Педагогические средства сопровождения адаптации детей к школьному обучению с учётом гендерного подхода

3
0
Материал опубликован 19 December 2021 в группе



Научно – исследовательская работа на тему:

«Педагогические средства сопровождения адаптации детей к школьному обучению с учётом гендерного подхода»



Подготовила:

Дубровина Юлия Олеговна

Учитель начальных классов

Г. Ярославль


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические исследования гендерных особенностей школьной адаптации первоклассников

Адаптация, условия успешной адаптации

Гендерный подход в обучении и воспитании младших школьников

Проектирование гендерно-ориентированного урока

Вывод по главе 1

Глава 2. Практические исследования гендерных особенностей в процессе адаптации первоклассников в школе

Этапы, методы и методики исследования

Использование педагогических средств в адаптационный период с использованием гендерных особенностей

Анализ результатов диагностики уровня адаптации

Вывод по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение




4

4

6

10

13

14

14


16

19

23

24

26

28

ВВЕДЕНИЕ

Начало  обучения в школе  один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.

Ожидания, связанные с учебой, трудности  общения с учителем и сверстниками, нарастание нервного напряжения в ходе обучения и многие другие факторы, к которым ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Школа с первых же дней ставит перед ребенком задачи: необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу. Данная тема работы является актуальной и значимой для современной науки. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы условия успешной адаптации первоклассников в школе? Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус ребёнка ‑ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.

Изменения в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.

В настоящее время подобные затруднения, по данным на 2015 год испытывают от 20 до 66% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Поэтому это актуальная проблема изучения адаптации у детей младшего школьного возраста определила выбор темы исследования.

Цель исследования: проанализировать условия адаптации первоклассников в общеобразовательной школе с учётом гендерного подхода.

Задачи исследования:

проанализировать различные проблемы социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе;

выявить факторы, влияющие на процесс социально-психологической адаптации первоклассников;

классифицировать условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе.

разработать рекомендаций для учителей и родителей;

Объект исследования – процесс адаптации первоклассников.

Предмет исследования – психологические особенности адаптации первоклассников к школе с гендерным подходом, способствующим школьной адаптации.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы,  наблюдение, опрос, беседа с учителями начальной школы.
    
Практическая  значимость: данная работа может быть использована при подготовке к занятиям по педагогике, классных часов, при написании курсовых и выпускных работ, также для работы с младшими школьниками  в период педагогической практики, а так же при адаптационном периоде младших школьников.

Структура: предлагаемая  работа состоит из введения, основной части, вывода, заключения, списка использованной литературы и приложения.



Глава 1. Теоретические исследования гендерных особенностей школьной адаптации первоклассников

Адаптация, условия успешной адаптации

Природа хочет, чтобы дети были детьми,

прежде чем стать взрослыми.

Если мы нарушим этот порядок,

мы произведем скороспелые плоды,

которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса.

И не замедлят испортиться.

Дайте детству созреть в детях.

Ж. Ж Руссо

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными и крикливыми.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве [1]. 

Зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Установление контактов с учащимися и учителями.

3. Формирование адекватного поведения.

4. Овладение навыками учебной деятельности [ 2]. 

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника:

Проведение утренней гимнастики, соблюдение режима, проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения, релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных, песен), рефлексия (формирование самооценки ребенка), выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех), улыбка учителя и его доброжелательное отношение, организация подвижных игр на перемене, систематическое проведение физкультминуток, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная), использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация).

Овладение навыками учебной деятельности.

Освоение организационных навыков (внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)

Умение слушать, действовать по инструкции

Выполнение логических заданий

Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация

Формирование школьной мотивации

Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения

Учитель должен добиться, чтобы дети привыкли к школе, друг к другу, и к самому учителю. Б. Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби». И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.

1.2 Гендерный подход в обучении и воспитании младших школьников

В последнее десятилетие все большее развитие получает реализация идей гендерного подхода к обучению и воспитанию младших школьников в рамках задачи создания гендерно ориентированной системы обучения. Гендерно – ориентированная система обучения учитывает психолого-возрастных особенности развития учащихся на соответствующей ступени обучения в школе, способствует гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создает условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Такая система создает условия для личностного развития и укрепления психического здоровья учащихся за счет внедрения принципов раздельного обучения, обеспечивает возможность воспитания из мальчиков и девочек мужчин и женщин, индивидуумов, способных эффективно взаимодействовать друг с другом и социумом в целом.

Гендер – это социально психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. [1]. 

Уже из этого определения следует, что в отличие от биологически заданного пола, «гендер» является категорией психологической и социальной, обе эти составляющие в разной степени развиваются в результате воспитания человека: психологические характеристики могут корректироваться, а навыки социального поведения при отсутствии у ребенка сколько-нибудь значительного личного опыта воспитываются практически с нуля. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир.

Гендерная социализация в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения. Раздельное обучение детей разного пола создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, которые могут быть направлены на успешное решение в стране национальной демографической программы. Условия эти обусловлены возможностью учета особенностей мальчиков и девочек: значительных различий в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях, которые предполагают и различный подход к их обучению и  воспитанию.

Итак, гендерное воспитание в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек, учитывающий их различия, обусловленные половой принадлежностью, и направленный таким образом, чтобы они усвоили и были готовы к выполнению принятых в данной социокультурной среде гендерных норм и ценностей, модели мужского и  женского поведения.

Гендерный подход в обучении

Поступление в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несет в себе радости и горести,
взлеты и падения, открытия и разочарования. Вместе со статусом школьника ребенок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребенок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое то событие, произошедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых. Самыми близкими взрослыми для первоклассника являются любящие родители и мудрые педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, поддержат, подскажут, научат всему необходимому.

Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к обучению в школе.

Как же сделать так, чтобы переход в школу был менее болезненным, а сама подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка? Для того чтобы помочь ребенку в этом, педагоги начальной школы должны четко представлять себе, с какими знаниями и умениями оказываются дети на пороге школы. Учителям начальной школы следует обратить внимание на полоролевое воспитание детей. В последние годы специалисты подчеркивают, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но нередко оказывающими влияние и на их личностное развитие в последующей жизни. До сих пор ученые спорят по поводу понятий половое воспитание, и гендерное воспитание.

Так же существует понятие гендерные стереотипы, под которыми понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».

Методика для определения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5–7 лет была разработана на основе задач, представленных в программах по воспитанию дошкольников. Детям предлагалось ответить на 10 вопросов и выполнить несложные задания. Обследование проводили воспитатели дошкольных учреждений и педагоги психологи, непосредственно работающие с  детьми. При анализе результатов обследования дети были разделены на две группы по половому признаку: группа «мальчики» составила 90 человек, группа «девочки» — 77
человек. Кроме этого по количеству набранных баллов за ответы дети были условно распределены в группы «высокий уровень», «средний уровень» и «уровень ниже среднего». Полученные результаты были оформлены в таблицу. Из таблицы видно, что у большинства детей полоролевые представления сформированы на высоком уровне, затем по численности идет группа детей, имеющих средний уровень, и самая малочисленная группа — это дети, имеющие уровень сформированности полоролевых представлений ниже среднего. Однако количество детей, имеющих средний уровень и уровень ниже среднего, составляет более трети от общего количества.
Мальчиков, имеющих «средний» и «ниже среднего» уровни сформированности полоролевых представлений, почти половина от общего количества обследуемых мальчиков. Девочек, имеющих «средний» и «ниже
среднего» уровни сформированности полоролевых представлений, почти третья часть от общего количества девочек. Сравнивая результаты, следует отметить, что девочки имеют более высокий уровень сформированности полоролевых представлений, чем мальчики. Наибольшее затруднение у детей вызвали вопросы на представление о внутрисемейных половых ролях.

Таким образом, проблема полоролевого воспитания детей 5–7 лет является актуальной и требующей пристального внимания педагогов.

Таблица 1.

Результаты обследования определения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5–7

п/п


Группы

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

1

Мальчики

50

55,5

29

32,2

11

12,3

2

Девочки

56

72,7

18

23,4

3

3,9

3

Всего

106

63,5

47

28,1

14

8,4

Учитель начальных классов принимает эстафету у педагога
дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогами, должна
поддерживаться и продолжаться в семье. Педагог
выступает в этом случае не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Учитель начальных классов вслед за
воспитателем ДОУ должен стать для родителей консультантом и помощником и в этом направлении.

Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личности обретает актуальное значение в условиях обновления содержания образования и модернизации общеобразовательной школы. Гендерное образование помогает решать множество важных задач, и 
необходимость его развития все чаще обсуждается в педагогическом сообществе. Однако в нашем государстве в школьном образовании гендерный подход является еще большой редкостью.
Внедрение гендерного подхода в практику российского образования сталкивается с рядом трудностей: неоднозначное отношение в обществе и в профессиональной среде педагогов; отсутствие у школьных учителей специальных знаний в области гендерной педагогики;
школьные программы и учебники разработаны без учета гендерных
принципов обучения.

1.3 Проектирование гендерно-ориентированного урока

ФГОС НОО ставит задачи обеспечения планируемых результатов и 
создания условий для качественного образования, развития творческих
способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей.
Нельзя не учитывать тот факт, что мальчики и девочки в силу их поло-личностных особенностей различны. Таким образом, гендерно ориентированное обучение способствует выполнению требований ФГОС. При подготовке и проведении образовательных и воспитательных процессов, мероприятий необходимо учитывать особенности психического и физиологического развития мальчиков и девочек, независимо от того, по какой программе или в каком классе мы работаем. Предлагаю рассмотреть гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать при проектировании учебной деятельности.

Педагогические средства — это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр.).

ОПИСАНИЕ СРЕДСТВ СОПРОВОЖДЕНИЯ
К средствам педагогического сопровождения относятся:
1. Педагогическая помощь
2. Регуляция работоспособности обучающихся на уроках
3. Формы и методы формирования УУД (подробно представлены в сборнике
методических материалов.

Таблица 2

Характеристики гендерных особенностей

Характерно для мальчиков

Характерно для девочек

включаются в работу медленнее, пик активности приходится на середину урока;

высокая активность умственной работы, высокий темп подачи материала,
необходимо иметь запас дополнительных разно-уровневых заданий по
теме;

акцент на самостоятельность принимаемых решений;

для мотивации к деятельности использовать разнообразную, нестандартно поданную информацию;

активные методы обучения;

режим поисковой активности, «мозговой штурм», логические выводы,
построение алгоритма;

смена видов деятельности;

задания продуктивного характера;

правила через практические действия;

положительная конструктивная оценка выполненной работы;

групповая форма работы с элементами соревнования.

период врабатываемости, пик активности – начало и конец урока;

размеренный темп урока, подачи нового материала;

ориентированы на отношения, поэтому ждут от педагога подтверждения правильности ответа;

откликаются на эмоции, положительные эмоции мотивируют к деятельности;

тщательная проработка и детализация информации, работа по алгоритму, пошаговые технологии;

хорошее развитие моторных навыков, больший объём письменных работ, аккуратность;

легче даются задания репродуктивного характера, подталкивать к поиску нового постепенно;

хорошо развиты вербальные способности, важен подход к формированию правил через речь, не любят соревноваться, склонны поучать и критиковать при

повышенной эмоциональности; групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь;

важна связь нового материала со старым.

Выводы по главе 1


Адаптация в условиях систематического школьного обучения у младших школьников затяжная, сложная. Это состояние еще более усугубляется. Доказано, что уровень адаптации детей к школе зависит, прежде всего, от здоровья, а здоровье определяет уровень адаптации и от чуткого и доброжелательного педагогического отношения учителя, помогают детям преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повышая свой уровень развития.

Все это говорит об актуальности проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Очень важно изучить и оптимизировать процесс адаптации детей к школьным условиям. Особое значение анализ проблем адаптации проводится в гендерном аспекте, т.к. психофизиологическое развитие мальчиков и девочек 6 – 7 лет существенно отличается и во многом определяет специфику протекания привыкания к школьной жизни.


Глава 2. Практические исследования гендерных особенностей в процессе адаптации первоклассников в школе

2.1 Этапы, методы и методики исследования

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой среде, почувствовать себя увереннее. На протяжении всей второй главы мы рассмотрим диагностико-методический комплекс для изучения процесса адаптации учащихся. Цель исследования: проанализировать особенности адаптации первоклассников в соответствии с гендерными различиями.

Этапы исследования:

Подготовительный. На этом этапе будет представлена цель и анализ методик, которые проводились с преподавателем и результаты методики «Социометрия», а так же основные теоретические положения.

Опытно – практический. Здесь предполагается исследование уровня адаптации первоклассников в соответствии с их половой принадлежностью и так же будет представлен анализ уровня школьной мотивации, которая в ходе исследования была проведена;

Аналитический. На данном этапе будет представлены данные и их результаты, анализ опытно – практической деятельности, которые отражены в пункте (2.2; 2.3) и рекомендации родителям и педагогом на тему исследования.

Опишем методику проведения исследования.

Мы использовали наблюдение за первоклассниками в адаптационный период. Были соблюдены следующие требования к наблюдению:

Целенаправленность

Планирование

Самостоятельность.

Естественность.(наблю­дение проводилось в естественных для учащихся условиях).

Систематичность

Объективность.

Фиксация

Для исследования данной темы мы взяли обучающихся 2 класса МОУ СОШ № 40 города Ярославля. Исследование проводилось в апреле 2017 года. Основываясь на положениях об исследовательской работе, учитель поделилась результатами методики по определению уровня адаптации первоклассников в октябре 2016 года и рассказала, какими педагогическими средствами она пользовалась в адаптационный период с учётом гендерных особенностей.

В классе 26 человек из них 8 девочек и 18 мальчиков в возрасте 7-8 лет. Класс находится на стадии развития, стремящийся стать единым коллективом с общими целями, идеями и интересами. Сплоченность класса на среднем уровне. В классе у большинства детей развиты такие качества как ответственность за общее дело, самодисциплина, умение преодолевать возникшие сложности. Вначале были значительные трудности у детей в адаптации к новым условиям, но затем были установлены дружеские контакты со сверстниками.

Культура поведения у большинства детей на достаточно хорошем уровне, но есть и дети с низкой культурой поведения и общения не только с детьми, но и со взрослыми. У девочек развиты такие качества как аккуратность и ответственность, а у мальчиков - самостоятельность. Семьи детей благополучные, но не заинтересованы в воспитании детей как будущих граждан. Родители интересуются и учебой и жизнью класса в целом. В течение первых дней наблюдений сложились новые традиции класса и продолжают развиваться в том же направлении, также продолжается сотрудничество с параллельным классом. Активность детей во всех мероприятиях хорошая, задействованы в организации самоуправления практически все дети, ответственно относятся к любому делу. В целом класс достаточно активный и дружный. В классе выражены несколько групп по интересам, в большинстве, мальчики на переменах играют с мальчиками, девочки с девочками, в целом, атмосфера в классе положительная. Не все мальчики и девочки дружат между собой.

В ходе наблюдения за коллективом, было выявлено, что они еще не переживают неудачи своего коллектива, чаще всего, сильно переживают только за свои собственные.

Так же в ходе психолого – педагогической практики была проведена методика «Социометрия», цель которой является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе, на выявление межличностых отношений и выявление лидеров в классе, а выявление носителей конфликта в классе.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

45% - Звёзды (эти дети внешне привлекательны, достаточно уверены в себе, пользуются авторитетом в классе, с ними охотно дружат другие дети).

38% - Пренебрегаемые (Это активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды).

7% - Предпочитаемые (Это дети, которые хотят, чтобы их заметили, но они не необщительны или конфликтны).

10% - Отверженные (Это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты, нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям).

Данные проиллюстрируем на диаграмме (рис.1)

t1639920398aa.gif

Рис. 1 диаграмма результатов методики «Социометрия».

С преподавателем класса была проведена беседа и методика «Изучение особенностей адаптации обучающихся в школе», цель которой была выявить уровень дезадаптации или адаптации к школе с точки зрения учителя. Учителю нужно было ответить на 46 вопросов, касающихся темы исследования (Приложение 1). Были соблюдены следующие требования к беседе:

Определение цели беседы. 

Определение целевых воп­росов, которые экспери­ментатор будет задавать.

При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться.

Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.

Подготовленность.

Психологическая обоснованность.

Профессионализм проведения (искренность, внимательность, гибкость, педагогическая тактичность, этика).

По результатам анализа данной методики было выделено следующее:

Уровни адаптации:

До 14% - нормальная адаптация.

От 15% до 30% - средняя степень дезадаптации.

От 30% до 40% - средняя степень дезадаптации.

более 40 % - необходима консультация невролога.

По результатам класс имеет 37,1%, т.е. треть класса по представлениям учителя показывает среднюю степень дезадаптации. А, следовательно, с классом необходимо провести психологические беседы, коррекционные работы.

Во время психолого – педагогической практики была проведена методика изучения оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой с обучающимися с целью изучения уровня школьной мотивации и отражения отношений детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению, следовательно, мотивация и адаптация переплетаются друг с другом.

Ключ:

25 – 30 баллов - высокий уровень школьной мотивации.

20 – 24 баллов - хорошая школьная мотивация.

15 – 19 баллов - положительное отношение к школе.

10 – 14 баллов - низкая школьная мотивация.

1 – 10 баллов – негативное отношение к школе.

После индивидуальной беседы были подсчитаны ответы и сделаны соответствующие результаты:

Таблица 3.

Результаты методики Н. Лускановой по определению оценки уровня школьной мотивации.

Набранные баллы

Пол ребёнка

Уровень мотивации

От 18 до 24 баллов

Мальчик

Второй

От 15 до 20 баллов

Девочки

Третий

У мальчиков получилось от 18 – 24 баллов, что говорит о том, что они успешно справляются с учебной деятельностью, такие показатели имеют большинство учащихся начальной школы. У девочек от 15 – 20 баллов, что говорит о том, что они благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

В ходе этой диагностики мы опросили отдельно мальчиков и девочек, которым задали десять вопросов, касающиеся школьной мотивации к учёбе в период адаптации. Все данные результаты с определением типа гендера будут представлены в разделе 2.3

Использование педагогических средств в адаптационный период с использованием гендерных особенностей

Анализ педагогической литературы позволяет выделить следующие педагогические средства работы с детьми в адаптационный период с учетом гендерных особенностей:

Педагогические средства

Занятия с мальчиками

Занятия с девочками

Игры

«Давай-ка познакомимся!» Цель: создание условий для сплочения коллектива. «Лавата». Цель: создание условий для ознакомления и улучшения дружбы между одноклассниками. «Путаница». Цель: формировать дружеский коллектив, сформировать правило помощи и взаимопомощи. Покажи. Цель: учить действовать в команде. «Кот и Мышь» Цель игры: развитие ловкости, сообразительности, внимания, умение согласовывать движения со словами. 

«Дотронуться до одежды …цвета». Цель: узнать своих одноклассников лучше. «Море волнуется». Цель: развить у детей мышление и фантазию. «Хитрая лиса». Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность «День и ночь» цель: формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи.  «Ручеек». Цель игры: развитие ловкости, гибкости, а так же сплотить коллектив.


Беседы

Глаза – главные помощники человека, Чтобы уши слышали, Уход за руками и  ногами, Компьютер нам враг или помощник?

Почему  болят зубы, Дружить нужно со всеми, Личная гигиена, Красота – залог здоровья!

Упражнения

Упражнение «Мы охотимся на льва» – проговаривать текст, выполнять движения, согласно тексту. Упражнение. «Эхо» – называть имя, прохлопывать его, все дети повторяют. Игра «Гномики – гномики» – это веселые человечки, которые очень любят играть и веселиться.


Упражнение «Цветочки»– детям предлагается собрать цветочки с полянки и подарить друг другу. Упражнение. «Расскажи стихи руками». Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными. Упражнение. «Чудесные камешки». Раздайте детям по два камешка и пригласите ими поиграть: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д.

Анализ ситуаций

Знакомство, Устное общение, Просьба, Ты - слушатель, Вежливые слова, Слова – паразиты Устное общение. Здравствуйте! Посмеёмся. До свидания!

Поддержка, Благодарность, От улыбки станет всем светлей, Алло! Алло! Вежливое общение, Тихо или громко.

Для повышения уровня адаптации детей мы проводили:

Классный час на тему: «День космонавтики», «Дружба начинается с улыбки».

Беседы на темы «Школа», «Школьные дни прекрасные», «Я и школа».

Беседы на темы:

Игра, как хороша! Цель: сплочение коллектива.

Ах, праздник! Цель: знакомство с народными праздниками.

Ты – зритель! Цель: создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса

Поможем человеку в трудной ситуации. Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи в трудной ситуации.

Упражнения на темы:

 Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. Цель: Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом. Цель: Помочь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Для чего ходят в школу. Цель: Создание условий для освоения первоклассниками пространства
своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Первоклассное путешествие. Цель: Создание условий для виртуального путешествия в страну Умников.

Во время адаптационного периода преподаватель уделяла особое внимание на разделение девочек и мальчиков подбирая различные педагогические средства, играя с ними, занимаясь, но по – разному. Занимаясь с мальчиками, учитель стремилась больше с ними играть и обучать одновременно, используя анализ ситуаций, игры для сплочения коллектива, игры для мотивации к учению и различного рода упражнения, касающиеся поведения и этики. Занимаясь с девочками учитель стремилась подобрать различного рода задания, чтобы играя, они переходили в учёбу. Уделяя гендерным особенностям больше времени, она тем самым сплотила коллектив и сделала адаптационный период более мягким и менее продолжительным.

Анализ результатов диагностики уровня адаптации

Основываясь на данных, приведенных в пункте 2.1, собственных наблюдениях и опрос учителя, нами были определены уровни адаптации второклассников, исследование которых проводились в начале апреля 2017 года. Анализируя полученные данные отмечаем, что в целом дети адаптировались к новым условиям, принимают поставленные учителем задачи, выполняют его требования. В соответствии с темой исследования проанализирует отличия в уровне адаптации мальчиков и девочек.

Таблица 4.

Особенности проявления адаптации у девочек

Ф.И учащегося

Мотивация

Адаптация

Уровень

Значение

баллы

Уровень

1

ДБ

3

Средний

17

Третий

2

ПБ

3

Средний

17

Третий

3

ИИ

3

Средний

16

Третий

4

ЛМ

2

Хороший

20

Второй

5

ХК

3

Средний

17

Третий

6

НГ

3

Средний

15

Третий

7

ПН

3

Средний

15

Третий

8

ИК

3

Средний

15

Третий

Средний балл

3

Средний

16,5

Третий

Анализ данной таблицы показывает, что адаптация как по мнению самих учениц, так и по мнению учителя отмечается средний уровень мотивации, что также характеризует положительное отношение к учёбе и хорошую степень адаптированности девочек к процессу обучения в школе через игровой процесс.

Таблица 5.

Особенности проявления адаптации у мальчиков

Ф.И учащегося

Мотивация

Адаптация

Уровень

Значение

Баллы

Уровень

1

ВИ

3

Средний

19

Третий

2

АП

3

Средний

18

Третий

3

ЗТ

4

Хорошее

20

Второй

4

МН

4

Хорошее

22

Второй

5

РШ

4

Хорошее

23

Второй

6

АВ

4

Хорошее

22

Второй

7

АК

4

Хорошее

20

Второй

8

АБ

3

Средний

18

Третий

9

ДТ

4

Хорошее

23

Второй

10

ИВ

4

Хорошее

24

Второй

11

ДЗ

4

Хорошее

21

Второй

12

ВФ

4

Хорошее

21

Второй

13

ЕД

3

Средний

19

Третий

14

ДМ

4

Хорошее

20

Второй

15

РГ

4

Хорошее

22

Второй

16

СС

4

Хорошее

22

Второй

17

ИЛ

4

Хорошее

21

Второй

18

ДМ

3

Средний

19

Третий

Средний балл

4

Средний

18,5

Третий

Анализ данной таблицы показывает, что адаптация как по мнению самих учеников, так и по мнению учителя отмечается хорошей школьной мотивацией к процессу обучения в школе, что также характеризует хорошее отношение к учёбе и хорошую степень адаптированности к школе.

Таким образом, проведя практическое исследование по определению уровней адаптации мы определили, что теоретическое положение нашло свое подтверждение в практическом исследовании работы. Нами отмечены гендерные отличия в процессе адаптации детей 7 – 8 лет, девочки адаптируются дольше к учебной деятельности ежели мальчики, девочки принимают изменившиеся условия легче, в отличие от мальчиков, но мальчики адаптируются быстрее к учебной деятельности. С целью коррекции процесса адаптации были подобраны рекомендации родителям, благодаря которым они могут придерживаться неким советам и рекомендациям.

Советы  родителю на адаптационный период:

Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.

Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.

Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.

Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может, что-то сразу не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими.

Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.

Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться, так же нужные и ценные советы.

Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.

Любите своего ребёнка таким, какой он есть, ведь Вы его таким сами сделали!

Если ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями, ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле, ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников и появились друзья-одноклассники, значит, ваш ребёнок успешно прошёл адаптацию в школе.

Выводы по второй главе

Процесс привыкания ребенка к учебной деятельности довольно длительный. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в школьное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации. Учителю необходимо создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка к привыканию и тогда содержание общения педагога с ребенком удовлетворяет потребностям в нем. На основании практических исследований нами был определен уровень школьной мотивации, работа которая проводилась на протяжении двух недель в соответствии с планом работы класса и психолога по работе с детьми 1 классов. Анализ диагностических данных показывает, что девочки лучше приспосабливаются к играм, чем к учению, а мальчики к учению, чем играм. Основными причинами нарушения адаптации являются непринятие новых требований учителя, не установление контакта с одноклассниками, стремление привлечь к себе внимание, неготовность  к учению. Проведя практическое исследование по определению уровней адаптации, мы определили, что теоретические положения нашло свое подтверждение в практической части работы, а так же отмечены гендерные отличия в процессе адаптации детей 6 – 7 лет.

Заключение

Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны, чаще всего, с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого типа полушария головного мозга. Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету.

Взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития обязательно нужно учитывать их возрастные особенности.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком задачи: необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы условия успешной адаптации первоклассников в школе? Многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки мужчины и женщины, приводящие к различному поведению мужчин и женщин. Из того, мы делаем заключение, они разные люди.

Многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки , и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мальчики и девочки занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.  Половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведение. Это длительный процесс, в котором имеет место и идентификация как спонтанное подражание, и научение как результат целенаправленного со стороны взрослых воспитания у ребенка половой роли. 

Половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для пола поведение. В то же время нельзя не отметить, что окончательно вопрос о механизмах половой идентификации еще не решен. Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов.

Основываясь на данных положениях, отмечаем, что различия проявляются и в процессе адаптации к новым условиям, в том числе и к обучению в школе. Данное положение нашло свое подтверждение в теоретических источниках и в ходе проведения практической работы. Нами эмпирически была установлена связь между гендерными особенностями и уровнем адаптации детей 6 – 7 лет к школе. Проведя теоретическое и практическое исследования, доказав наличие гендерных особенностей в процессе адаптации детей к школе, цель определенную в работе выполнили, гипотезу доказали и на проблемный вопрос каковы условия успешной адаптации первоклассников в школе ответили. Задача каждого педагога является - изменить сложную обстановку в классе для ребёнка и сделать всё, чтобы младший школьник более спокойно пережил адаптационный период, при этом обучая и воспитывая детей с учетом их гендерной принадлежности.


Список литературы


Агафонова   И.Н.   Психологическая   готовность   к   школе//    Начальная школа М., 1999, № 1, с. 3.

Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст]/С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.

Басова, А. В. Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе. М.,   2012, с 102 – 105.

Герасимов К. Е. Гендерный подход в образовании //Педагогическое образование. М., 2013, выпуск 1, с. 2-6.

Горецкий В. Г. Начальная школа // Адаптация младших школьников, 2008 г. выпуск 2, с 3-6, [1]. 

Горецкий В. Г Начальная школа  //  Проблемы адаптации. 2006. № 1, с 124 – 137.

Григорьев. Н. В Гендерные отношения в воспитательном пространстве // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003, №2, с 13 – 14.

Н. Ерофеева. "В классе мальчики и девочки. Как их учить? // Народное образование. 2001, №2 с 54.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов.- М.: Логос, 2001. - 384 с.

Иванова Т. Б. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках. 2011 г, с 18 – 19.

Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб.: «Питер», 2000. - 514 с.

Коробейникова А. А. Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. - М., 2010. — 480 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.: Смысл, 2000. – 512 с.

Нартова-Бочавер С. К. Скоро в школу! / С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. – М., 1998. – 128 с [ 2]. 

Рахновская И. В. Вместе: Играем, учимся, переживаем. Пос. д/психологов. М.: Школьная пресса, 2005 г.

ТЕМА Советы  родителю на адаптационный период. Режим доступа http://aksschool.ru (дата обращения: 22.04.2017 год). 

ТЕМА Советы  родителю на адаптационный период. Режим доступа http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/04/02/rekomendatsii-roditelyam-po-uspeshnoy-adaptatsii (дата обращения: 22.04.2017 год). 

ТЕМА Советы  родителю на адаптационный период Режим доступаhttps://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=BSe%2B2d5PzR4jkb7fL1EmO%2BVkGCt7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cuY2hhbmNlMTguaG9zdGVkdS5ydS9mYW1pbHkvMV9rbF9hZGFwdC5wZGYiLCJ0aXRsZSI6IjFfa2xfYWRhcHQucGRmIiwidWlkIjoiMCIsInl1IjoiMzkxNTk0MTM1MTQ5MTg4MzA1NCIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTQ5Mjk1MTc3NTYxM30%3D&page=7&lang=ru (дата обращения: 22.04.2017 год). 

ТЕМА Требование к наблюдению. Режим доступа http://megaobuchalka.ru/8/43389.html (дата обращения: 22.04.2017 год). 

ТЕМА Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании младших школьников. Режим доступа https://infourok.ru/uchet-gendernih-osobennostey-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-771329.html (дата обращения 6.05.2017 год).

Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2006, с 6 – 10.

Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с ан гл. - СПб.: ИТД «Ленитий сад», 2000. - 416 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации