Эссе «Педагогические секреты»

2
0
Материал опубликован 29 June 2023

           Безграмотность наших учеников остается самой актуальной проблемой для нас - учителей русского языка и литературы. Положение ещё больше усугубилось, когда появились сотовые телефоны и дети перестали вообще читать книги.

          Я как учитель русского языка и литературы с 35 летним стажем всю жизнь искала пути повышения грамотности учащихся, но никак не могла найти самый действенный способ. Но пять лет тому назад пришла в голову такая простая мысль: а что если обучать учеников родному русскому языку по методу обучения иностранному языку. Спросите: как? Ответ незатейливый: давать на уроке и как домашнюю работу много заданий на заучивание наизусть (по иностранному языку дают же задание выучить чисто механически наизусть слова). Простое домашнее задание, где нужно вставлять орфограммы, переписать и т.д. учащиеся (многие) списывают с пособий готовые ответы (это уже ни для кого не секрет). В голове от таких заданий мало что остается для повышения грамотности. А вот если давать учить стихотворение (конечно, в соответствии с возрастом) или прозаическое произведение – это совсем другое дело. Потому что выученное наизусть стихотворение (дети об это бывают предупреждены) пишем по памяти на уроке. Хочешь не хочешь – выучить надо, если не хочешь получить двойку за такое простое задание. Обычно дети и сами контролируют друг друга выполнение задания. Всё на строгом контроле и самого учителя. На каждом уроке! Пока ученик дома учит наизусть, его глаза запоминает правописание слов. Учеников каждый раз предупреждаю, что обязательно будем писать по памяти. И применяю ещё такой приём: к одному и тому же выученному возвращаемся через некоторое время. Ребятам самим интересно: что они помнят наизусть по истечении некоторого времени. Если что-то забыли, учим заново.

        Это метод повышения грамотности стала применять и на уроках литературы. Стихотворения или прозаические произведения, которые нужно выучить наизусть по программе (и не только по программе), сначала читаем наизусть, потом пишем по памяти.

       Все мы знаем: чем больше учим наизусть, тем больше развивается наша память. А сейчас убедилась в том, что в этом методе двойная польза: развивается память и повышается грамотность.

      По такому методу я работала в течение пяти лет. На каждом уроке давала дополнительное домашнее задание: учить наизусть что-нибудь, чтобы писать потом на уроке по памяти.

     И вот дошли мы с моим классом до 9 класса. Сдали экзамен в формате ОГЭ. Мой незатейливый эксперимент длиной в 5 лет дал первый достойный результат: из 15 выпускников 9 класса 60% получили отметки «4» и «5». По критерию ГК1 (соблюдение орфографических норм) 60% получили 2 максимальных балла (написали без ошибок). 10% учащихся повысили свои результаты по сравнению с годовыми отметками.

    Я очень рада, что такой простой прием дал хороший результат. Надеюсь, что и в будущем продолжу эту работу.

    PS: Кто-то скажет, что 60 % - это ещё не успех. Но в провинциальной сельской школе, где 65-75% учащихся вообще ничем не мотивированы, 60% качества на экзамене – это более чем успех. Мы, сельские учителя, обучаем всех. В одном классе сидят дети и с ОВЗ и ЗПР. Никаких репетиторов нет. В деревне учитель - репетитор и наставник и старший друг в одном лице. Но это уже другая тема для размышлений.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.