Выступление «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников с ОВЗ по слуху»
Выступление Брагиной О.В., педагога-психолога БОУ ВО
«Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников с ОВЗ по слуху»
Адаптироваться к школе не просто любому ребёнку, а уж ребёнку с любым функциональным нарушением здоровья тем более. Я работаю в «Грязовецкой школе-интернате для детей с ОВЗ по слуху» более 12 лет. Ежегодно к нам приходят первоклассники с разной степенью подготовленности к школе. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом и речевом развитии. От того, как развивался ребёнок в дошкольный период (какая помощь оказывалась ему и его семье, насколько правильно он слухопротезирован, имеются ли сопутствующие нарушения здоровья, стиль семейного воспитания, принятие родителями дефекта ребёнка и т.д.), всё это влияет на степень адаптированности первоклассника с нарушением слуха к школе. Кроме всего прочего меняются бытовые условия жизни, так как большинство детей проживают отдельно от семьи в школе-интернате.
В ОУ созданы все условия для успешной адаптации слабослышащего или глухого обучающегося:
- наличие учебного, компьютерного и реабилитационного оборудования (использование звукоусиливающей аппаратуры (ИСА – индивидуальные слуховые аппараты, система звукового поля, FM-система);
- дублирование звуковой информации визуальной (интерактивная доска, «бегущая строка», наглядность и др.),
- в школе оборудована сенсорная комната (вариант 2).
В последний августовский день в школе проводится первое заседание ШПМПК, на которой учителя и специалисты школы встречаются с вновь прибывшими детьми и их родителями (законными представителями). На этом заседании происходит первоначальная экспресс диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Медицинские сестры и педагоги знакомятся с информацией, связанной с развитием ребёнка в дошкольный период (медицинская карта, заключения специалистов, антропометрические данные и прочее). На этом заседании мы предварительно определяем класс обучения для ребёнка. Более точную, детальную информацию об актуальном развитии ребёнка мы собираем в течение сентября-октября, когда проводим первичную углублённую диагностику.
В течение первой четверти специалисты школы посещают уроки, занятия, прогулки, наблюдают за игровой деятельностью детей. Консультируют при необходимости учителя и воспитателей, и, конечно же, родителей. Как показывает практика, в этот период консультации с родителями проводятся чаще обычного. Всё это делается для того, чтобы снизить вероятность проявления дезадаптации.
В конце 1 четверти собирается ШПМПК на второе заседание, на котором мы обсуждаем результаты психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников и вновь прибывших учеников, справляется ли ребёнок с программой обучения. Здесь же выстраивается программа индивидуального сопровождения каждого обучающегося. В этом учебном году мы перевели двух обучающихся с I отделения (с лёгким недоразвитием речи) на второе (с глубоким недоразвитием речи) и одного ученика с 1 класса в подготовительный класс. На заседании присутствуют родители обучающихся, в отношении которых уточняется программа обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учебного процесса осуществляется посредством:
- коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по «Программе занятий по коррекции сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха» - индивидуально - 1 час в неделю и в группе по «Программе занятий по сопровождению социально-психологической адаптации первоклассников с нарушенным слуховым восприятием к обучению и жизни в условиях школы-интерната» - 1 час в неделю;
- коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» - индивидуальные занятия 3 часа в неделю; фронтальные (групповые) занятия по развитию слухового восприятия и техники речи – 2 часа в неделю.
- психолого-педагогическое консультирование ребёнка – инвалида или ребёнка с ОВЗ и его семьи проводится специалистами образовательной организации по запросу и необходимости.
Индивидуальные занятия педагога-психолога с детьми строятся с учётом выявленных проблем в развитии и обучении. Как показывает мой многолетний опыт, в 70% случаев у первоклассников плохо развиты мелкая моторика и произвольность внимания.
В последние годы мы стали практиковать первоначальное "до учебное" знакомство детей со школой - это Дни открытых дверей. Родители вместе с детьми могут побывать в определённый день в образовательном учреждении. Познакомиться со школой, условиями жизни в интернате, медицинским блоком, будущим учителем, поприсутствовать на открытых уроках и занятиях, попробовать себя на мастер-классах, получить консультации специалистов и пр. Эти мероприятия, не только знакомят детей с их будущим, но и, в первую очередь, способствуют снижению родительской тревожности и неуверенности.
Надо отметить, что приезжают к нам не только родители будущих первоклассников, но и тех детей, которым ещё до школы 2-3 года. Некоторые из них, в этом году, обратились к нам за помощью в подготовке их детей к школе. Сейчас эти дети приезжают к нам на дополнительные платные групповые занятия по субботам.
Благодаря слаженной систематической работе всех педагогов и специалистов адаптация первоклассников и вновь прибывших обучающихся проходит успешно.