Конкурс профессионального мастерства как один из этапов становления молодого специалиста

0
0
Материал опубликован 2 December 2021

УДК 377.5


Скакун Надежда Викторовна

преподаватель специальных дисциплин,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»,

специалист второй квалификационной категории

г. Енакиево


КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ

СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА


Аннотация.

Профессиональные конкурс по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации профессии.


Ключевые слова: профессиональное мастерство, повышение квалификации, совершенствования профессиональных умений и навыков


Данная тема очень актуальна в наши дни, конкурсы профессионального мастерства важны в любой области, а особенно для студентов, связанных с металлургией и автоматизацией производства, в свете современных стремительно развивающихся технологий. Конкурс помогает каждому человеку показать свой профессионализм, проявить скрытые возможности и познать новое, имея как стимул здоровое соперничество.

Профессиональное мастерство — это не только высокие показатели выполненной работы, но и время, затраченное на выполнение операции, минимально возможный расход материалов, энергии, бережное отношение к инструменту и оборудованию, умение помочь и заменить товарища, что наиболее важно при бригадных формах организации труда. Ведь, трудовая деятельность каждого человека является только частицей в общей технологической цепочки участка, цеха, предприятия, но от его результатов зависит конечный результат работы коллектива.

Атмосфера конкурса стимулирует студентов в стремлении повышения квалификации и дальнейшего профессионального развития и достижения более высоких результатов, что в дальнейшем способствует повышению престижности профессии и закрепление специалистов на производстве и развитию у студентов творческого подхода к решению задач. Конкурс в формате техникума может проводиться в несколько этапов: отборочного по группам, отборочного по специальностям и финального, с построение проблемных задач и целей. Конкурс должен проходить с приглашением администрации техникума, преподавателей и мастеров производственного обучения, которые оценивают конкурсантов. На конкурсы в качестве зрителей желательно приглашать школьников старших классов, которые являются потенциальными абитуриентами. Таким образом, происходить повышение престижности профессии. Студенты понимают значимость данной специальности на рынке труда и признание своего профессионализма.

Грамотные специалисты – залог эффективной, стабильной работы, дополнительная прибыль и надежное будущее предприятия, особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий, на современных производствах. Большинство работодателей не прогнозируют перспективную потребность в кадрах, а также их подготовку и переподготовку, спрос направлен на получение готового высококвалифицированного, опытного специалиста.

Профессия, которую получают студенты в средних профессиональных образовательных учреждениях - рабочая профессия. Под рабочей профессией мы будем понимать определенную трудовую деятельность, комплекс знаний и навыков, осваиваемых в учреждениях начального или среднего профессионального образования и, как правило, связанных с физическим трудом. Отличием рабочей профессии от профессий другого рода является именно физический труд, как основополагающий фактор материального производства. Рабочие профессии в настоящее время являются, не востребованными у молодежи. Нехватка специалистов, а именно рабочих создает серьезные проблемы для большинства предприятий Донецкой Народной Республики, происходит старение кадров и отток специалистов за рубеж. В 50-70х годах рабочий человек стоял на пьедестале почета. Человеку труда полагалась не только достойная оплата труда, но и уважение, льготы, обеспечение жильем, социальные гарантии. За последние 10-15 лет престиж рабочей профессии значительно снизился. Это соразмерно убавило желание у молодежи стремиться к рабочему классу. С предложением рабочих профессий высокой квалификации на рынке труда действительно тяжело. Можно выделить несколько проблем, вызвавших подобное положение дел:

1) сложная ситуация на предприятиях (далекие от совершенства условия труда, низкая заработная плата, сокращения работников);

2) отсутствие информации о востребованных профессиях и специальностях для выпускников школ и их родителей;

3) отсутствие позитивного образа «Человека рабочей профессии».

И поэтому очень важной задачей является именно популяризация и повышение престижности рабочих профессий, одним из методов решения данной задачи может быть проведение конкурсов профессионального мастерства. Конкурс позволит достичь определенных целей: повышение интереса к осваиваемой профессии; воспитание чувства ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы; формирование потребности в самореализации.

В процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства у студентов ликвидируются некоторые пробелы в знаниях, вырабатываются умения решать проблемные задачи. Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. В конкурсе практически каждый студент может показать высокий результат. Для этого нужны знания, сноровка, умение работать уверенно, быстро и качественно.

Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством.

В рамках одного лишь учебного процесса невозможно в полной мере реализовать потенциал обучающихся. Повышение квалификации, мастерства возможно только при участии в профессиональных конкурсах мастерства. Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства выступает фактором повышения их профессиональной компетентности. В понятие «профессионализм» входят не только знания и умения, но и личностный потенциал специалиста, его убеждения, направленность личности, система ценностей, что требует комплексного и целенаправленного подхода к многогранной и разнообразной деятельности, направленной на формирование личности будущего профессионала.

Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в ускорении самореализации.

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической жизни общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые, более сложные задачи перед системой профессионального образования. Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования. Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и студентов, что обеспечивает результативный подход к профессиональному образованию. Поэтому конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Конкурсы профессионального мастерства имеют свою историю. Одними из первых конкурсов профессионального мастерства являются Профессиональные педагогические конкурсы, зародившиеся в России в 20-е годы прошлого столетия как потребность в выявлении и распространении опыта учителей. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом, Главполитпросветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим нужно считать учителя, «если он сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, благоустроить её; если он научил детей любить школу; если учитель связал школу с производством и принимает активное участие в общественной жизни; если он борется с религиозными предрассудками; если учитель помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства».

В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны. Конкурсы проводятся не только в учебных заведениях между студентами, но и на предприятиях. В этих условия важно проводить конкурсы начиная с учебных заведений, для дальнейшей легкой адаптации будущих специалистов на предприятии.

Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в специалистах мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы на современном оборудовании, владеющих информационными коммуникациями. Металлургическая отрасль нуждается в специалистах, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой деятельности. Будущие специалисты должны наряду с теоретической базой обладать определенными способностями: самостоятельно принимать решения, основываясь на своих профессиональных знаниях и умениях; своими профессиональными действиями воплощать принятые решения в производство и нести ответственность за них; легко осваивать и грамотно применять новые технологии в профессиональной деятельности; постоянно заниматься самообразованием и повышать свою профессиональную квалификацию; находить необходимую информацию из разных источников и правильно её использовать.

Улучшение качества подготовки специалистов связано, прежде всего, с реализацией компетентностного подхода, который обеспечивает подготовку кадров, способных быстро адаптироваться к условиям современного производства, умеющих успешно выполнять трудовые функции.

Наиболее удачной, на мой взгляд, можно считать следующую схему подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства:

1. Определение темы, целей и заданий конкурса.

2. Разработка и обсуждение на предметно-цикловой комиссии положения о конкурсе профессионального мастерства.

3. Рассмотрение кандидатур участников.

4. Проведение конкурса.

5. Подведение итогов конкурса.

В ходе конкурса обязательным является представление участников, разминка, домашнее задание все это считается наиболее существенным звеном конкурса, так как неограниченность времени работы над ним позволяет обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Творческие задания должны быть занимательными по форме, проблемными по содержанию, непродолжительными по времени, и обязательно учитывать межпредметные связи.

Задачи, которые ставятся перед конкурсами профессионального мастерства:

1. Стимулирование интереса и стремления к дальнейшему овладению специальностью.

2. Оценивание профессионализма участников.

3. Повышение престижности профессии.

4. Создание условий для обмена опытом в профессиональной среде.

5. Развитие навыков и умений решения задач не стандартным путем.

6. Развитие творческих способностей.

Таким образом, в настоящее время качество профессиональной подготовки студентов очень актуально, это актуально как для самого вуза, так и для специалиста, потому что определяет степень его конкурентоспособности на рынке труда. Качественная подготовка специалистов в первую очередь включает в себя способность быстрой адаптации на рабочем месте, владения базой знаний по профессии, а также устойчивой стремление к дальнейшему профессиональному развитию. В достижении всех перечисленных критериев могут оказаться эффективными проведения конкурсов профессионального мастерства.


Список использованных источников

1. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 49-52.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

3. Ракитина Е.А., Попов А.И. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.