Статья на тему «Педагогические секреты»
«Педагогические секреты»
Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это и безграничное трудолюбие, и непрерывный творческий поиск, порой это и бессонные ночи, и слёзы радости побед своих учеников… Бывают и слёзы печали, когда у любимых учеников что-то не получается… Это и бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц, и свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, и охапки цветов, и поздравительные открытки, и простое приветливое «Здравствуйте!» учеников, родителей и просто односельчан.
Как я выбрала профессию учителя музыки? Я отвечу Вам прямо: «Я ее не выбирала, она выбрала меня сама».
В свое время я окончила музыкальную школу, а после поступила в педагогическое училище. На тот момент я твердо решила больше не связывать свою жизнь с музыкой и стать учителем начальных классов. Но судьбу, наверное, не обманешь. Я была зачислена в группу, где преподавали две специальности – учитель начальных классов и учитель музыки.
По окончании педагогического училища я пришла работать в школу. Как вы думаете кем? Учителем музыки!
Как же было страшно первый раз входить в класс, не зная, как встретят меня ребята, ведь мой предмет – музыка – не такой уж и важный, как казалось многим. Но свой первый экзамен я выдержала достойно, и понесла меня школьная река по течению.
Каждый урок я ненавязчиво доказываю ребятам, что «урок музыки – это не урок мучения». Мои уроки необходимы ученикам для «отдыха» между такими учебными предметами, где нужно заучивать сложные формулы и теоремы, правила и даты. На моих уроках каждый ученик может реализовать себя как творческая личность, он поет, даже если у него нет выдающихся вокальных данных, он может сыграть роль любого персонажа, он не боится отстаивать свою точку зрения на то, какую музыку нужно слушать и почему.
Сегодня в стране другой социальный строй, другие ценности, изменились и дети, точнее их вкусы, мнения, взгляды. Кого сейчас заинтересуешь оперой или балетом, всем подавай «попсу», «реп», «хип-хоп» и т. п. А сколько пошлости звучит на эстраде, сколько бездарных, «безголосых» молодых людей идут в шоу-бизнес ради славы и денег. Кто же учил их музыке, литературе, искусству?.. Надеюсь, моим ученикам этих вопросов задавать не будут.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Задача классов начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего школьного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей, а самое главное, они направлены на осуществление основных задач школьного начального обучения детей:
- привитие детям любви и интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;
- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.
В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а также «Возрастная психология» В. Асеева и «Психология т. 2» Р. Немова.
В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у школьников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся.
Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится исполнять те же самые произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими детьми, перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю.
Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить его основы.
Используемая литература
1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 199