Статья «Практика применения концепции М.И. Рожкова "Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка" в педагогической деятельности»
При анализировании и подборе материалае для статьи, я столкнулась с такой ситуацией - не смотря на достаточное количество наработок за 10 лет работы, в течении последних лет мы находимся в ситуацией, которая требует пересмотра подхода к воспитанию учащихся, особенно подростков. Это заставило меня обратиться к поиску информации - о современном воспитании, его концепциях, идеях, задачах, моделях.
Таким образом к моим педагогическим находкам, как классного руководителя, я отношу более подробное знакомство с одной из современных концепций воспитания, а именно с концепцией принадлежащей авторству коллектива ярославских и калининградских ученых под руководством Михаила Иосифовича Рожкова - Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.
В данной концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий планируется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
То, что привлекло мое внимание, это деление целей воспитания в данной концепции на две группы: идеальные (в качестве такого рода цели долгое время выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное, моральное и физическое совершенство) и реальные, которые напрямую выходят из специфики условий развития и воспитания школьников.
Именно из реальных целей и выходит постановление задач. Задачи, решение которых направлено на формирование у ребенка гуманистического мировоззрения, на развития потребностей и мотивов нравственного поведения и на создание условий для реализации этих мотивов.
Именно на основе этой концепции, руководствуясь ее принципами, я и построила систему воспитания своего класса.
Авторами концепции сформированы пять принципов воспитания. Я хочу представить как эти принципы находят отражение в моей деятельности..
1. Принцип гуманистической ориентации воспитания (т.е. рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность).
Любая деятельность как классного руководителя, любое мероприятие вынуждает нас распределять между учащимися определенные обязанности. Конечно, мы допускаем, что сами знаем способности своих воспитанников и имеем план распределения наготове, но я всегда полагаюсь в первую очередь на самостоятельный выбор ребенка. Если у меня есть сомнения, то я организовываю групповую или парную работу, чтобы ученик нашел поддержку, и не чувствовал излишнего груза ответственности.
Этот же принцип предполагает уважительное общение, общение на равных, как равнозначных участников образовательного\воспитательного процесса.
Любой педагог руководствуется данным принципом, когда защищает интересы ребенка, помогает ему в решении проблем, формирует гуманистические отношение, которые не допускают унижения достоинства детей.
2. Принцип социальной адекватности воспитания(предполагает соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс).
Именно этот принцип сыграл особенно остро в условиях той экономической и социальной ситуации, в которой мы живем с марта прошлого года. Именно он говорит о том, что школа не должна замыкать воспитание своими стенами. С помощью системы бесед, классных часов, мероприятий я стараюсь предотвратить негативное влияние окружающей среды. Конечно, в первую очередь, это беседы по поведению и технике безопасности, в том числе цифровой.
3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся (предполагает индивидуальную траекторию социального развития каждого ученика)
На регулярной основе провожу не только групповые, но и индивидуальные беседы. В том числе с привлечением необходимых специалистов: психолога, социального педагога, заместителей директора. График подобных встреч не должен мешать ребенку участвовать в жизни коллектива. И наоборот - работа с одним учащимся не должна негативно влиять на процесс воспитания других.
4. Принцип социального закаливания детей(предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости рефлексивной позиции)
Любое действие ребенка имеет свои последствия, и эти последствия должны касаться его. А не только вас, его родителей или законных представителей. Только сделав что-то для достижения успеха (сдав работу, потратив время и силы на репетиции, договорившись о консультации или пересдачи и т.д.) ученик оценит его по настоящему. Разбор на классных часах различных проблемных ситуаций направлен на то, чтобы сформировать у ребенка готовность к преодолению трудностей. Например, ситуации позволяющие выяснить как её герои завели себя в неприглядную ситуацию, связанную с негативными эмоциями, такими как зависть, с негативными действиями, такими как обман, воровство, списывание или, наоборот, позитивными, такими как дружба, взаимопомощь, сочувствие.
5. Принцип создания воспитывающей среды(предполагает создание в учебном заведении таких отношений. которые бы формировали социальность ребенка).
Ученики участвуют в различных мероприятиях, посвященных и государственным праздникам и созданных именно в нашем учебном заведении, формирующих его традиции. Это и регулярные открытые мероприятия для родителей, и традиционные фестивали, конкурсы, такие как “Все флаги в гости к нам” и “День науки и творчества”. Это и участие в традиционных субботниках, сборах макулатуры и др. социальных и экологических акциях. Этот принцип находит и отражение в системе детского школьного самоуправления.
Итак, что же такое социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать любого растущего человека педагогическими средствами.
Моя воспитательная работа это система индивидуальной и коллективной работы, работа с классом как во время классных часов и мероприятий, так и между ними. Тесная работа со всеми службами школы и, конечно, родителями. Наш класс активно участвует не только в школьных, но и районных, и городских конкурсах. Наш класс занял призовые места в таких районных конкурсах как «Мы - это мир», посвящённый Дню толерантности, конкурс «пять простых правил, чтобы сделать наш район лучше», участвовал в Акции посвященной памяти неизвестного солдата, участвовал в городском интеллектуально-развлекательном турнире «Quiz your brain», также мы активные участники школьных акций и мероприятий.
Можно выделить признаки успешной социализации:
- ребенок активен и с удовольствием идет в школу;
- у него есть друзья-одноклассники;
- ребенок жизнерадостен, любопытен, хорошо спит;
- ему нравится классный руководитель и большинство учителей предметников.
Не только успехи, но и комфорт школьной жизни моих учащихся - огромный стимул для меня, как для классного руководителя.