Статья «Психологическая готовность педагога к управлению педагогическим процессом»

1
0
Материал опубликован 17 December 2018

Никонова  Е.Л. , учитель английского языка МАОУ СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Артемовский

Психологическая готовность педагога к управлению педагогическим процессом.

Аннотация: в данной статье рассматривается психологический аспект готовности педагога к управлению педагогическим процессом. Раскрывается понятие "психологическая готовность" с разных авторских позиций. Определяются содержание, структура психологической и профессиональной готовности к педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагог, психологическая готовность, структурные компоненты психологической готовности, педагогический процесс.

Annotation: this article reviews the psychological aspect of teacher's readiness to the management of the pedagogical process. The notion of "psychological readiness" is revealed with different author's positions. The content and structure of psychological and professional readiness for pedagogical activity is determined.

Keywords: teacher, psychological readiness, structural components of psychological readiness, pedagogical process.

В психологии сложились различные подходы к толкованию понятия "психологическая готовность". Разнообразие определений "психологическая готовность" объясняется многогранностью и сложностью исследуемого явления.

Раскрытие психологической сущности понятия осуществляется исследователями с разных позиций.

А.Г.Асмолов понятие "готовность" определяет через понятие «установка» [1].

В исследованиях М.И.Дьяченко, Л.А.Кандибовича [5], Н.Д.Левитова [6], А.А.Ухтомского [9] понятие "готовность" определяется как особое психическое состояние.

Ф.Генов понимал психологическую готовность как изменения в психике человека, происходящие в связи со спецификой деятельности и необходимы для приспособления к ней [3].

Мы видим, что во всех перечисленных толкованиях психологической готовности к деятельности общим является то, что авторы считают ее особым психическим состоянием, т.е. психологическая готовность понимается как проявление готовности к деятельности в конкретной ситуации и рассматривается на функциональном уровне.

В.Моляко определяет готовность к труду как сложное личностное образование, своего рода систему. Он предлагает рассматривать психологическую готовность в трех основных формах проявления - в ситуативной, в более или менее устойчивом состоянии, и как стабильную характеристику в достаточно широком диапазоне ситуаций [7].

Во ситуативной форме проявления психологической готовности принято понимать динамически целостное состояние личности [7].

Психологическая готовность к деятельности как стабильная характеристика - это устойчивая система профессионально важных качеств личности (профессиональная направленность, организованность, внимательность), его опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях [7].

Все формы проявления психологической готовности взаимосвязаны. Каждая форма обусловливает эффективное выполнение профессиональной деятельности, предусматривает выполнение как основных задач каждой профессии, так и рабочих моментов, функциональных обязанностей. Н. Левитов в составляющих структуры готовности к деятельности относит следующие компоненты: мотивационный, ориентационный (знания и представления об особенностях, свою позицию деятельности), операционный (владение способами и средствами, знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления деятельности), волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять своими действиями, состояниями) и оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия полученных результатов профессиональной деятельности с запланированными) [6].

Итак, рассматривая содержание и сущность феномена готовности к профессиональной деятельности, большинство авторов придерживаться взглядов, что готовность к профессиональной деятельности является выражением направленности личности на эту деятельность и в каждой конкретной профессиональной деятельности имеет свои специфические проявления.

Учитывая специфику учительского труда, исследователи определяют содержание и структуру психологической и профессиональной готовности к педагогической деятельности и подчеркивают, что в основе психологической готовности к педагогической деятельности лежит комплексная способность к деятельности.

Г.А.Балл в комплексной способности к деятельности выделяет два основных аспекта: мотивационный и инструментальный. Мотив является центральным определяющим фактором, который обеспечивает склонность к соответствующему типу деятельности [2].

Психологическую готовность к педагогической деятельности В.А.Сластенин рассматривает как совокупность качеств личности: способность к идентификации себя с другими людьми, свобода и инициативность, богатство внутренней энергии человека, перцептивные способности [8].

А.А.Деркач, Л.Е.Орбан выделили как структурные компоненты психологической готовности педагога следующие:

а) проект - положительное отношение к данному виду деятельности, желание им заниматься

б) когнитивный - наличие необходимых знаний, умений, представлений

в) гностический - овладение средствами и приемами реализации различных аспектов деятельности

г) эмоционально-волевой - самоконтроль и эмоциональная устойчивость

д) оценочный - самооценка профессиональной подготовленности [4].

Обобщая данные исследований по проблеме психологической готовности к педагогической деятельности, можно констатировать факт, что они расширяют, углубляют и дополняют представления о многогранности и сложности понятия психологической готовности к педагогической деятельности, а не взаимоисключают друг друга. Различные авторы в структуру психологической готовности к педагогической деятельности включают следующие общие компоненты: психолого-педагогические знания и профессиональные умения, направленность, способности. Данные компоненты большинство авторов выделяют как основные интегративные характеристики.

При этом авторы отмечают, что психологическая готовность к педагогической деятельности предполагает организационно-практическую подготовленность и теоретико-методологическую, и включают в нее: саморегуляцию поведения, овладение общетеоретическими знаниями, умение поставить себя на место ученика, анализ и оценку собственной деятельности.

 

 

 

Список литературы:

1.     Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности //Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С.14-27.

2.     Балл Г. А. Современный гуманизм и образование: Социально-философские и психолого-педагогические аспекты. - М.: Листа-М, 2003. - 128 с.

3.     Генов Ф. Психология управления: Осн. проблемы. Пер. с болг. /Филипп Генов; Общ. ред. и вступит, статья Б.Ф. Ломова, В.Ф.Венды. - М.: Прогресс, 1982. - 422 с.

4.     Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М.: РАУ, 1999. - 208 с.

5.     Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 176 с.

6.     Левитов Н.Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз, 1963. - С.16-26.

7.     Моляко В.А. Исследование психологической готовности учащихся к труду //Психология: Республ. научно-метод. сб. УССР психологии \. - М.: Сов. шк., 1985. - Вып. 24. - С. 26-33.

8.     СластенинВ.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С.79-74.

9.     Ухтомский А.А. Собр. соч. - Л., 1951.17-Т.П., - С. 129.

Комментарии
Комментариев пока нет.