Статья «Педагогические технологии в обучении речевому общению»
Педагогические технологии в обучении речевому общению
1.Определение понятий
Термин технологии обучения возник в середине ХХ столетия в США и первоначально соотносился с идеей технизации учебного процесса. Сторонники этого направления в качестве основного средства повышения эффективности учебного процесса рассматривали широкое использование на занятиях технических средств обучения, в том числе обучающих машин.
Такая трактовка термина сохранилась до 70-х гг. прошлого столетия, когда произошла дифференциация термина на:
а) технологии в обучении, означающие применение в учебном процессе технических средств;
6) технологии обучения, характеризующие используемые на занятиях различных приемы обучения, обеспечивающих достиженияпоставленной цели занятий.
Термину технологии обучения в российской педагогике долгие годы соответствовал термин «НОТ» (научная организация труда) —совокупность приемов работы, обеспечивающих совершенствование труда (обучения) на основе достижений науки и техники. Одновременно в зарубежной и отечественной педагогике получило широкое распространение понятие педагогические технологии, которым посвящено большое число публикаций в разных областях знаний (Педагогические технологии, 2004; Кларин, 1998; Беспалько, 1989) а курс «Педагогические технологии» включен в образовательные программы высшей школы,
Термин «педагогические технологии» чаще всего используется для обозначения совокупности приемов и способов работы преподавателя на занятиях. Его можно рассматривать как обобщающее понятие для характеристики приемов работы педагога с различными средствами педагогического воздействия на учащихся, в том числе техническими средствами.
Такое понимание термина находится в соответствии с рекомендацией ЮНЕСКО, согласно которой «педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (Педагогические технологии, 2004. С. 26). И хотя среди ученых нет
единой трактовки этого понятия, можно утверждать, что первоначальное
понимание технологии в обучении как использования в учебном процессе технических средств, и технологии обучения как совокупности приемов
работы учителя, демонстрирующих его мастерство, в понятии «педагогические технологии» объединились для достижения максимального эффекта.
2. Место педагогических технологий в учебном процессе
Педагогические технологии, как свидетельствует многолетний опыт преподавания языков, являются эффективным средством повышения эффективности и качества занятий, которые достигаются в результате:
а) интенсификации учебного процесса в целом, так как с их помощью расширяется объем и прочность усвоения учебного материала при сокращении времени, отводимого на его усвоение;
6) индивидуализации занятий благодаря тому, что преподаватель, используя различные технологии, может предложить учащимся программу занятий с учетом их интересов и индивидуальных затруднений в овладении материалом;
в) лучшей организации учебного процесса вследствие четкого распределения видов работы по месту их выполнения (самостоятельно, в кабинете технических средств обучения). Особое место отводится использованию компьютерных программ, позволяющих значительно расширить возможности самостоятельной учебной работы учащихся в режиме интерактивного обучения;
г) максимального приближения процесса обучения к условиям реального обучения с помощью аудиовизуальных средств, воссоздающих языковую среду;
д) опоры на разные источники информации, что создает благоприятные условия для восприятия учебного материала и его активизации;
е) возможности варьировать приемы обучения благодаря педагогическим возможностям, заложенным в разных видах педагогических технологий.
Исключительно велика также познавательная и воспитательная роль современных технологий обучения при знакомстве с языком и культурой носителей языка.
О роли технологий обучения применительно к овладению иностранным языком писал в далекие 60-е г. прошлого столетия Б.В. Беляев, который справедливо замечал, что такие технологии (в соответствии с традициями тех лет он их называл техническими средствами обучения) повышают эффективность
занятий по языку благодаря:
—обильному слушанию иноязычной речи, что способствует развитию у учащихся внутренней иноязычной речи, на основе которой быстрее и легче образуются навыки и развиваются умения активного говорения;
—просмотру видеоматериалов, что способствует развитию устной речи; —возрастанию потребности в беспереводном понимании иноязычной речи
в результате опоры на разные источники восприятия,
—`возможности многократного прослушивания собственной иноязычной речи в магнитозаписи с последующей ее самокоррекцией,
—возможности воспроизводить иноязычную речь, которая непосредственно связана с реальными жизненными ситуациями и потребностями учащихся.
«Использование таких средств в обучении языку является весьма рациональным методическим приемом и способом обучения языку, рассчитанным на развитие у учащихся той внутренней речи, без которой невозможна ни активная внешняя устная речь (говорение), ни полноценное овладение письмен- ной иноязычной речью» (Беляев, 1965. С. 166).
Эффективность работы с современными педагогическими технологиями
зависит:
от владения преподавателем такими технологиями, от знания их возможностей для достижения поставленной цели обучения;
систематической и комплексной работы с технологиями, которые должны стать органической частью системы обучения языку;
уверенности преподавателя в том, что использование избранных для занятий технологий имеет преимущество в сравнении с традиционными средствами обучения, что проверяется в рамках опытного обучения и сравнения эффективности разных видов технологий.
Можно утверждать, что современные педагогические технологии в виде системы средств обучения (технологии в обучении) и приемов работы с ними (технологии обучения) являются надежным источником повышения качества занятий по языку.