Статья «Педагогические и психологические предпосылки концертного выступления учащегося»
Психическую подготовку к исполнению на эстраде нужно рассматривать как неотьемлимую часть профессионального обучения. Важно саморегулировать эмоциональные состояния. Для оптимального концертного состояния выжными являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления: за несколько дней до выступления ученик должен себе представить то место, где он будет выступать. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором - прорабатывается образная картина концертного выступления. Есть приём - так называемый "ролевой", когда исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Надо скопировать манеру держаться, разговаривать, смеяться, манеру сидеть за инструментом. При этом внутри будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроения уверенности и мажорного мироощущения. Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой роли является высшим этапом психологической подготовки. Предконцертное состояние (самочуствие) ученика в значительной мере завичит от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердце своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более травмирующего для ученика, чем вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах.