12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Татьяна Нефедова698
I was born in Sverdlovsk in 1988 the 7th of December. I graduated from RSVPU (Russian State vocational-pedagogical University Department of germanic philology. I'm teacher of English at school & I can say that it's my favourite work all over the world!
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Федеральное агентство по образованию российской федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

ОТЧЁТ

психолого-педагогическая характеристика

учащегося

Студент

Глазырина Татьяна

ИнЛин

ИА - 408

Руководитель
от кафедры теоретической
и экспериментальной психологии Семенова С. Л.

_______________________

(оценка)

_______________________

(подпись)

Екатеринбург 2010

Оглавление

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

1.1 Выбор учащегося

Для исследования был выбран учащийся 2 «В» класса Никита Шарахнов. Выбор был сделан самостоятельно в результате наблюдений за учащимися данного класса: поведение учащегося показалось интересным: изначально Никита производит впечатление активного, жизнерадостного, иногда бывает задумчивый. Легко идёт на контакт со студентами-практикантами и с одноклассниками. Учащийся показывает достаточно глубокие знания в английском языке и имеет разносторонние интересы (спорт, чтение).

1.2 Результаты изучения документов учащегося

Шарахнов Никита, возраст 8 лет. Родился в Екатеринбурге. Обучается в гимназии № 13 с первого класса. Проживает в полной обеспеченной семье, есть старший брат, о котором Никита неоднократно упоминал на уроках. Климат в семье благоприятный.

Состояние здоровья хорошее.

Оценки по английскому языку – «хорошо» и «отлично». Учится без троек.

В свободное от учёбы время любит читать, играть в компьютер, играть в футбол и кататься на лыжах вместе с братом.

1.3 Результаты проведения бесед и наблюдений

Судя по словам учащегося, у него доверительные отношения с родителями. Учащийся любит проводить время с семьёй. Родители уделяют достаточно внимания созданию условий для гармоничного развития сына, интересуются учёбой Никиты (посещают родительские собрания, беседуют с учителями по важным вопросам, присутствуют на мероприятиях, в которых участвует Никита и т.д.).

Учителя отзываются о Никите положительно. Большинство из них считает учащегося умным, сообразительным. Как правило, Никита в точности выполняет всё, что от него требуется.

Никита работает практически на всех уроках, редко отвлекается. Не стесняется, когда его вызывают к доске. Учащийся обладает достаточной усидчивостью. Одноклассники в большинстве своём хорошо отзываются о Никите.

Учащийся в курсе жизни класса. В классе чувствует себя комфортно.

Уровень общей культуры нормальный: учащийся может поддержать разные темы разговора, адекватные его возрастной категории, не выражается нецензурно. К интересам других относится с пониманием.

Никита верит в себя, может реализовывать свои возможности.

1.4 Проведение психодиагностики личности учащегося

Психодиагностика проводилась после уроков в спокойной обстановке, когда учащийся не торопился домой.

Для получения комплексной характеристики личности в соответствии с целями исследования, были выбраны методы на:

выявление особенностей темперамента1;

выявление уровня школьной мотивации2;

определение личностных особенностей (рисуночная методика3).

Таким образом, для исследования были выбраны методики, подходящие по возрасту (7-9 лет), а также разного типа: тест, анкетирование, рисуночная методика. При выполнении предложенных заданий у Никиты не возникало их непонимания и сложностей иного характера, так как учащемуся были даны подробные инструкции по выполнению.

2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2.1 Общие сведение об учащемся:
  • Шарахнов Никита, 8 лет

    Обучается в МОУ Гимназии № 13, во 2 «В» классе

    Он физически развит, здоров, никаких хронических заболеваний не имеет

    Воспитывается в интеллигентной семье в хороших культурно – бытовых условиях. Отец и мать имеют огромное влияние на сына, пользуются у него непререкаемым авторитетом, основанном на уважении. У Никиты есть старший брат, отношения у них теплые и дружеские. Много времени проводят вместе, любят спорт: футбол, кататься на лыжах.

    взаимоотношения в семье доверительные, более тесный эмоциональный контакт учащегося имеет с братом; конфликты в семье возникают очень редко и разрешаются конструктивно, отношения с другими родственниками дружественные

2.2 Индивидуальная культура (опыт) учащегося:
  • За время обучения зарекомендовал себя как способный и старательный ученик. Программный материал усваивает хорошо. Систематически выполняет домашние задания. На уроках преобладает устойчивое внимание и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее выражены гуманитарные способности и тяга к английскому языку.

  • Так же увлекается спортом. Принимает активное участие в жизни класса (участвует в соревнованиях, хорошо поет).

2.3 Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:
  • По типу темперамента сангвиник, долго думает, прежде чем, что-то сделать или сказать, но решившись, полностью отдается этому делу.

    Склонен считать себя ответственным за все события, происходящие в его жизни, объясняя это своим характером, поведением и способностями; вынослив, последователен при достижении цели, склонен к самообразованию и самосовершенствованию.

    В труде вынослив, активно включается в новую деятельность, инициативен.

    самооценка средняя адекватная, уверен в своих силах и способностях, реально их оценивает; средняя стадия формирования самокритичности, учащийся задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия, при этом наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

2.4 Учащийся в структуре межличностных отношений:
  • Общественные поручения выполняет активно и добросовестно, переживает за свои успехи и успехи коллектива.

  • Среди друзей и одноклассников пользуется авторитетом. Очень надежен в дружбе, в классе общительный, подвижный. Имеет много друзей, может быть лидером.

К старшим относится уважительно.

в классе наблюдается благоприятный психологический климат, отсутствует дух соперничества, ребята активные, отзывчивые, культурные, что способствует хорошим взаимоотношениям коллектива и учащегося.

легко адаптируется в новых условиях; может общаться со взрослыми, не испытывать при этом робости; естественен, непринуждён в общении. В классе контактирует с представителями различных микрогрупп.

потребность в общении в норме; круг общения ограничен, хотя она способна общаться без конфликтов с представителями разных микрогрупп; общение чаще всего поверхностное;

низкий уровень агрессивности: не склонен выражать свои негативные чувства, нет тенденции к взрывам ярости, раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости, ненависти, зависти, гнева; агрессия может проявляться в ответ на агрессию определённых людей в исключительных случаях.

уровень проявления организаторских склонностей высокий: с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, всё делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

2.5 Общие выводы:

В структуре личности учащегося не требуется коррекционное воздействие

За время учебы в школе не имел замечаний со стороны учителей и старших.

Всегда отличительными чертами были: воспитанность, опрятность, соблюдение «Устава школы».

Отрицательным влияниям не поддается, всегда имеет свое мнение.

учащийся может заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это ещё не стало образом его жизни; для формирования необходимых навыков самоконтроля родителям нужно помогать Никите в планировании, продумывании важных вопросов;

в межличностных отношениях проявлениями сильных сторон личности можно обозначить высокую значимость собственных целей и ценностей в решении спорных вопросов, эмоциональную уравновешенность и сдержанность при взаимоотношениях с окружающими; при решении проблем и в учёбе может проявить хорошие творческие способности, но так как имеется скрытая тенденция к завышению самооценки, это может послужить поводом для зависти определённого круга людей.

Список литературы:

Григорович Л.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. 2003

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. Том 1. ЭКСМО. 2007

Приложение 1. Методика «Рисунок несуществующего животного»

Приложение 2. Тест на мотивацию

Приложение 3 Тест по выявлению особенностей темперамента

Приложение 1

Методика "Рисунок несуществующего животного"

Описание методики

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал - ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах".

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

Интерпретация методики

Положение рисунка на листе:

  1. Норма - рисунок расположен по центру листа.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

    Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - ГОЛОВА.

  • Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - экоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза - это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.

Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали:

Рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково - функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.

Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).

Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению:

верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.):

с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него).

Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:

Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п.

Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.).

Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

Приложение 2

Тест на мотивацию

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

КЛЮЧ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

1

3

0

1

3

1

1

3

3

1

0

1

3

3

1

0

3

1

0

3

3

0

1

0

0

3

0

0

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

Приложение 3

Тест по выявлению особенностей темперамента

1. За новое дело я принимаюсь:

а. С нетерпением, быстро.

б. С творческой энергией.

в. Спокойно обдумав весь процесс работы.

г. С чувством неуверенности в своих возможностях.

2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:

а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.

б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.

в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.

г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.

3. Из-за неудач в работе или учебе я:

а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.

б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.

в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.

г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.

4. Моя речь:

а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.

б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.

в. Медленная, разборчивая, уверенная.

г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.

5. Начиная новое дело я:

а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.

б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца.

в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.

г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.

6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:

а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.

б.Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.

в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.

г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.

Интерпретация теста:

Если в ответах преобладает: а - холерик, в - флегматик, б - сангвиник, г - меланхолик.

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик

Человек легко - ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

1см. Приложение 3

2 см. Приложение 2

3 см. Приложение 1

 

3

 

 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.