12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанычева Светлана Ивановна30
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Педагогическая подборка в помощь учащимся для получения основ читательской грамотности.


Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность, безусловно, является актуальной темой для рассмотрения, так как с текстом человек встречается в абсолютном большинстве сфер жизнедеятельности.

Читательская грамотность является разделом функциональной грамотности. Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Она подразумевает:

1. умение найти и извлечь информацию из текста;

2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;

4. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Умение читать дает нам возможность свободно перемещаться в читаемом тексте, даёт право не тексту властвовать над тобой, а тебе над текстом. В первую очередь, необходимо научить учащихся работать с текстом осознанно. Такая работа предполагает развитие определенных читательских умений, таких как:

выделение главной мысли всего текста или его частей;

понимание информации, содержащейся в тексте;

преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;

применение информации из текста в изменённой ситуации;

критическое оценивание степени достоверности, содержащейся в тексте информации.

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

постановка вопросов к тексту;

построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);

создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);

конструирование собственных высказываний о прочитанном

Как мы видим, читательская грамотность является важным требованием современной жизни, имеет свои аспекты и требования. Каждый человек, который хочет оставаться в сегодняшнем обществе не изгоем, а важной ячейкой, просто обязан владеть функциональной (в том числе и читательской) грамотностью.

Ниже представлены материалы, которые могли бы поспособствовать развитию читательской грамотности у человека.



Библиотечный фонд:


Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.

Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.:Баласс,2011,-128 с.

Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Витапресс, 2012.

Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативнодеятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.

Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.

Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч. 3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.

Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.

Цукерман Г.А., Ковалѐва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.


Видеоматериалы:

https://www.youtube.com/playlist?list=PL-tilNNh3y3Tm9SlXxOw2cMztirRBcAlw


Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/statya-chitatelskaya-gramotnost-kak-klyuch-ko-vsem-vidam-funkcionalnoj-gramotnosti-5607858.html Инфоурок, статья «Читательская грамотность как ключ ко всему»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/03/04/chitatelskaya-gramotnost-kak-osnova-uspeshnosti – статья «Читательская грамотность как основа успешности учащегося»

https://www.maam.ru/detskijsad/bazovym-navykom-funkcionalnoi-gramotnosti-javljaetsja-chitatelskaja-gramotnost.html – статья «Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»

http://школа1.абан-обр.рф/wp-content/uploads/2019/10/pamyatka-priemy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti.pdf Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса

https://kpfu.ru/portal/docs/F_1484002361/Myagkij.monitolring.chitat..gramot.pdf – презентация «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.