов того, как и когда проявляются симптомы аутизма. У части детей особенности взаимодействия с другими людьми отмечаются уже в первые месяцы жизни, вызывая обеспокоенность со стороны близких, хотя члены семьи и не всегда могут озвучить свои тревоги специалистами.
Другая часть детей развивается в варианте, приближенному к обычному, а особенности ребенка становятся видны его близким по мере взросления (что часто связывается с возрастанием требований к качеству и содержанию взаимодействия с взрослыми и сверстниками, предъявляемых ребенку по мере взросления), или же происходит регресс в речевом, социальном развитии ребенка, когда близкие замечают у него потерю имеющихся достижений 13.
Заключение
Отклонения от нормального психического и физического развития у детей с ОВЗ затрудняют процесс адаптации к школьному обучению, так как вызывают трудности в усвоении учебного материала, негативные эмоциональные реакции, связанные со школьным режимом, сверстниками и педагогами.
Для помощи детям с ОВЗ в период адаптации к школьному обучению разрабатываются индивидуальные программы с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.).
В своей работе я постаралась описать каждый пункт классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый ребенок индивидуален и, соответственно, к каждому ребенку нужен особый подход согласно его особенностям. Способность ребенка учиться и гармонично жить в окружающем мире обеспечивается, благодаря грамотной педагогической деятельности и постоянной совместной работе, как родителей, так и специалистов.
Список использованной литературы (источников)
Конституция Российской Федерации.– М., 1993;
Федеральный Закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 гг. № 124-ФЗ ;
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Филатова И.А., Каракулова Е.В. «Технологии социально-коммуникативной реабилитации и абилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Методическое пособие
Организация обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) в начальной школе: методические материалы / авторы-составители: Е.А. Вишнякова, О.А. Притужалова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 55 с.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-аутиста : методическое пособие для педагогов, дефектологов, психологов, логопедов. ‒ Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2016. ‒ 92 с.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
www.logoped.ru
1 https://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-3-korrektsionnaya-pedagogika-surdopedagogika-i-tiflopedagogika-oligofrenopedagogika-i-logop/idei-l-s-vygotskogo-v-inklyuzivnom-obrazovanii-k-120-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-l-s-vygotskogo/
2 https://studfile.net/preview/6216549/page:11/#:~:text=К%20категории%20детей%20с%20нарушениями,результатов%20в%20восстановлении%20слуховой%20функции
3 https://www.logoped.ru/nar02.htm
4 https://meduniver.com/Medical/Neurology/narushenie-rechi-u-detei.html MedUniver
5 cyberleninka.ru
6 https://www.defectologiya.pro/zhurnal/klassifikacziya_detej_po_stepeni_narusheniya_zreniya_i_zritelnyim_vozmozhnostyam/
7 https://studfile.net/preview/6216549/page:18/
8 defectologiya.pro
9 https://iom48.ru/wp-content/uploads/2021/07/organizacziya-obucheniya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu....pdf
10 elar.uspu.ru
11 http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15685/1/uch00315.pdf
12 https://www.defectologiya.pro/zhurnal/detskij_autizm_simptomyi,_diagnostika,_prichinyi,_osobennosti/
13 https://edu-eao.ru/wp-content/uploads/2019/09/Psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebyonka-autista.pdf.
20