Статья «Самообразование — один из путей повышения педагогического мастерства учителя»
Самообразование –один из путей повышения педагогического мастерства учителя
Ещё недавно учитель был едва ли не единственным источником информации и непререкаемым авторитетом. Но время не стоит на месте… Изменилось место и роль школьного педагога в системе получаемой учеником информации по учебному предмету. Сегодня учителя делят свою роль с кино, телевидением, радио, газетой, книгой, образованными родителями, Интернетом и т.д. Безусловно, учитель математикикак источник информации тоже несколько уступил позиции. Но как работают учителя в этих новых условиях? Как поддерживают и развивают интерес детей к предмету? Работа учителя всегда была и остаётся работой творческой. Вместе с тем хорошо известно, что одним из важнейших составных элементов любого вида творчества являются изучение, анализ, обобщение опыта, распространение и пропаганда лучшего. Ведь нельзя же творить на пустом месте, невозможно добиться творческого успеха, не опираясь на опыт предшественников, на применение передовых педагогических и информационных технологий. Поэтому я считаю, что нельзя творить, не занимаясь самообразованием, цель которого – приведение результатов своей деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности .
Эта моя деятельность выражается в следующем: - ознакомление с новыми программами и учебниками, методическими рекомендациями по преподаванию предмета; - участие в работе МО математики школы и города; - участие в работе и выступление на педсоветах, совещаниях; - изучение передовых педагогических и информационных технологий в образовании; - проведение разных типов уроков, внеклассных мероприятий; - создание базы тестов по темам курса математики для 5 класса.
Самостоятельная работа учащихся – это средство творческого развития личности. Я попытаюсь доказать справедливость и актуальность данного утверждения. Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он учится постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и со сверстниками, и, особенно ,в обучении. Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т. е. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов.
О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Это ценнейшее качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики, ибо математика – это практическая логика, в ней каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе раннее известных положений.
В связи с этим легко понять, почему так важно самому учащемуся выводить формулы, доказывать тождества и теоремы. Ведь дело не в том, чтобы школьники запомнили их на всю жизнь. Возможно, они забудутся, но останется привычка рассуждать, объяснять, доказывать, укрепится умение искать и находить рациональные пути решения возникающих в жизни проблем. Эта сторона обучения математике особенно важна в наши дни, поскольку объем необходимых знаний резко и быстро возрастает.
Действительно, учиться математике нелегко. Каждому ребенку надо самому много и ежедневно работать. Есть ли большая радость для учителя, чем помочь ученику почувствовать сладостный вкус победы, одержанный на трудном пути познания?! Но пробудить огонек мысли – полдела, главное, я считаю, поддержать его, дать разгореться, не погасить холодным ветром сомнения. Ученик должен поверить, что первая победа – не случайность, а открытие в себе сил и возможностей, о которых еще вчера не подозревал..