12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Дарина Георгиевна16
6

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как социально-педагогическая проблема"

Научная статья


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как социально-педагогическая проблема


Д.Г. Петрова, студент

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Научный руководитель: к.п.н., доцент Е.В. Трофимова


В Национальной стратегии действий в интересах детей описаны серьезные проблемы в области детства: недостаточная эффективность существующих механизмов обеспечения и защиты прав детей, несоблюдение международных стандартов в области прав детей; неравенство субъектов Российской Федерации по объему и качеству услуг, предоставляемых детям и их семьям; социальная изоляция уязвимых групп детей (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении) [4].

Одним из принципов реализации государственной политики в области защиты детей является принцип особого внимания к уязвимым категориям детей, что предполагает разработку и внедрение эффективных форм работы, которые позволят им преодолеть социальную изоляцию и будут способствовать реабилитации и полной интеграции в общество.

В последние годы увеличилось количество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). Такие особенные дети нуждаются в индивидуальном подходе со стороны здоровых детей и взрослых, в создании специальных условий для обучения и воспитания, в обеспечении детям с ОВЗ полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и общественной деятельности.

Изучив научную литературу, мы определили, что социализация детей с ОВЗ является социально-педагогической проблемой. В данной статье мы раскроем особенности и проблемы социализации детей и подростков данной категории, выявим способы решения возникающих проблем.

В современных условиях развития социально-экономической ситуации возникает проблема построения системы образовательной, психологической и педагогической помощи детям с особыми потребностями, которая позволила бы им оптимально и достойно войти в жизнь, общественную деятельность, социализироваться, чувствовать себя нужными и полезными членами общества.

Основные социальные проблемы детей с ОВЗ являются препятствия для реализации прав на охрану здоровья, социальную адаптацию, образование и трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное обучение, неприспособленность архитектурно-строительной среды для особо нуждающихся детей с ОВЗ в зданиях общественной инфраструктуры (больниц, школ, средних и высших учебных заведений), финансирование социальной сферы на остаточной основе усложняют процессы социализации и включения в их общество [2, с. 46].

Как справедливо отмечает О.В. Солодянкина, одной из основных психологических проблем детей с ОВЗ является то, какой частью «человеческого мира» человек себя считает: он себя считает «неполноценным человеком» или «нормальным человеком» [3, с. 36].

Проблемой обособления детей с ОВЗ является отсутствие возможности индивидуальной работы, т.е. в отсутствии планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности [1, с. 257]. Процесс обособления может быть описан для человека с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития.

Данные проблемы у детей с ОВЗ усугубляют проблемы с их социализацией в обществе: среди сверстников и взрослых. Проблема с социализацией таких детей решаема, так как человек использует условия окружающей среды и изменяется при взаимодействии с ними на протяжении всей жизни. Такие изменения происходят с каждым человеком вне зависимости от возраста, пола, расы, состояния здоровья. Именно поэтому дети и подростки с ОВЗ, а также их здоровые сверстники общаются, решают возрастные задачи развития общепризнанными и специфическими методами.

Социальная адаптация детей с ОВЗ заключается в принятии, усвоении и воспроизведении правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного здорового общества. Проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ связаны с трудностью усвоения норм и правил поведения детей из-за наличия нарушений в здоровье, отсутствия примера способов взаимодействия со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях.

Часто адаптация детей с ОВЗ проходит в закрытых условиях, и формируются правила, ценности, установки, не похожие на общественные. Именно по этой причине у детей с ОВЗ развивается искаженное поведение и представления о мире, обществе, общении и взаимодействии с обществом. Поэтому ребенку с ОВЗ иногда легче общаться с вымышленными людьми (игрушками, мультипликационными и сказочными персонажами и т.п.). Это связано с тем, что он не был понят обществом, не принят в социуме здоровых и больных людей, по этой причине он создает для себя вторую (параллельную) реальность.

Следовательно, детей с ОВЗ необходимо включать в процесс социализации, который предполагает интеграцию человека в общество, отражает возможность его биологического и социального функционирования.

Одним из важнейших направлений помощи в социализации детей с ОВЗ является коррекция поведения и развития таких детей. Существуют рекомендации по коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые способствуют развитию таких детей в обществе, т.е. их социализации [5, с. 95]. Одним из важных мероприятий для детей с ОВЗ является совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Это занятие предназначено для развития мелкой моторики и, в то же время, умственных способностей.

Коррекция отдельных аспектов умственной деятельности включает развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер); развитие пространственных представлений и ориентировок; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетических и фонематических представлений, формирование звукового анализа. С помощью коррекции психической, мыслительной деятельности у детей вырабатывается адекватное восприятие окружающего мира, ориентация в пространстве.

Формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на основе усвоения родственных родовых понятий); формирование умения работать по устным и письменным инструкциям, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей способствует развитию основных мыслительных операций. Также при развитии навыков социализации у детей с ОВЗ не менее значимо развитие различных типов мышления: наглядно-образного мышления; вербальное и логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Важнейшим видом деятельности в развитии навыков социализации у детей с ОВЗ является работа по развитию и коррекции нарушений в эмоционально-личностной сфере, которая включает в себя релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.

Важным средством общения в обществе является речь. Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно уделять особое внимание развитию речи, овладению техникой речи. Включая детей с ОВЗ в процесс социализации, родителям и педагогам важно помочь ребенку расширить его представления об окружающем мире и обогатить его словарный запас.

Правильно подобранное коррекционное направление способствует положительным результатам коррекции особенностей социализации детей с ОВЗ и развитию таких детей в обществе.

Важнейшей задачей общества и государства является создание условий для интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общество, создание условий для социализации таких особенных детей с внедрением их в среду здоровых сверстников и их участии в образовательной, культурной, общественной и спортивной жизни.

Таким образом, усиление контактов со сверстниками и взрослыми, развивая и расширяя связи ребенка с окружающим миром, корректируя познавательные и когнитивные способности ребенка, развивая эмоционально-личностную, поведенческую, культурную, социальную сферы, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, родители детей с ограниченными возможностями и педагоги могут помочь таким детям раскрыть свои способности, способствовать развитию таких детей в обществе, вовлечь таких детей в общение и расширить возможности для социализации детей с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ может быть таким же способным и талантливым, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казакова, Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А.Казакова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. – №11. - С. 256-266.

2. Сладкова, О.А. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Сладкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №11. – С. 45-49.

3. Солодянкина, О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ [Текст]: Методическое пособие для родителей / О.В. Солодянкина. - Ставрополь: Изд-во СГПИ. - 2010. - 339 с.

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz6dftUYorx

5. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. [Текст] / С.Г. Шевченко. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос. - 1999. – 136 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.