Педагогическая мастерская как один из путей усовершенствования профессионального образования
Педагогическая мастерская как один из путей усовершенствования профессионального образования
Методическое руководство
Разработала: Шишкина Л.М. Преподаватель высшей категории, преподаватель- методист
Алчевский строительный колледж ФГБОУ ВО «Дон ГТУ», г. Алчевск
Ситуация нового времени, стремительно меняющийся мир требует от каждой гибкости, что позволяет адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях как ведущие установки стандартов нового поколения зависят от того, умеет ли он поступать не просто, согласно ситуации – творчески.
Научить детей творчеству, дать осмысленный импульс к творческой деятельности в рамках образовательного процесса возможно в рамках формирования универсальных обучающих действий внутри творческой мастерской. Творческая мастерская формирует свободную личность, с ярко выраженной индивидуальностью – личность, которая легко самореализуется в современном мире.
Содержание
Введение
1.Истоки
2. Концепция технологии
3. Сущность педагогической технологии мастерских
4. Принципы и правила проведения учебных занятий в творческих мастерских
5. Типы творческих мастерских
6. Этапы творческой мастерской
7. Очень важные нюансы
Вывод
Литература
Существует достаточно света для тех,
кто хочет видеть,
и достаточно тьмы
для тех, кто не желает.
Паскаль Блез
Введение
Основным заданием современного образования является подготовка будущего самостоятельного человека, готового успешно приспосабливаться к требованиям сферы деловой активности и необходимым условиям жизни. По ФГОС ООО ученик должен обладать следующими качествами: обладать свободой и автономией в мышлении, активно искать практические решения, иметь высокие ценности и соответствующую устойчивость к ним, целостное понимание междисциплинарных связей, уметь анализировать и делать выводы, адекватно реагировать на перемены и антикризисную ситуацию в мире, уметь находить сложные решения и обращаться с информацией. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» … – эти понятия напрямую связаны с процессом развития в наших детях качеств творческой личности.
Ситуация нового времени, стремительно меняющийся мир требует от каждой гибкости, что позволяет адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях как ведущие установки стандартов нового поколения зависят от того, умеет ли он поступать не просто, согласно ситуации – творчески.
Научить детей творчеству, дать осмысленный импульс к творческой деятельности в рамках образовательного процесса. В этом нас убеждают исследователи детской и психологии творчества. В этом меня убеждает и собственный опыт. Развивать в детях творчество просто нужно.
Творчество личности – это самореализация возможностей и способности человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Сегодня особенно актуально изучение самореализации в творческой познавательной деятельности.
Использование технологии мастерских в учебном процессе позволяет обучающимся проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности. Они стимулируют всплеск активности обучающихся и повышают энтузиазм к предмету. Они относительно новые для педагогики и направлены на персонификацию и саморазвитие обучающегося. Несомненным достоинством технологии мастерских является то, что при её реализации и преподаватель, и обучающиеся на занятиях выступают в качестве свободных творцов, уходя при этом от целого ряда формальных моментов учебной деятельности. Такой подход позволяет забыть об отметке, об оценке, которые перестают быть стимулом для дальнейшей работы. Все это о технологии творческих мастерских, о которой не понаслышке знают все педагоги. И если по какой-то причине учитель еще не испытал в своей практике этот опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.
Истоки
В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. Внедряемая технология: Философско-педагогические идеи «Французской группы нового образования», получившие в 1980 – 1990-х годах распространение в целом ряде стран являются важнейшей теоретической основой возникновения, развития, исследования и реализации педагогической технологии мастерских. В России французская технология стала применяться своеобразно, в собственном авторском осмыслении, видении и исполнении мастерских педагогами. По мнению российских ученых, мастерские, разработанные и проведенные педагогами, в большей степени предметно ориентированы и сильнее, по сравнению с французским оригиналом, приближены непосредственно к изучению дисциплин, к конкретным учебным занятиям. Авторские разработки русских ученых, выполненные под руководством А.А. Окунева, является важной теоретической основой для дальнейшего развития теории и практики мастерских.
Концепция технологии
Представим урок, проведённый согласно технологии творческих (французских) мастерских. Почему мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестает быть учителем, лектором и урокодателем. Он становится Мастером, а это изменяет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создает специальные условия для учебно – творческого процесса, он придумывает такие задачи, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопросы. Мастер является скорее консультантом, помощником, организующим урок, способствует новому для обучающихся вида деятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ученику непосредственно узнавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.
Задача педагога – мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать превращению ученика в творца. Используя личный опыт, ученик совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создает условия, катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по – своему».
Знания обучающийся не получает, а приобретает, наращивает, узнает проблему на основе собственного опыта.
Мастерская предусматривает организацию обучающихся в малых группах (8-16 человек), Мастер предлагает и гарантирует учащимся творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.
Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, дает им возможности научиться распределению обязанностей в небольшом коллективе, учит слушать, аргументировать, использовать преимущества группового поиска. В начале занятия обучающиеся получают исходные данные, использовав которые, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог придумывает несколько заданий, для выполнения которых понадобятся навыки поиска и творческое настроение. Л.С. Выготский писал, что мышление всегда возникает из затруднений, что «нужно создавать побольше затруднений для ребенка как отправных точек для его мыслей». Результат работы в мастерской описывается не словами «получил», «овладел», «узнал», «запомнил», «записал», а словами «сделал», «открыл», «понял», «почувствовал», «помог», «выстроил», «создал», «задумался», «выбрал», «приблизился», или «сделаю», «подумаю», «почитаю», «рассмотрю», «понаблюдаю», «проанализирую».
Сущность педагогической технологии мастерских
«Педагогическая мастерская — это продуманная во всех
деталях модель совместной педагогической деятельности
по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учеников и учителя»
В. М. Монахов
Важным аспектом педагогической технологии мастерских есть воспитание личности участников мастерской. Процесс воспитания личности в ходе мастерской осуществляется путём постоянной корректировки субъективного опыта, в сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути познания, сама актуализация. Цель воспитания личности – пробудить человека, помочь ему «родиться для собственной жизни», выбрать путь обретения себя. Для этого в процессе проведения мастерской ее участников включают в познавательный, художественный, нравственный поиск обогащая их субъективный опыт – основной источник собственного развития личности. Субъективный опыт позволяет участникам мастерской самим многое понять. Для реализации воспитательного аспекта мастерской обязательным условием является предоставление учащимся воли на занятиях, при этом воля должна присутствовать всегда, независимо от действий участника, отменяя тем самым принуждение, на котором, как утверждал Л. Н. Толстой, основано традиционное воспитание.
Несомненным достоинством технологии мастерских является то, что при ее реализации обучающийся и преподаватель и учатся на занятиях, и выступают в качестве авторов-творцов, не используя при этом целый ряд формальностей учебной деятельности. Этот подход позволяет забыть оценку, которая перестает быть стимулом для дальнейшей работы. Однако следует понимать, что без оценки не обойтись, учитывая, что оценка - это признание достижений или взгляд на проделанное, оценка позволяет узнать мнение других о проделанной работе, высказать свою позицию. В традиционной школе оценка – это своего рода контроль учителем знаний ученика, но при проведении занятий в технологии педагогических мастерских эти понятия разводятся: контроль остается, а оценка убирается из самого познавательного процесса. Однако учитель (мастер) должен как-то отметить работу обучающегося, а как можно оценить творческий процесс? Только положительной оценкой! И здесь снова реализуется принцип успеваемости, возможности получения даже самым нерадивым учеником высшей отметки, без которой, к сожалению, учитель в школе обойтись не может.
Главной задачей мастера является подбор задач для обучающихся, чтобы каждый из них смог найти для себя посильную и, самое главное, интересную задачу, которая бы стимулировала его к дальнейшей творческой деятельности. Задачи не должны быть слишком простыми, в каждом из них должно быть что-то недосказанное, загадка, тайна. У ученика не должно быть прямого пути к истине, и мастер не должен вести к ней. В результате выполнения каких-либо задач он выберет свой путь к познанию, руководствуясь только своей интуицией, своим знанием, а роль учителя сводится только к хорошо подготовленным задачам и невмешательству в самостоятельный процесс присвоения нужной информации. Такая функция внутреннего контроля не только позволяет обучающимся оценить истинность своих мыслей, чувств, гипотез, правильность избранного способа рассуждения, но играет огромную мотивационную роль. Для преподавателя контроль – способ и средство получения информации о трудностях, проблемах и достижениях в деятельности обучающихся, это и информация к построению дальнейших занятий, к корректировке своего понимания полученных знаний обучающимися.
Личностный рост обучающихся в технологии творческих мастерских происходит в безопасном, поддерживающем окружении. Отношения обучающихся и педагога в технологии мастерских выстраиваются как честные, теплые, открытые, заботливые, справедливые, толерантные. Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стремится стимулировать его желание совершенствоваться, приоткрывает вместе с учениками двери в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, способствует их самостоятельному прорыву к себе через разрыв с прежним взглядом на мир, через сосредоточенность внимания на том, что раньше не воспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, было просто не нужно, из-за придания более значимого смысла слову, которое он произносит, слышит, читает.
В педагогической технологии мастерских используются разные способы обучения:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой.
И они имеют в этой технологии свою специфику. На первый план здесь выдвигается личность ученика, который сам без вмешательства мастера сталкивается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, сам узнает что-то новое, выделяет непонятное, отбирает то, что нужно потом обсудить в паре, группе, а может быть, и вынести для всеобщего обсуждения. Следовательно, он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
Для организации творческой мастерской в образовательном учреждении необходимо:
- Определить тему работы в мастерской. Тема должна привлекать интерес учащихся и быть понятной и привлекательной.
- Найти подходящее помещение. Для организации хорошо подходит имеющееся помещение или оно должно быть создано специально для творческой мастерской.
- Найти руководителя мастерской. Руководитель должен быть активным сторонником творчества, знать, как собрать группу и как создать эффективную структуру проекта.
- Найти профессионального наставника. Он должен иметь достаточно опыта в своей области, чтобы наводить обучающихся на путь изучения своей специальности.
- Организовать материальное обеспечение мастерской. Распределить работу между обучающимися.
Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие, проявление индивидуальности человека, реализацию его права на развитие и реализацию своих индивидуальных способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов мыслительных действий, в то же время в педагогической технологии мастерских приоритет отдается развитию творческих способностей. Как показал проведенный анализ, мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, человеколюбивому, субъект – субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).
На основании действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.
Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
Принципы и правила проведения учебных занятий в творческих мастерских:
- ценностно – смысловое равенство всех участников, включая педагога;
- ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
- только положительная оценка обучающихся;
- отсутствие соперничества, желание искать в уме других положительное, примечательное, уникальное;
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
- разнообразие используемого материала;
- ответственность каждого за свой выбор;
- право каждого на ошибку;
- значительный элемент загадочности в задачах;
- организация и перестройка реального пространства;
- ограничение роли участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета.
Педагогические методы работы в творческих мастерских:
- репродуктивный;
- проблемный;
- эвристический;
- исследовательский.
Типы творческих мастерских:
По составу участников:
- для обучающихся;
- для взрослых;
- универсальные.
По целям и способам деятельности:
- мастерские творческого письма;
- мастерские построения знаний;
- мастерские по самопознанию;
- мастерские ценностных ориентаций.
Задачи технологии творческих мастерских:
- активное восприятие обучающимися учебного материала;
- творческое осмысление учебного материала;
- саморазвитие обучающегося;
- повышение интереса к процессу обучения;
- развитие креативности;
- повышение уровня грамотности;
- повышение навыков аргументированного разговора и письма;
- развитие социальной компетенции.
И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретении знаний о самом себе. Это означает, что в процессе обучения в лучшую сторону изменяется самооценка обучающего, он начинает восхождение к существу своей личности, постигает глубины своей души и разума.
Этапы творческой мастерской
Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:
Индукция. Сущность этапа в эмоциональном настроении на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав область чувств ученика, а также его подсознание, учитель настраивает ученика на конструктивную и вдохновенную работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает хоть какой информационный сигнал (набросок, предмет, слово, текст, звук), задачку которого можно вызвать сгусток ассоциаций у обучающегося.
Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле посредством предлагаемого материала.
Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
Социализация. Важный этап. Здесь обучающиеся сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, выявляют закономерности и связи.
На этом этапе дается одна задача для всей группы, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.
Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал обучающимся предстоит защитить.
Разрыв – является кульминацией процесса творчества и завершается инсайдом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
Рефлексия. На этом этапе обучающийся анализируют свою деятельность на уроке, свое удовлетворение этим, свое эмоциональное состояние.
Результатом работы каждой мастерской становится продукт совместного творчества: круг решённых проблем (записи ответов обучающихся, отдельные интересные мысли и др.); творческие работы на компьютере; собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, рефераты, эссе, презентации, рисунки, эскизы, газеты и др.). Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.
Очень важные моменты
-Эта технология не выделяет обучающихся. Она утверждает, что все способны постичь знания и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время все-таки для этого у каждого свое.
-Педагог должен изложить урок так, чтобы дать обучающимся эту возможность. Отсюда произрастает еще одно незыблемое правило технологии –настойчивость, целеустремленность.
-Обучающийся свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и самовыражения.
-Материал лишен логического построения: обучающиеся свободны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей.
-Процесс познания имеет большую ценность, чем само знание.
-Обучающийся двигается к истине своим путем.
-Обучающийся имеет право на ошибку. Ошибка-двигатель познания.
-Коллективное творчество поощряется– совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.
Вывод
В мастерских есть неоспоримый плюс, привлекающий многих учителей – это создание учебной мотивации самим участником мастерской. Мотив заставляет рассуждать неспособных, писать – не пишущих, трудиться - ленивых. Он освещает урок изнутри загадочным и мощным светом, объединяя всех участников в едином радостном порыве.
Уверенность в том, что проведённая мастерская действительно принесла желаемые плоды, может дать следующий урок, проведённый в традиционных рамках. Тогда можно проверить усвоение материала, а также поработать над ошибками, допущенными обучающимися, раскрыть те вопросы, которые на мастерской оказались не рассмотрены в силу специфики ее построения.
Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в другом свете увидеть их потенциал, а для самих обучающихся -это прорыв в самореализации на уроке.
Данная технология позволяет научить обучающихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Обучающиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
В современных условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, при этом на смену жесткой централизации образования приходят тенденции вариативности.
Новый этап развития системы образования характеризуется изменением представлений о личности учащегося, которая выступает в качестве системообразующего начала образовательного процесса и помимо социальных качеств наделяется субъективными свойствами, определяющими ее самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии. Кроме того, в обществе растет востребованность в творчески мыслящих людях, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. В результате возникает необходимость рассмотрения и изучения педагогической технологии творческих мастерских, практическое применение которой позволит управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Литература:
1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
2. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или...-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001
3. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного
опыта / Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на базе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005