Педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

0
0
Материал опубликован 11 June

Педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Автор Елена Александровна Ермолаева

Название учреждения: Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний»

Электронная почта: lena.ermolaeva.86@mail.ru

Аннотация: Педагогическое сопровождение — это деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождающая работа направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения, социального и психологического развития ребёнка. Педагогическое сопровождение решает три задачи - образование, социализации и психологического развития обучающегося.

Ключевые слова: Педагогическое сопровождение, психическое развитие, динамика, личностный рост, создание условий.


Понятие «сопровождение» рассматривается в научной литературе неоднозначно: это специально организованный и контролируемых процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций; это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора. Многие ученые рассматривают педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка1. В этом аспекте исследователями подчеркивается, что результатом сопровождения должно стать развитие и саморазвитие личности обучающегося, сформированность способностей, знаний, умений, навыков, стремление к самостоятельной жизни. При анализе понятия педагогическое сопровождение не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития личности является не только он сам, но и его педагоги, ближайшее окружение. Сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа.

Создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное проживание и творческое развитие каждого ребенка от момента его поступления в учебное заведение и до его окончания, является одной из основных задач психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения.

Роль  педагога сводится к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития, прежде всего - интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер, то есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, но стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

Методом и идеологией работы школьного коллектива является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям2:

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов, побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

Из вышеизложенного можно выделить следующие концептуальные следствия педагогического сопровождения образовательного процесса:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. 

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте и в Проекте специального федерального государственного стандарта школьного образования детей с ОВЗ. В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков;

включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п. 23, приказ Минобрнауки № 1015).

К специальным условиям обучения относятся3:

Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.

Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.

Использование специальных технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.

Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо построить отношения на основе договоров.

Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута.

Суммируя всё вышеизложенное, делаем вывод. Специальные условия для детей с ОВЗ – это:

реализация адаптированных образовательных программ;

вариативный набор программ дополнительного образования;

организация доступной среды;

предоставление специальных учебников;

организация услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов), технических помощников- ассистентов;

оказание коррекционной и коррекционно-развивающей помощи.



1 Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск: Четыре четверти, 2007. С. 83.


2 Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. – 2001. – № 31. С. 20 ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации